15-16 февраля в старинном русском городке Калязин Тверской области прошли Четвертые Калязинские чтения Русского Собрания. Инициатором чтений выступил глава Администрации города Константин Геннадиевич Ильин.
С основным докладом 15 февраля на чтениях выступил председатель Русского Собрания, главный редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов. В прениях выступили: священник из Рыбинска о. Сергий Карамышев (Рыбинск); секретарь МОО Русское Собрание Андрей Витальевич Сошенко (Калуга); член Правления Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов; член Союза писателей России Андрей Юрьевич Хвалин; член Союза писателей и Союза журналистов России Валерий Яковлевич Кириллов (Адреаполь); сопредседатель движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин; председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Аркадьевна Рябиченко; член Союза журналистов, председатель отделения Русского Собрания Сергей Васильевич Скатов (Нижний Новгород); публицист, член Союза журналистов Мария Андреевна Мономенова (Козельск); публицист Сергей Иванович Халин (Ярославль); председатель Союза Православных педагогов Дмитрий Иванович Мамонов (Тверь); кандидат философских наук, председатель отделения Петровской академии наук и искусств Владимир Глебович Осипов (Тверь); публицист Константин Геннадиевич Новиков (Тула), ряд иных писателей, публицистов и общественных деятелей.
На следующий день, 16 февраля, состоялся Круглый стол на тему «Нужен ли закон о российской нации?», а также встреча с педагогами и родительской общественностью Л.А Рябиченко и О.Ю.Кассина в городской средней школе.
В этот же день в центральной библиотеке им. А.Н.Макарова прошла встреча с читателями члена Правления Союза писателей России Василия Владимировича Дворцова. В актовый зал библиотеки были приглашены студенты педагогических вузов и сотрудники музейно-библиотечного отдела города Калязина.
Это была вторая калязинская встреча известного писателя, поэта, художника и реставратора с читателями. Первая, на которой читатели слушали стихи и фрагменты произведений Василия Владимировича, состоялась в апреле прошлого года. На этот раз мастер слова начал с рассказа о своей литературной судьбе, поведал о собственном становлении как профессионального писателя, поделился мистическими моментами своей биографии, вспомнил великих ушедших мастеров слова, ставших его учителями.
Василий Владимирович также коснулся основополагающих вопросов современного литературного процесса. Особый отклик присутствующих нашли рассуждения писателя о возвращении в художественную литературу сильного героя, героя со Христом и в Благодати Святого Духа.
«Христианство - самая мужественная вера. Христос дал нам пример величайшего, бескомпромиссного мужества, когда принимал мучения во искупление наших грехов, - размышляет писатель. - А Крещение Руси? Первыми, принимавшими Крещение и становившимися потом святыми, были именно воины - князья и дружинники.
В конце советского периода русская литература вошла в опасный крен: из нее стал уходить герой-мужчина. Самое яркое, магистральное проявление литературного процесса - плеяда «деревенщиков», пришедшая на смену писателям-фронтовикам, - слишком многое возложило на героинь, не видя в хрущевско-брежневской России иной силы, кроме материнской, удерживающей русскость посреди сплошь «лишних людей» - пьющих, неверных, безвольных, слабохарактерных мужиков-чудаков.
Разумеется, «деревенщики» - наши любимые писатели, любимые навсегда. Но затянувшийся плач по умирающей деревне постепенно превратился в плач по умирающей России, обессиливая, заражая пессимизмом уже новые поколения читателей.
Это притом что предшествующая фронтовая литература дала огромное количество истинно эпических героев, людей удивительных по красоте своего поведения и на фронте, и в тылу.
Христианская Церковь вечна и явилась прежде сотворения мира. Наш мир строился под Адама, и, после его грехопадения, Сам Христос-Спаситель - воплощенный «новый Адам», Он - Бог, Царь и Первосвященник. То есть сотворенный Богом мир вокруг нас - изначально и, конечно, мужецентричен. И если в 1970-1990-х гг. в русской литературе утвердился и стал множиться пьяница, неудачник, добрый малый, но ни на что не способный, то в начале нового века унижение русского мужчины стало общим местом. «Лишнего в коммунизме человека» сменил «демократический изгой» - агрессивно-эгоистичный, целлулоидно-брутальный или же, наоборот, голубо-бесполый продукт «дебюдчиков» и «эвриканцев». «Герой» молодых сочинителей - не отец и не сын, он не муж, не брат, не друг, не мастер. Что уж там говорить о гражданине... Таковым оказался конец литературы материалистического периода.
Да, когда Христа хоронили, рядом с Ним оставались одни «платочки», все ученики разбежались и попрятались. Но они же вновь собрались, узнав о Воскресении Учителя, и, укреплённые Духом, пошли на апостольское служение, смело принимая крестные муки. Так и герой вернется в русскую литературу уже иной - со Христом, в Благодати Святого Духа».
Василий Дворцов немало работает на семинарах, фестивалях и конкурсах с молодыми поэтами и прозаиками по самым разным краям государства и знает, что в любой группе всегда есть несколько человек уже осознанно, укрепленно верующих. Это ребята и девчата, за которыми будущее русской культуры, - считает писатель. И рядом с ними такие же молодые, но явно нечеловечески злобящиеся на православие, при неловком касании просто обжигаешься их ненавистью. «Что они дадут нашей Родине? - задаёт вопрос Дворцов и сам же на него бескомпромиссно отвечает. - Думаю, обойдётся она без них, даже талантливых».
Во второй части встречи Василий Владимирович прочёл часть одного из своих последних произведений «Ермак». Буквально на днях поэма была опубликована в тюменском литературно-художественном и историко-краеведческом альманахе «Врата Сибири».
В зале царила атмосфера тепла, любви, и праздника. Слово мастера оставило неизгладимое впечатление в душах всех присутствующих гостей.