Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь и вопрос спасения

Диакон  Артемий  Сильвестров, Русская народная линия

17.01.2017

Безусловно, в рамках данной статьи мы ни в коем случае не подвергаем сомнению принцип свт. Кирилла Иерусалимского Extra ecclesiam nulla salus (Вне Церкви нет спасения). Все мы понимаем - будет Страшный суд и там мы все узнаем - кто спасется, а кто - нет. И для человека глубоко церковного  вопрос спасения решен - Церковь и есть Царство Божие, вне Христа нет спасения. Более того, подвиг святых отцов, мучеников и исповедников Церкви Православной со всей очевидностью показывает, сколь непрост этот спасительный путь. Однако, встречаясь с внешними людьми, мы вынуждены отвечать на весьма серьезные вопросы касательно спасения человека и человечества. В контексте этих дискуссий и изучения церковной истории нам приходится соглашаться с тем, что вопрос спасения в аспекте христианской сотериологии много шире, сложней и нетривиальней, чем односложный «классический» ответ.  

                                                                                   

Благодаря Воскресению Иисуса Христа каждый уверовавший в Него получил  возможность достичь состояния обожения (богочеловечества, богосыновства). Именно с этой целью Господь создает Свою Церковь и неотступно пребывает в Ней. Апостол Павел дает удивительное определение Церкви, он называет Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1:24). Какое значение имеет само древнегреческое слово ἐκκλησία (которое и переводится как «церковь»)? Это собрание, собрание людей. Те или иные человеческие объединения всегда имели место быть в истории человечества и характеризовались таковые единогласием, единодушием собравшихся. Однако из того,  что сказал апостол Павел («Церковь - Тело Христово»), мы можем заключить, что единство, принесенное Христом, носит принципиально иной онтологический характер. Апостол Павел утверждает, что все христиане являются членами Тела Христова. Т. е. в данном случае речь идет не об умственном или душевном настроении людей, а то что христиане являются членами одного и того же Организма и это органическое Единство создано Христом, а не людьми, Оно есть Его Тело и в Это Тело можно войти. Что значит Тело и как понимать вхождение в Него?

История христианства свидетельствует о двух различных пониманиях Церкви, которые при правильном рассмотрении не являются взаимоисключающими. Одно из пониманий предполагает, что Церковь есть общество людей, объединенных одной верой, Таинствами и священноначалием. Такое понимание ἐκκλησία вполне аналогично всем тем религиозным (и нерелигиозным) объединениям, которые всегда присутствовали в истории человечества. Однако апостол Павел, называя Церковь Телом Христовым, прямо указывает на то, что Она (Церковь) не является результатом объединения людей по причине их единогласия, это Тело Христово (Церковь) уже существует и в Него можно войти. Понимание Церкви, как объединения людей носит несколько формальный характер. Кто является членами этой церкви-собрания-организации? Каждый, кто крещен и не отлучен от Нее. Не имеет принципиального значения - праведник этот человек по-существу или грешник, свята его жизнь или порочна. Важен факт его крещения и отсутствия прещений. Самыми значимыми членами Церкви-организации являются те, кто занимают административные должности, обладают санами, званиями, научными степенями и т. д. и опять же вне контекста святости или порочности их жизни. Такое понимание существа Церкви можно назвать антропоцентрическим. Здесь в центре человек. Многие, воспринимая Церковь исключительно таким образом, как организацию нередко соблазняются, сталкиваясь с недостойным поведением некоторых ее членов, в частности и священников. Однако Церковь-организация есть не более чем оболочка, которая, конечно же, необходима, но не является  при этом самой сутью предмета. 

Иное понимание Церкви сводится к тому, что Церковь есть единство Духа Божьего, пребывающего в тех членах видимой Церкви, которые в своей жизни стремятся осуществить Евангелие в возможной полноте и чистоте. Такие люди входят в единство Тела Христово, в Церковь, как Богочеловеческий организм. Оказывается, каждый, кто уверовал во Христа и принял Его как Истину, как Спасителя, как Идеал человечности и норму жизни может соединиться с Ним настолько, что становится частью Его Тела! Церковь определяется, как «Единая, Святая, Соборная и Апостольская». Что означает «Соборная»? По-гречески καθολικός «всеобщий», от καθ' «по» и ὅλος «целый». Этим подразумевается Её пространственная, временна́я и качественная универсальность. Церковь понимается, как Единый и целостный Организм, в Который можно войти, став Его «клеточкой». В Церкви Христовой человек духовно рождается! До появления христианства человечество знало только один образ рождения. Рождение от ветхого Адама носило совсем иную качественную характеристику. Это был процесс стихийного выхождения. В Церковь Христову осознанно рождаются, входя в Организм, Который уже дан Христом, соединяются, собираются в единство Духа Святого. Такое понимание Церкви можно назвать теоцентрическим. Здесь в центре Бог. Чтобы сделаться частью Тела Христова недостаточно формально принять Крещение и формально Ей принадлежать - необходимо следовать Евангелию, осуществлять его в своей жизни. Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Не говори, что Церковь люди собрали, она есть дело Бога, Бога Живаго и Страшного»[i]. Именно Бог объединяет людей в Церковь, но данное объединение происходит не автоматически, не механически, а в зависимости от степени исполнения человеком Закона жизни - Евангелия и хранения святоотеческого опыта.

Но здесь возникает очень существенный вопрос - если Церковь есть Тело Христово и вхождение в Него человека зависит от степени понуждения себя в исполнении Евангелия, то для чего тогда нужна Церковь внешняя, Церковь-организация? Ответ не сложен. Для того, чтобы человеку стать по-существу верующим христианином необходимо знание веры, ибо невозможно стать христианином, не зная что такое христианство. Откуда берется знание веры? Апостол Павел отвечает: «Вера от слышания» (Рим 10: 17). Где эта вера проповедуется, где дается Евангелие (и знание, что это именно Евангелие), дисциплина духовной жизни, необходимые вспомоществующие средства - Таинства, в которых подается великий Дар Божий? В Церкви-организации и больше нигде! Именно в этой внешней Церкви присутствует Церковь-Тело Христово и в Церкви-организации человек может получить знание пути вхождения в Церковь-Тело Христово. Но в отличие от внешней Церкви, нам не дано знать - кто и в какой степени причастен Церкви сакральной. В этом отношении задача-максимум Церкви-организации заключается в том, чтобы стать Телом Христовым во всей возможной полноте. Церковь-организация является тем внешним человеческим выражением, без которого внутренняя Церковь не могла бы иметь исторического существования, хранить и преподавать вероучительные истины и нравственные принципы. Таким образом, понимание Церкви, как единства Духа Божьего, пребывающего в тех членах видимой Церкви, которые в своей жизни стремятся осуществить Евангелие, охватывает и внутреннюю духовную сторону жизни и внешнюю организационную деятельность Церкви и таким образом, в нашем представлении,  появляется реальный образ того, что есть Церковь. Здесь можно привести такую аналогию - тело человека не является собственно самим человеком, личностью, однако существовать (в нашем мире) человек-личность может только в функционирующем теле.   

Следующий важный вопрос, который нужно обязательно обозначить - возможно ли и в какой степени спасение в других конфессиях и религиях? Мы прекрасно помним слава свт. Киприана Карфагенского - Extra ecclesiam nulla salus (Вне Церкви нет спасения). Можем ли мы из этого заключить, что все население тех народов и цивилизаций, которых по объективным причинам не коснулась христианская проповедь  (скажем, славян до IX в., а жителей американского континента до XV в.) погибнет в адских мучениях? Если мы уверенно ответим: да, то появятся очень серьезные вопросы. Ведь с точки зрения христианства до пришествия Христа вера израильского народа считалась правильной, т. е. до какой-то степени спасительной верой. Ветхозаветные праведники спасались верой в Грядущего Мессию. А если ныне где-то найдутся подобные же праведники, то их участь непременно адский огонь? Неужели Христос Своей Жертвой привнес большие преграды на пути ко спасению, а не устранил их? Не думаю, что нечто подобное кто-нибудь осмелится утверждать.     

Существует три точки зрения на этот вопрос. Одну из них можно назвать «официальной». Именно она утверждает, что вне Церкви нет спасения. Но сразу следует отметить, что эта точка зрения говорит об исключительно антропологическом понимании Церкви, об организации, которая имеет вселенские границы, обнимающие всю совокупность Поместных Церквей. Эта точка зрения утверждает, что спасение возможно только при условии канонической принадлежности человека к церкви-организации, хотя это еще не означает, что сама по себе принадлежность к Церкви-организации спасает. Кажется, эта точка зрения вполне соответствует христианскому духу. Однако она же взывает к жизни очень серьезные вопросы. Мы утверждаем, что тот, кто не вошел в Церковь - тот погибнет в адских муках. Но сама Церковь Христова возникла в День Пятидесятницы при схождении на апостолов Святого Духа. Сколько человек на тот момент вошло в Церковь? Самые оптимистические предположения библеистов говорят о немногом более сотни. Неужели мы сделаем вывод, что все человечество за исключением этой сотни погибло, не имея возможности принять христианство? Если до установления Церкви многие ветхозаветные праведники все же спасались верою в грядущего Мессии, то пришествие Христа уничтожило этот путь?

Еще более серьезный вопрос возникает тогда, когда мы узнаем, что многие ветхозаветные праведники, почитаемые Церковью в лике святых, не могли принять Крещения, которое априори является незыблемым условием вхождения человека в Церковь-организацию. Подобно им многие из новозаветной эпохи, будучи праведниками (по меркам Ветхого Завета) точно так же не могли принять Крещение только потому, что проповедь христианства до них еще не дошла. Евангелие говорит: «кто веру имеет и крестится, спасен будет» (Мк. 16: 16). Кто веру имеет? Апостол Павел отвечает: «Вера от слышания» (Рим. 10, 17). Т. е. как минимум тот, кто услышал проповедь христианства! Далее, Церковь почитает в лике святых тех, кто принял мученичество за Христа, не успев принять Крещение, когда палачи, пораженные мужеством христиан и чудесами, совершаемыми при их казнях, сами объявляли себя христианами и подвергались той же казни. Таких святых мучеников, не принявших ни Крещение, ни Причастия наши святцы знают во множестве.  Нет никаких сомнений, что «официальная» точка зрения на вопрос спасения требует очень глубокого анализа.

Существует другая точка зрения на этот вопрос. Ее можно назвать «плюралистической». Своими истоками эта точка зрения имеет теософские общества конца XIX в. Она утверждает, что спасение одинаково возможно во всех религиях, что Жертва Христова имеет значение исключительно для христиан и для христианства, но не для всего человечества в целом и все религии ведут к одному и тому же спасению, но лишь различными путями. Представители этой точки зрения игнорируют факт того, что разные религии противоречат друг другу в самых фундаментальных положениях - в вопросах о том, кто есть Бог и что есть добро и зло. Плюралистическая точка зрения подрывает основу очень важного принципа человечности - разграничения добра и зла. Христианство, прежде всего, очень точно указало на то, что есть добро и что есть зло. Плюралистическая точка зрения смешивает эти понятия - нет добра, нет зла и нет истины. «Нет религии выше истины» - говорят они, однако за этой, безусловно, красивой фразой скрывается бессмысленность!      

С точки зрения теософов, ни одна из существующих мировых религий в достаточной степени не обладает истиной. Тогда возникает вопрос: что есть истина и где она находится?  Можно предположить, что истина находится в самой теософии, но опять же возникает вопрос: почему именно там и почему именно «это» есть истина?  По какому принципу происходит само спасение (с точки зрения теософской концепции) - неизвестно. Нет этого принципа. Если мы, христиане примем эту точку зрения, то для нас Жертва Христа теряет всякий смысл, теряет всякое значение Церковь, ибо спасение в данном случае уже не подразумевает вхождение человека в Церковь и приобщение Христу. Для христиан Церковь есть Тело Христово, ибо Христос был Богочеловек, и именно человеческая природа во Христе пришла в то полноценное, максимально возможное единение человека с Богом, которое требуется для спасения. Таким образом, человек входя в Церковь, приобщается тому же единению с Богом, которое во Христе получило человечество и таким образом спасется. Плюралистическая точка зрения игнорирует эти принципиальные для христианства аспекты.

Третью точку зрения можно обозначить, как сотериологическую. В Евангелии читаем: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто, скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (см. Мф. 12, 31-33). Что значит грех против Духа Святого? Свт.  Феофан Затворник говорит: «В сем состоит хула на Духа Святого - когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать»[ii]. В каждом человеке есть голос совести, определенное познание истины, чувство и понимание правды. Под хулой на Духа Святого разумеется сознательное противление той истине, которая открылась человеку воочию, со всей очевидностью! Пример: Христос воскрешает Лазаря, через четыре дня после смерти последнего. Совершенно очевидно, что такое в высочайшей степени благодатное действие мог совершить только Источник Жизни - Бог. Члены Синедриона были людьми не глупыми, знали Закон и пророчества, а соответственно не могли не осознавать Божественности Иисуса Христа или как минимум фактора Его праведности, духовной чистоты и благодатности. Однако они, обуреваемые завистью и злобой, приписывают Его действиям и Ему Самому «силу Веельзевула» (т. е. демонические свойства), посылают убить не только Христа, но и воскрешенного Им Лазаря.    

Хула на Духа Святого - озлобленное противление открывшейся истине - не позволяет человеку измениться, раскаяться. Хула на Сына Человеческого прощалась, потому что Христос пришел «в зраке раба», в тайне, Его Божество не было очевидным в равной мере всегда и для всех. Потому было прощена слабость Петра и искреннее заблуждение гонителя христиан Савла (впоследствии апостола Павла). Прощается все, что не связано с нераскаянным противлением голосу совести, голосу искреннего искания истины. Есть все основания полагать, что эти евангельские положения относятся не только к членам Церкви, но и ко всем людям вообще. Ведь апостол Петр сказал: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3: 19-20). Речь идет о человечестве до потопа. Христос не стал бы проповедовать тем, кому ждать спасения было бы бессмысленно. Христос сошел во ад в Великую Субботу и вывел всех праведников оттуда. А если через несколько часов после этого скончался праведник, который не знал Христа и жил в Ветхом Завете? Неужели до Воскресения Христа он мог спастись, а после Воскресения нет? Можем ли мы именно так понимать сошествие Христа во ад?

Древняя иконография Воскресения Христова показывает нам разрушение ада, уничтожение этой тюрьмы, из которой каждый (если захочет) может выйти. Акт схождения Христа во ад не был актом моментальным, сиюминутным. Отныне каждый, сходящий туда, подлежит тому же суду, какому подлежали все ветхозаветные праведники.  Праведником является человек, который искренно старается, насколько он может, исполнить те заповеди Божии (или тот закон совести), который открыт ему как истина. Мы можем предположить, что эти люди в какой-то степени (!!!) могут приобщиться Церкви-Телу Христову, хотя они по объективным причинам не могли войти в Церковь-организацию. И это не противоречит словам свт. Кирилла Иерусалимского «Вне Церкви нет спасения». Действительно, вне Церкви Тела Христова спасения нет и не может быть! Но, по всей видимости, у Бога существует и такой  особый способ приобщения Спасительному Организму Церкви - по образу ветхозаветных праведников. Но этот путь не для тех, кто по нерадению, по лукавству, по лицемерию, по развратности не захотел иметь никакого отношения к Церкви, а для тех, кто по объективным причинам не знал христианства и Церкви, но, поступая по совести, не похулил Духа Святого. Этот человек жил еще в Ветхом Завете, до него не дошла еще проповедь Христа. Новый Завет начнется для такого человека только тогда, когда он услышит Евангелие. Увы, но и до настоящего времени очень многие живут еще в Ветхом Завете. И эти многие могут быть судимы по критериям Ветхого Завета, а не Нового, ибо не мог Христос Своей Жертвою привнести новые сложности в дело спасения.

Апостол Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, чтó можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:18-21). Так же Апостол говорит, что «Христос за всех умер» (2Кор. 5, 15); «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим 4:10); «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11). В Книге Деяний читаем: «но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Богу» (Деян. 10:35). Сщмч. Иустин Философ пишет: «Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами - Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров - Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие... Таким образом, те прежде бывшие, которые жили противно Слову, были бесчестными, враждебными Христу и убийцами людей, живших согласно со Словом, а те, которые жили и ныне живут согласно с ним, суть христиане»[iii]. Он же: «И все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова...Которое есть Христос»[iv].     

Свт. Климент Александрийский: «Философия была таким же детоводителем эллинов ко Христу, каким закон был для иудеев»[v]. Именно Закон порождал тех праведников в иудейском народе которые с пришествием Христа вошли в Его Церковь. Сщмч. Ириней Лионский: «Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него... но для всех вообще людей, которые... желали видеть Христа и слышать Его голос... посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет... воскресит и поставит в Свое Царство»[vi]. Святитель Григорий Богослов пишет: «Последние (дети умершие во утробе и не сподобившиеся крещения по объективным причинам - А. С.) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы»[vii].  Прп. Серафим Саровский «Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие»[viii]. Прп. Нектарий Оптинский: «Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет волю его, спасется, а тот кто, зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, нет»[ix].

[i] Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Священное Писание

[ii] Свт. Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения». Часть 2

[iii] Сщмч. Иустин Философ. «Апология» 1. 46

[iv] Сщмч. Иустин Философ. «Апология» 2. 10

[v] Свт. Климент Александрийский. «Строматы»1, 5

[vi] Сщмч. Ириней Лионский. Творения. Кн.4

[vii] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: В 2 т. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1994. С.558

[viii] Прп.  Серафим  Саровский.  О  цели  христианской  жизни.  Беседа  с

Мотовиловым. 1914, с. 37.

[ix] цит. по: Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди (мои духовные встречи). М., 1997



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме