Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нырять или не нырять: вот в чем вопрос

Священник  Александр  Ермолин, Русская народная линия

20.01.2017

19 января Русская Православная Церковь, а вместе с ней и наш многонациональный народ,  празднует Крещение Господне. Празднует народ по-разному: кто-то идет на Царские Часы Крещенского Сочельника, Причащается Святых Христовых Тайн.  Кто-то  берет пяти и даже девятнадцати-литровые бутылки и идет за святой водой.  Еще одна категория людей - это те, кто купаются на крещение. Вот об этом и предлагаю поговорить. 

Традиция  купаний. Да, купание на Крещение Господне  - это многовековая традиция. Своими корнями она восходит к Святой Земле, где паломники стараются обязательно стараются окунуться в воды Иордана, в которых крестился Сам Господь. Правда, вот температура воды в Иордане градусов десять - пятнадцать. Заметьте, что  выше нуля, а не  ниже, как в России. 

Есть еще одна традиция - напоминать всем желающим окунуться, что делать это нужно очень осторожно. Читаем, что об этом сказано в «Настольной книге для священно-церковно-служителей»: «в некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. Такой обычаи нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордани во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнию и здоровьем».

Категории купающихся. Я бы разделил тех, кто купается на Крещение на две большие группы: «православные», «мы-православные» и «случайные».

Православные. Те люди, которые могут правильно расставить приоритеты. В первую очередь - богослужение, Литургия, Причастие на Крещение. Причастие  - это необходимая основа духовной жизнь, которую заповедал Сам Господь в Евангелии: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

В первую очередь - Причастие, потом уже можно набрать святой воды, поблагодарить Бога за этот дар. Кстати, эти люди приходят в храм к началу богослужения, а не занимают место в очереди к воде за церковной оградой. Ну и после всего этого если есть большое желание, можно окунуться в воду, вспомнить  то, как Сам Господь принял крещение в водах Иордана.

Кстати, по моим наблюдениям, среди этой категории людей купается немного. Просто понимают, что за чем идет по степени важности.

«Мы-православные». Еще одна категория людей, идущих купаться, это те люди, которые искренне считают себя православными, но являются таковыми лишь по названию. Именно эти люди часто стоят многокилометровые очереди за водой и идут купаться.

Есть один универсальный критерий Православия, данный Самим Господом - Причастие. Причащаемся мы или нет  - вот критерий нашего православия.  Не хождение в храм на экскурсию, не выстраивание очереди за святой водой, не освящение куличей, а Причастие - вот основа духовной жизни.

Случайные. Случайные - это те, кто никак к православию не относится вообще. Многие вообще не крещены в Православной Церкви, многие исповедуют другую религию. Кто-то приходит из интереса, кто-то потому что «модно» и так далее. Такие тоже есть.

Зачем купаться? Какие же мотивы двигают людьми, которые готовы в 30 и более градусный мороз окунуться в прорубь?

Желание уподобиться Христу. Это, наверное, самым редкий и, вместе с тем, самый правильный мотив.  Этот мотив распространен только в среде православных людей, воцерковленных, понимающих, что и зачем. Хотите так пойти за Христом - идите. Только осторожно, ведь можно и заболеть от такого купания. 

Прощение грехов. Есть такое  опасное  суеверие -купание в иордани смывает с человека все грехи, совершенные им в сознательной жизни. Многие так и делают: весь год усиленно грешат, а потом купаются. Открою таким людям страшную тайну: грехи прощаются на исповеди, путем изменения своей жизни, путем работы над собой, но никак не  через купание в ледяной воде.  Тем более если после этого купания сразу можно выпить рюмочку и закурить. 

Продолжение святок. Для многих купания - это еще и веселое продолжение святок. Святки провели весело и хорошо: много ели, пили, не забыли погадать ну и теперь можно и окунуться. Нельзя. Нельзя потому, что святки  - это радость в первую очередь духовная, радость молитвы. 

Так как же быть? Набросаю небольшую инструкцию, как быть на Крещение.

1. Идите в храм. Только не к концу богослужения, а к его началу. 

2. Причаститесь. Приготовьтесь к исповеди и Причастию. Приобщитесь главной святыни Церкви - Тела и Крови Христовых. Именно они, а не вода является главной святыней Церкви.

3. Выпейте святой воды. После Причастия и окончания Литургии, не толкаясь, возьмите святой воды. Не  забудьте поблагодарить Бога за этот дар человеку.

4. Идите домой и не забудьте, что Вы - «свет миру» (Мф. 5:14). Так Господь в Евангелии говорил о своих учениках, которые должны быть светом, примером этому миру. Помогайте ближним и дальним, во всех аспектах Вашей жизни будьте православным христианином. 

5. Если хотите и имеете для этого необходимое физическое здоровье, окунитесь в иордань. Не пейте и не курите после этого.

Священник Александр Ермолин, и.о. проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Василий Петрович : Надеюсь, частное мнение священника люди не примут за официальную позицию нашей церкви.
2017-01-21 в 00:45

Правда, вот температура воды в Иордане градусов десять - пятнадцать. Заметьте, что выше нуля, а не ниже, как в России



Температура воды зимой в России, как и везде впрочем, не может быть ниже нуля. Для этого достаточно знать физику в объеме школьного курса. Температура воздуха - да. И минус 10, и минус 20. Но вода при давлении в одну атмосферу при снижении температуры ниже 0 градусов превращается в лед. А подо льдом имеет температуру выше нуля.

Извините за эту поправку.

И богословский критерий "православности", который приводится далее в статье, выглядит немного нелепо.

Причащаемся мы или нет - вот критерий нашего православия.

.

Есть люди, которые причащаются, формально и поверхностно исповедавшись. Они сами себя убеждают, что раз они исповедовались и причастились, то они "свет миру". И в этом же нас убеждает автор статьи. То есть те люди, которые себя ошибочно полагают "светом миру", обязаны этим таким учителям, как автор статьи.

Я не священник, и мое мнение - всего лишь - мое мнение, которое может быть ошибочно. И тем более, я не дерзаю называть себя "светом миру". Хотя причащаюсь и исповедуюсь.

Так вот мое мнение - есть много людей, не причащающихся, но хорошо воспитанных, умных и добрых. И есть много людей, которые причащаются, но очень злых. Которые чем больше причащаются, тем больше ощущают себя "светом миру". И несут в мир раздор.

Окунание в прорубь - это наша история, наша культура, наша самобытность. Богу - Богово, а кесарю - кесарево.

Вырастает поколение немощных, далеких от спорта и здорового образа жизни, далеких от своей культуры, несчастных людей.

Надеюсь, частное мнение священника люди не примут за официальную позицию нашей церкви.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме