Вопрос конца свет волновал христиан всегда. Некоторые неумеренные апокалиптические тенденции в I веке обязали Апостола Павла сказать: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10), тем самым призывая христиан работать, в то время как некоторые из них, бросив все земные дела, ожидали Христа. Эсхатологическая проблематика беспокоила на протяжении всей истории и наш народ, в отдельные периоды приобретая довольно острый характер и даже государственную значимость. Так в конце XV века Пасхалия заканчивалась 1492 г., т. к. по мнению многих современников наступающая 8-я тысяча лет от сотворения мира не означала ничего, кроме как «исполнения времен»! Столь же напряженным было ожидание конца света в XVII в. Это было связано с богослужебной реформой и последовавшим за ней расколом. В связи с тем, что Большой Московский Собор, осудивший как раскольников, так и Патриарха Никона проходил в 1666 г., не возникало никаких проблем и с кандидатами на звание антихриста! Собственно последнее, т. е. поиск антихриста, является лейтмотивом всей нашей религиозный истории. Так, в начале XVIII в. у многих жителей нашей страны не было никаких сомнений, что предметом этих ожиданий является Петр I.
Развитие апокалиптических настроений и ожиданий в наши дни объясняется, во-первых, стремительно растущей тенденцией к концентрации всех видов власти в одних руках, к тотальному контролю над жителями планеты, что и предсказывал святой Апостол Иоанн Богослов в Книге Откровения, во-вторых, совершенно очевидной деградацией нравственного состояния самих представителей власти. Но в наши дни понимание этой темы (персонализации антихриста) приобрело совершенно новый характер, не имеющий прямых аналогов в прежние времена. Поиск антихриста в наши дни связан не с личностью (пусть и самой шокирующей), а с техническими возможностями полного контроля над деятельностью каждого человека. Так в конце 1990-х гг. приобрел особую значимость вопрос о трех шестерках, якобы присутствующих в защитном рисунке паспорта, цифровых кодах (ИНН), штрих-кодах, электронных документах и т. д. Пропагандисты такого рода «новых религиозных идей» утверждают, что человек, участвуя в процессе применения этих технологий, априори принимает «печать антихриста». Утверждается, что использование ИНН, электронного паспорта или других видов технологий учета и обработки персональных данных (далее - технологии) является принятием на чело и на правую руку «начертания зверя» (см. Откр. 13: 16). В том факте, что данные электронные технологии становятся фактически обязательными для тех, кто живет в цивилизованном социуме, алармисты видят подтверждение слов Апокалипсиса - «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16). Однако давайте разберемся - действительно ли в электронных документах, штрих-кодах присутствует злополучные «666», и если нечто подобное присутствует, то соотносится ли это напрямую с теми словами, которые мы читаем в Откровении святого Апостола Иоанна Богослова?
Для начала выясним - что такое «666». Во-первых, святой Апостол Иоанн Богослов не случайно в описании антихриста использует именно этот символ, который был хорошо знаком его современникам из иудеев. В Ветхом Завете число «666» - символ высшего земного благополучия и могущества: именно столько талантов золота собирал самый могущественный израильский царь Соломон с покоренных соседей. Т. е. дело не в самих цифрах (не в «магии чисел»), а в том содержании, которое передается с помощью этих знаков. 666 - это числовое значение еврейского словосочетания «ха-мелек - ле-ишра'ель» - «царь Израильский!» Т. е. в каком-то смысле следить надо не за штрих-кодами, а за новостными сюжетами с Ближнего Востока. Во-вторых, само число «шестьсот шестьдесят шесть» в языке оригинала (т. е. еврейском языке) обозначается тремя разными символами, а не троичным повторением цифры «6». Абсолютно такая же система и в древнегреческом языке, на котором написано Откровение! Другими словами, число зверя - это не три шестерки, а число «шестьсот шестьдесят шесть», в которое святой Апостол Иоанн Богослов вкладывает особое значение.
В-третьих, в 2001 г. Синодальная богословская комиссия, специально занимавшаяся изучением вопроса об ИНН, опубликовала итоговый документ, в котором, в частности, говорится, что «наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований». Так же специалистами было установлено, что в рамках стандарта EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров компьютерные технологии не воспринимают три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок! Т. е. речь идет о том, что «666» в штрих-кодах фактически отсутствует! Если же говорить о каких-то законспирированных значениях или случайностях - то стоит ли обращать на это внимание? В конце концов, в Библии тоже вполне случайно присутствует страница №666. Повернется ли рука у «ревнителя» уничтожить эту Священную Книгу ввиду наличия в ней «нехорошей» страницы?
Тем не менее, за последние 15 лет вопрос о шестерках, увы, не потерял своей актуальности, и периодически возникает на страницах околоцерковных брошюрок, где от лица священнослужителей или «старцев» публикуются призывы не принимать ничего, что связано с электронными технологиями. Более того данная позиция непринятия объявляется чуть ли не новым видом исповедничества за Христа. В рассмотрении этого вопроса недостаточно оперировать исключительно формальными тезисами. Здесь есть насущная необходимость психологического и богословского анализа данной алармистской доктрины.
Итак, с психологической точки зрения здесь все очень просто - конкретная, впечатляющая наглядность данного символа («666») способна создавать иллюзию особой значимости. Для обыденного сознания соединение в одном аспекте простоты и актуальности - залог доверия. Впечатляют и сами цифры - «666 - число имени антихриста». С богословской точки зрения, все несколько сложней. Идеологи доктрины утверждают, что человек своим участием в процессе применения этих электронных технологий незаметно для себя принимает скрытым образом зафиксированное число антихриста и, следовательно, отрекается от Христа. Стоит особо подчеркнуть, что в подобных алармистских «доктринах» везде сквозит идея незаметности, неосознанности принятия человеком тех или иных убеждений! А принятие «печати зверя», служение антихристу - это убеждение! Антихристу нужны сознательные «гвардейцы», которые будут служить ему, а не случайные жертвы, которые как раз будут «потерпевшими», т. е. мучениками. Может ли человек без нарочитого волеизъявления принять некое убеждение, допустим христианство? Представим, что посредствам этих технологий в штрих-кодах законспирированы не три шестерки, а Крест! Можем ли мы предположить, что люди, соприкасаясь с предметами, имеющими такой штрих-код с Крестом незаметно для себя, постепенно принимали бы Христа и тем спасались? Совершенно очевидно, что подобная идея абсурдна. Она обесценивает мученичество, исповедничество, аскетику и все то, что мы именуем духовной жизнью! Получается, что христианину не требуется ни веры, ни Таинств, а только случайная покупка некоего товара, в штрих-коде которого законспирирован знак Креста! Простите, христианство не знает такого учения!
Абсурдность подобных идей очевидна, сколь очевидно и происхождение оных! Подобные доктрины демонстрируют принцип магического восприятия религии и самого главного аспекта христианства - нашего спасения. Отсюда столь пристальное внимание уделяется именно внешним символам, которые якобы бы без меня и помимо меня могут погубить меня или спасти! Святоотеческое христианское богословие свидетельствует нам, что тот человек, который не следует путем правильной христианской жизни - он незаметно для себя принимает антихриста, ибо приобретает дух антихриста и таким образом действительно становится его последователем. И наоборот, исполнением заповедей Христовых человек соединяется с Духом Божиим и ограждается Его силою! Толкуя Книгу Откровения святого Апостола Иоанна Богослова, святые отцы прямо говорят, что печать на челе означает печать на образе мыслей человека (чело на языке восточной культуры - это символ мысли), печать на руке (рука - это символ деятельности) - печать на деятельности человека. Т. е. речь идет о духе человека, а не о внешней атрибутике. Другими словами печать антихриста принимает тот, чей образ мыслей и сфера деятельности полностью направлены к тому «царю израильскому», тому рогу изобилия, который обозначен тремя шестерками, а не тот, кто приобретает банковскую карту или электронный паспорт. Поэтому современные псевдобогословские доктрины, говорящие о том, что использование электронных технологий якобы является отречением от Христа - не что иное, как грубое искажение нашей христианской веры, другими словами - ересь!
Существует, конечно, некоторый личный психологический аспект. Человека может смущать наличие в пространстве его жизни этих технологий из цикла «А вдруг...» Но на это нам дан Крест! Если возникает такое смущение - всегда можно мысленно или физически перекрестить причину появившегося смущения! Что устоит перед силою Креста? Совершая Крестное знамение, я исповедаю свою веру во Христа. Это моя личностная реакция на происходящее и указание на мою принадлежность - я Христов! В данном случае сам по себе Крест не является магическим элементом (здесь давайте не будем уподобляться «ИНН-щикам»). Мы ограждаемся молитвою, обращенной к Тому, Кто нас спас Этим Крестом! Сам Крест имеет силу только тогда, когда воспринимается нами, как символ, знак, орудие нашего спасения, а не как две пересеченные прямые. Очень многие носят крестики без всякой веры, даже будучи некрещеными, как украшение. Является ли такое ношение креста спасительным действием? Вряд ли. Спасительную силу в жизни человека имеют те действия, которые сопряжены с его верой в эту спасительную силу Божию! Человек принимает Крещение, потому что верит в Бога, человек причащается Святых Христовых Тайн, потому что верит в теснейшее соединение с Ним, а не потому, что сами по себе (вне смысла и веры, т. е. вне глубокого религиозного содержания) эти действия видятся им спасительными! В данном случае движущей силой является вера человека в спасительность этих действий, а не сами по себе действия!
Если же вера человека будет сосредоточена на том, что с использованием электронных технологий он сознательно присягает антихристу, принимает его в качестве своего «спасителя», тогда этот человек действительно становится предателем Христа! Если бы официально было объявлено, что ИНН, электронные паспорта, штрих-коды являются таким же символом антихриста, как Крест является символом Христа, то тогда можно было бы утверждать, что всякий человек, использующий электронные технологии этим самым декларирует: «я верую в антихриста и принимаю этот знак, как символ веры в него». Но в реальной жизни разве это присутствует? Православный человек, употребляющий банковскую карту, разве произносит: «Ныне верую в ту информацию, которая зашифрована в этой карте»? Вовсе нет! Своим действием он разве присягает антихристу, принимает его веру и идеологию? Конечно, нет! Более того, он может даже перекрестить «предмет смущения» и явным образом обнаружит свою духовную принадлежность! Если же человек принимает электронные технологии как «веру в антихриста» - да, он становится последователем антихриста! А если он принимает эти технологии в качестве удостоверения личности или банковской карты, то придание этим действиям мистического или религиозного содержания абсолютно беспочвенно!
И еще один момент. Да, в этом мире присутствуют сатанисты! Возможно, они присутствуют на очень высоком уровне власти. Возможно, для них эта цифра является вожделенной (как и любой другой выбранный ими символ). Возможно, они оставляют свои знаки в нашем мире, как животные метят территорию! Но неужели мы будем так же верить «в это», как верят они, будучи язычниками и заблудившимися людьми? Неужели мы забыли слова Апостола Павла о том, «что идол в мире ничто» (1 Кор. 8: 4)? Пока у человека нет веры в религиозную значимость того или иного символа, который якобы зашифрован в тех или иных электронных носителях они не могут иметь никакого духовного воздействия на его душу! Вера определяет направление пути человека к Богу или, напротив, к антихристу, а не какие-то тайные знаки! Помимо его сознания, помимо его убеждений, помимо его воли никто и ничто не сможет совратить человека с выбранного им спасительного пути христианской веры. А посему к нарочитым апокалиптическим алармистским призывам стоит относиться как к намеренной провокации со стороны тех псевдодуховников и псевдобогословов, чьи сомнительные цели весьма далеки от декларируемого ими желания спасти все человечество!
66. Ответ на 47., рудовский:
65. Ответ на 62., Чебурашка:
64. Ответ на 63., рудовский:
63. Re: Об истерии вокруг «числа зверя» и апокалиптических страхах
62. Re: Об истерии вокруг «числа зверя» и апокалиптических страхах
61. Ответ на 55., М.Яблоков:
60. Re: Об истерии вокруг «числа зверя» и апокалиптических страхах
59. Ответ на 56., рудовский:
58. Ответ на 55., М.Яблоков:
57. Re: Об истерии вокруг «числа зверя» и апокалиптических страхах