О фильме «Матильда» сказано уже немало. Сторонники показа этой грязной богохульной стряпни заявляют, что о ней нельзя судить, пока она не вышла на экраны. Эти люди никогда не смогут понять духовного смысла всей опасности совершающегося ввиду своего душевного устроения: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).
Суть в том, что эту низкопробную поделку Учителя вообще нельзя выпускать в прокат, ибо она несет погибель не только для отдельной души, но может приблизить праведный гнев Божий, который коснется всего народа. «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15), - предупреждает Господь, но чиновники от культуры и их покровители этого вместить не могут.
В наши дни практически никто не задумывается о величии и небесном достоинстве земного Царя, а ведь Помазанник Божий - это живая икона Царя царствующих - Господа нашего Иисуса Христа.
Вот как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский: «... Лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на Небесах. Как человек по душе своей - образ и подобие Божие, так и христос Господень, Помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на Небесах в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху приготовляет венцы, этот же внизу умножает подвиги, достойные венцов. Тот венчает победивших, этот же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, этот поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы не напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой Крови Своей, так и этот не щадит души своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу свою, тратя здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные труды в полках» (святитель Димитрий Ростовский. Поучения и слова. Поучение 48).
Поэтому и подлинный державник Земли Русской - святитель Филарет, митрополит Московский живописует: «Бог, по образу Своего Небесного Единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего Вседержительства - Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - Царя наследственного...»
Выдающийся русский архипастырь, святитель Филарет учил во времена, отделенные от нас полутора столетиями, когда жизнь нашего Отечества еще была осенена Богоустановленной Царской властью и лишь из чужих стран доносился гул великих смятений...
Итак, обратимся вновь к творениям этого великого учителя Церкви: «О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу Небесному и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, - благоговением и любовью к Царю, смиренным послушанием его законам и повелениям и взаимным согласием и единодушием и удаляли от себя все, чему нет образа на Небесах, - превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного. Россия, ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. "Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего" (Апок. 3, 11)...
У некоторых народов в наши времена о государственном устройстве и об отношениях между предержащею властью и подданными столько споров и распрей, что от них все общественные связи трещат, все столпы политических зданий колеблются; пусть бы они прочитали у нас (русских) явственнее на сердцах, чем на хартиях, написанное краткое, но всеобъемлющее постановление государственное, которое заключается в следующих словах: святость власти и союз любви между Государем и народом...
Пророк, между Судьбами Божиими по всей земли отличая особенную судьбу помазанных, не довольствуется собственным указанием на то очевидное действие сей судьбы, что Бог не оставил человека обидети их; Он отверзает Небо и дает услышать оттоле Творческое слово, созидающее их безопасность: "не прикасайтеся помазанным Моим"...
Неудивительно, что громовым гласом нужно было возвещать сию заповедь народам языческим, глухим для кроткого Слова Божия. Кто бы подумал, что для христианских народов нужно вновь написать ее кровью христианских народов? Но она написана кровью и огнем на жесткой скрижали Европы; и в просвещенном веке есть мудрецы, которые доныне еще не умеют прочитать сих грозных и вместе спасительных письмен...
Священнодействие царского венчания Православная Церковь начинает тем, что предлагает Благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание Православное исповедание веры. Что сие значит? - Это значит, что Церковь, как сама основана неколебимо на камени веры, так желает и царское достоинство, и желаемое благословенное царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему всем по Божеству, вследствие заслуги спасительного страдания и Воскресения, новым образом, как Богочеловеку, "дадеся, - по собственному изречению Его, - всяка власть на небеси, и на земли" (Мф. 28, 18); если Он, по слову Тайновидца, есть "князь царей земных" (Апок. 1, 5), - то Царь и царство могут быть истинно благословенны и благоденственны только тогда, когда угодны Ему и Его верховному владычеству; а угодны Ему могут быть тогда, когда право исповедуют и деятельно хранят Веру, которая есть сила, средство и цель Его владычества. Сию истину деятельно признал Благочестивейший Государь наш при своем царском венчании. О, если бы сею истиною одушевлялись и все сыны царства, и наипаче все особенным званием и должностью призванные служить державной воле Царя и благу царства!
Весь чин царского венчания Святая Церковь как облаком Духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет - обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем знамение величества, порфиру, венец, скипетр, державу она осеняет Божественным Именем Пресвятой Троицы. И сего не довольно. Чтобы усвоить Царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на нем «печать дара Духа Святого»: приближает его к самой Трапезе Господней и в лице священнодействующих и священнослужащих укрепляет его на великий подвиг царствования Божественною пищею Тела и Крови Господней.
Взирая мысленно на сие столь же священное, как величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение Православного Царского величества. Оно осенено, объято, проникнуто освящением Свыше. Мне кажется, что здесь недавно слышал я древние иерусалимские пророческие от Лица Божия гласы: "Вознесох избранного от людей Моих; елеем святым... помазах его; истина Моя и милость Моя с ним" (Пс. 88, 20-21, 25)» (Государственное учение Филарета, митрополита Московского. М., 1888).
Возвышенные творения святителя Димитрия и святителя Филарета находятся в полном согласии с учением Святой Православной Церкви.
Итак, Царь земной, осененный Божественным Именем Пресвятой Троицы, проникнутый освящением Свыше - христос Господень - это воистину живая икона Господа Христа - Главы Небесной торжествующей Церкви.
Хула на земного Царя - это хула на Самого Царя Небесного - хула на Святаго Духа, которая «не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32).
Обратимся теперь к Своду Законов Российской Империи. Статьи 62-64 гласят: «Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская, Православная, Кафолическая Восточного Исповедания. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния».
В этом смысле Царь земной - Император именуется Главой земной Церкви. Вспомним, сколько еретиков в патриарших и архиерейских облачениях низвергали именно Христианские Государи, восстанавливая в земной Церкви чистоту Православия.
Именно таким ревнителем и защитником Святой Православной веры и Церкви был Государь Император Николай II Александрович. Причем не только в своем Отечестве, но и за его пределами. Помазанник Божий и члены Августейшей Семьи отличались высочайшим личным благочестием и безропотно взошли на свою Голгофу, приняв мученические венцы по примеру Самого Христа.
Теперь они в белых одеждах предстоят Престолу Господню во главе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и молят Бога о заблудших детях России.
До какого же состояния нужно дойти, чтобы в наши дни оскорблять память святого Царя-Мученика, душу свою за свой народ положившего?! За это придется держать двойной ответ на Страшном Судищи Христове. Но и в этой жизни кощунники и святотатцы должны быть подвергнуты законному прещению.
В России - предатели и самозванцы, обольстители народа, дерзнувшие на хулу и бунт против Помазанников Божиих, всегда предавались анафеме.
Текст 11-й анафемы в чине Торжества Православия гласит:
Помышляющимъ, яко Православнiи Государи [Помазанники Божии] возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего [Царского] Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако дерзающимъ противу Ихъ на бунтъ и измѣну, анафема, трижды (Последование в Неделю Православия. СПб., 1901 год).
Итак, одно только помышление (!) против Помазанника Божия и Его Божественного предназначения может стать причиной анафемы и привести в вечной смерти.
В слове в Неделю Православия святитель Игнатий Брянчанинов дает точное разъяснение этого чина: «Словом "анафема" означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение - это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек - это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною. Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть».
Скольким людям сообщат свой образ мыслей Учитель и его компаньоны по цеху сосчитать будет нелегко. В любом случае это будет великое множество соблазненных душ.
«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской. Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7).
По слову святителя Игнатия, человек, вступивший в общение с ложными мыслями и образами, вступает в сродство и общение с падшими духами, отчуждает себя от Бога и встает на путь вечной погибели. Ожидать, что эти люди покаются и предадут анафеме свои заблуждения, не приходится.
Посему, Алексей Учитель и все, кто участвовал в съемках и производстве фильма «Матильда»; все, кто поддерживает этот богоборческий проект; все, кто будет организовывать прокат этой картины и все, кто будет ее смотреть и обсуждать, должны быть подвергнуты анафеме трижды.
Даст Бог, найдется такой пастырь, который совершит это богоугодное дело.
В.П.Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
Приложение: Русские святые о Богоустановленной Царской власти
Преподобный Серафим Саровский: «После Православия они (Цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия. В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя. Любите Царя Самодержавного, Православного. Что у нас есть такой Царь - это наше счастие. Наше величие и слава. Мы имеем русского Православного Царя, значит у нас есть отец народа, есть его начальник, защитник, доброжелатель. Хорошо той семье, где жив отец, там ведется порядок, такая семья и материально обезпечена. И часто расстройство в семье бывает с потерею отца. То же и в большой семье - государстве. И как не может быть двух или более отцов, а только один, так и в государстве, правильно поставленном, должен быть один Царь Самодержавный».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно. Российская история представляет единственный пример Христианского мученичества: многие Русские - не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья - приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю: потому что у Русского, по свойству восточного Православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединена воедино. Русский Царь может сказать о себе то, что сказал о себе Святый Царь Израильский Пророк Давид: "Бог покаряяй люди моя под мя"».
Святитель Феофан Затворник: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие, Народность (то есть Церковь, Царь и царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя!.. Плодом сего будет разномыслие: всякий о всем судит по своему, самовластие: всякий сам себе царь, и естественно после того, как у всякого стал свой ум царь в голове, разъединение и врозь - устремление сил: всякий о себе, и никто о других. Когда войдет все сие в жизнь и начнет быть преобладающим явлением, тогда начнется разложение, расстройство и уничтожение государственного тела».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Демократия - в аду, а на Небе - Царство. А носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия - не Россия... Запомните: если не будет монархии - не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям.
А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите Его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России.
Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему...
Держись же, Россия, твердо Веры твоей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией, или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга...»
Преподобный Анатолий Оптинский Младший: «Нет греха большего, как сопротивление воле Помазанника Божия... Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».
1. Re: «Матильде» – Анафема!