О подвиге веры

Проповедь на Послание к Евреям 11:17-23; 32-40, произнесенная 1 января 2017 года в храме на Радужном массиве г.Киева

0
633
Время на чтение 8 минут

Когда мы говорим о значении веры в жизни православного христианина, то следует знать, есть разные виды веры: разумная вера, которая знает Писания и убеждена в правоте; сердечная вера, которая доверяет и действует; спасающая вера, которая уводит человека от погибели; мертвая вера, которая «без дел мертва есть» (Иак. 2:20).

Апостол Павел формулирует понятие веры как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера включает в себя три основных понятия: первое - знание того, что сказал Бог. Вот почему так важно читать Писание и труды Свв.Отцов. Даже достаточно знать главную истину Слова Божьего, которая является стержнем всего Писания, чтобы не бросаться в атаку на атеизм (потому как лучше одна зажжённая свеча, чем проклятье тьме): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Рассказывают, как умирал один известный преподаватель диалектического материализма. У одра умирающего собрались самые верные и любимые его ученики и как могли подбадривали его словами: «Держитесь же, учитель! Держитесь! Мы верим в Вас». На что последний открыл глаза, виновато посмотрел на них и тихо ответил: «Рад бы...да не за что».

Часто люди говорят, что не могут читать Библию, потому что ничего в ней не понимают. Но это лишь наши отговорки. Я не знаю строения своей пищеварительной системы, поскольку не врач; не знаю количество в потребляемой пище витаминов, углеводов, белка, аминокислот и т.д. Но я кушаю, чтобы жить. Другой человек может хорошо во всем этом разбираться, но если он не будет питаться, то умрет со своими знаниями.

Библия также удовлетворяет наш духовный голод, даже если мы что-то в ней не понимаем. Бог и не требует от нас, чтобы мы все понимали - Он только просит, чтобы Ему доверяли. Как доверяют дети своим родителям, хотя не знают, зачем их сейчас ведут к доктору.

Во-вторых, в веру входят чувства. Страх, любовь, желания - все это чувства. Сказано: «Начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110:10).Вот почему детская вера наиболее крепка и является опорой на всю последующую жизнь человека. В детстве она не определяется какими-то рациональными умозаключениями, а основана исключительно на сердечном чувстве Бога, на любви к Нему, Его осязаемом присутствии в жизни ребенка, и так укореняется верно и надежно на всю дальнейшую жизнь, формируя личность и характер.

И, наконец, в веру входит воля. Воля - это наши личные усилия и понуждение себя к поступку. Без воли ничего нельзя достигнуть. Вера останется безжизненной абстрактной величиной, если она не соединится с поступком, действием, даже страданием за искомый идеал.

Таким образом, вера проявляется тремя способами: она проявляется в учении (на объект чего наша вера направлена); она проявляется преклонении - в общении с Богом и Церковью; она проявляется в морали (том образе жизни, которым мы живем).

Часто путают понятия веры и суеверия. На самом деле вера ничего общего не имеет с суеверием, потому что всегда начинается с конкретного религиозного опыта. Что-то случается с человеком, что внедряет в него непоколебимое убеждение в том, что невидимый мир не только существует, но Бог жив и действенен в промысле Своем.

Вера в дальнейшем не совпадает с самим опытом. Святой Макарий Великий в одной из своих проповедей раскрыл это так: он рассказал, как человек, переживший глубокий религиозный опыт, ушел в этот опыт совершенно. И пока этот опыт имеет место, он не может ни его проследить, ни за собой следить. Он и этот опыт сливаются в единое русло.

Разум также не может порождать веру. Разум сопутствует вере, но не порождает ее. Вера есть согласие без испытаний, в том смысле, что принятие верою не обусловлено исследованием вопроса. Это дается от Бога. Фома Аквинский писал: «Свобода воли несоразмерна акту веры, ибо содержание веры выше рассудка... Поэтому если человеку предстоит уверовать, то это не может происходить от него самого, пока Бог этого не даст». Отсюда, вера - это дар.

Обратите внимание, что слово «вера» означает с одной стороны доверие, а с другой - верность. Вспомним Авраама: «... пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

Куда? Зачем поведет? Здесь уже устоявшийся быт, привычное окружение... да, и возраст - о другом уже следует думать. Но Авраам лишь знает, что с ним говорит Бог. Не колеблясь, встает и идет. Идет и находит землю Обетованную.

Теперь единственного сына, которого Сам же и дал ему - Исаака - требует принести в жертву. Как бы мы тут возмутились! Как, отнять самое дорогое, которого по молитве от Тебя получили с Саррой, и вдруг на жертвенник!? Ах как Авраам мог возмутиться. И это по-человечески очень даже понятно и разумно. Но это не было актом доверия Богу. Так Авраам оставил свою душу совершенно открытой и для боли, и для чуда. Пусть Господь же Сам все устроит.

В этом и заключается подвиг веры. Мы в сегодняшнем Послании об этом читали: «... Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде и других пророках. Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:32-34). Как видим, с Божьей помощью верующие обретали безусловную победу над врагом и обстоятельствами. «Все возможно верующему» (Мр. 9:23). «Не бойся, только веруй» (Лк. 8:50).

Но и верующие прославляли своим свидетельством Его правду, когда Господь промыслительно попускал верным Своим сосудам великую честь умереть за Него. «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:36-38).

Вот, дорогие братья и сестры, в Новом Завете ученики просят у Христа сесть по правую и левую сторону Его. Они уже грезят себя в лучах Его славы, но совершенно пропустили страшное благовестие о Его страстях и смерти. Люди не любят вообще думать о смерти. Им куда приятнее быть на балах, встречах, свадьбах, гульбищах. Но Слово нам говорит, что «сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Экк. 7:4). Вот и ученики в тот момент думают не о Нем, а о себе. И Господь подводит их к самому сердцу беседы - готовы ли они остаться с Ним, когда ночь и ужас окутают Его? Пройдут ли с Ним крестный путь - пока Он не станет победителем?

В народе часто говорят: «У победы много отцов, а поражение - всегда сирота». Ученики своим утверждением свидетельствуют, что они - его друзья. Вот наша готовность не уйти, чтобы там не случилось, как бы не сложились обстоятельства - делает человека другом. Не приятелем, не знакомым, а другом.«Друг бедой познается», - также говорит народ.«Если сразу не разберешь: плох он, или хорош...», - то надо его испытать.

Мы часто принимаем православную веру «по наследству», особенно не задумываясь: дескать, крещен в детстве - потому православный. Спросите, когда он последний раз причащался - оказывается, он вообще смутно представляет, что это такое. Ну, иногда свечку зайду поставлю, разве этого мало? Насколько такая вера «по наследству» может быть устойчива? Нет угроз, бури за неесегодня (разве что от украинских расколов, которым несть числа), проблем за нее, как лет тридцать назад. Она легка («бремя Мое легко есть») и, к сожалению, не вкоренена во многих глубиной своей.

Это похоже на богатство, которое своим горбом и потом зарабатывали для нас поколения предков наших. Они лопатили, надрывались, ценили и экономили каждую копейку, чтобы этот скарб передать потомкам. А нам это накопленное на сберкнижку досталось по наследству - сумеют ли молодые люди достойно оценить вложенный в это труд? Ой, вряд ли... Мы можем легко распылить и, как в народе говорят, профукать это богатство, ибо опытно даже не знали, как его зарабатывали для нас. В жизни, к сожалению, так часто происходит -не только быстро все «профукаем», но еще и в долги попадаем.

Так и вера, основанная на личном опыте, может устоять, а вера, которая заключается только в том, что мы получили «в свернутом виде», так сказать, по «наследству» - устоять не может. Поэтому ее необходимо в себе взращивать: постом, молитвой, милостыней. Надо опытно познать ее силу.

Вот мы читаем о встрече Спасителя с апостолом Петром после Воскресения. Помним, что Петр трижды от Него отрекся. Что бы, думаем мы, мог Христос спросить Петра? Да уж наверное: «Как ты мог? Да не стыдно ли тебе? Хочешь ли снова стать Моим учеником?» А Христос вместо этого лишь спросил: «Любишь ли ты Меня больше остальных?» («Кому много прощается, тот много любит» Лк.7:47). До трех раз так... И Петр уже со слезами: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин, 21:15). Христос не словам верит, а смотрит в глубину сердца.Петр выстрадал свое прощение. Он всегда помнил свое отречение под крик петуха...Можно только представить, как он страдал от этого...

Страдание есть основной вопрос человека, вопиющий к Богу; Христос есть ответ Бога на этот вопль. Вспомним программу Христа, как Он провозгласил ее в Назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Ис. 61:1-2).

Он принес Евангелие милосердия, мира и любви. Ведь Он Сам прошел весь тяжкий путь человека, притом неся на Себе наши скорби без вины. Он родился в яслях и умер на кресте. Когда настало время Его рождения, не было места для Его Матери в гостинице.Он испытал и долю «беженства» во время бегства в Египет. Потом он говорил о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где главу преклонить» (Мф. 8:20). Он плакал. В Гефсимании, находясь в борении, Он молился - «и был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). «Душа Моя скорбит смертельно», - сказал Он в ту ночь Своим ученикам.

И, наконец, Он пережил на кресте муки, которых мы никогда не поймем, муки Богооставленности: «Боже мой. Боже мой. Для чего Ты Меня оставил?»

И потому - «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».

И потому Он сказал и теперь говорит со властью эти слова, обращенные к страдающим всех времен - и к тем, кто страдает за грех, прежде всего: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28).

Что же дает Христос человеку, обремененному страданием за неправду?

Прежде всего Он дает «слепым прозрение», т.е. научает отличать страдание за ложь от страданий за правду. Он прощает вину и этим освобождает от величайшей кары за неправду, от муки совести, и этим самым вновь соединяет нас с источником жизни -Богом.

Наконец, Он извлекает причину страдания - стрелу греха из нашего сердца, освобождает от власти греха тех, кто томится в плену своих низменных вожделений. Воистину, Он влагает персты Свои в наши раны. Он до конца возлюбил человека, не только все человечество, но и каждого из нас, тебя и меня, дорогой брат и сестра.

Библия дышит личной любовью Бога к человеку: «Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31:3). «Я назвал тебя по имени:: ты - Мой» (Ис. 43:1).

Этими словами может быть выражена любовь Бога не только к Израилю, но и к каждой отдельной личности.

Все остальное может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41