itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему веганство - вне христианства

0
5823
Время на чтение 8 минут

На первый взгляд веганская культура пересекается с христианской пищевой практикой. Строгий христианский пост исключает мясо, молоко, яйца, а также рыбу. Постный стол вполне соответствует предписаниям веганства. Более того, в иные дни устав устанавливает сухоядение, что может быть поставлено в параллель с сыроедением - крайней формой веганства. Наши монахи не едят мясо - уже, вроде как, вегетарианцы. Получается, что христиане с веганами смотрят на мир с близких позиций, и на веганство падает некий отсвет, делая его более возвышенным. Человек, следующий веганству, - уже чуть ли не духовный человек, во всяком случае, он чувствует себя более утончённым, «продвинутым», чем жующие мясо обыватели. С веганской точки зрения веганство - это правильный образ жизни.

И вот здесь звучит первый сигнал тревоги. Если правильно жить - это соблюдать ограничения, накладываемые веганством, то более ничего и не нужно. Не нужна Церковь, не нужен Христос. Веганство не превращается в ступеньку, ведущую к вере, а вот христиане, потерявшие веру в Бога и доверие к Церкви, порою становятся веганами. Сохраняется иллюзия духовности, по крайней мере «надтелесности». Есть основания считать себя «хорошим», лучше многих других людей. Это - и самоутверждение, и способ примириться с самим собой, не требовать от себя чего-то большего. Веганство - это своего рода эрзац-вера.

Иногда веганство мимикрирует под диету. Но суть его вовсе не в заботе о здоровье. Веганский стол подобен экстремальному спорту. Спортсмен ведь не самоубийца, он рассчитывает выжить, и, если всё сделает как надо, безусловно, уцелеет. Также и веганство. Если чётко просчитывать содержание полезных веществ в том, что ты ешь, здоровье не пострадает. Но пища неизбежно должна находиться в центре внимания. Питаться тем, что подвернётся, для вегана - непозволительная роскошь. Несерьёзное отношение к еде неизбежно скажется на здоровье. Не ради здоровья было придумано веганство. Это, прежде всего, идеология.

Христианский пост и веганские запреты имеют разную мотивацию. Мы постимся, чтобы обуздывать страсти. Монахи не едят мясо, поскольку мясная пища даёт силу плоти и подпитывает её страстные устремления. Время поста - это период, когда мы учимся заглушать голос тела и видеть то, что происходит у нас в душе. Меньше внимания телу - больше духовной жизни. Пост научает нас тому, что еда, а вместе с ней и другие вещественные параметры нашей жизни не очень-то важны, главные ценности - не материальные. Пост - это духовная практика, а не просто набор пищевых запретов. Предписания поста - не табу. Их соблюдают не ради их самих, и не любой ценой. Тем, у кого и так мало телесных сил (больные), дозволяется послабление. Беременные и кормящие матери тоже могут не соблюдать всю полноту пищевых установлений. Послабление есть и путешествующим, чтобы человек, вырванный из привычного быта, не концентрировался на мысли, где же и чем он теперь будет питаться. Наконец, есть общая мысль о том, что пост должен быть посильным: каждый человек имеет свою меру, которую он может понести без того, чтобы впасть в уныние и отвратиться от Церкви.

Если человек имеет правильное духовное устроение, он будет постоянно повышать уровень требований к себе и поститься всё более строго. Но и пост может быть не во благо, если постящийся находит в нём основание считать себя совершенным. Человеку нечем гордиться: собственными усилиями, без благодатной помощи Божией он не может победить в себе грех. Поэтому и поститься чрезмерно, сверх того, что предписано правилами Церкви без особого благословения не следует. Церковь специально напоминает нам об опасности гордыни, установив отказ от поста в среду и пятницу Недели о мытаре и фарисее. А самое главное: христианский пост не сводится к пищевым запретам. Ограничения в пище нужны для особого духовного устроения, видения своих грехов, концентрации на том, правильно ли мы поступаем. Как говорят батюшки, в пост, прежде всего, не следует "есть" людей, угрызать своего ближнего. Это и есть базовый, самый главный запрет.

Веганы не имеют другой практики, кроме следования ограничениям, поэтому в их пищевых запретах есть что-то сакральное. Эти запреты категоричны, их нельзя нарушать. Быть веганом, собственно говоря, и означает соблюдать запреты (другого содержания там нет), поэтому, если ты нарушил запрет, то ты - не веган. Единичное отступление оказывается полным крушением.

Запреты определяются, как уже было сказано, не диетологическими соображениями, а философией. Философия эта весьма проста и сводится к идее непричинения зла животным. Вернее, это - лицевая сторона обёртки веганства, его официальная идеология. В действительности же этическая формула веганов в отношении животных звучит несколько иначе: их следует оставить в покое. Человек не вправе не только эксплуатировать животных, но и просто что-то решать в их судьбе.

Веганы вербуют себе сторонников, распространяя сюжеты, как бедные животные страдают в условиях промышленного производства: коровы, превращённые в устройство по выработке молока и не покидающие своих стойл, цыплята на птицефабриках, не видящие солнечного света и живущие в ужасной тесноте. Это действительно ужасно. Чтобы не поддерживать жестокую промышленность, веганы предлагают не покупать продукты животноводства. Тогда производить подобные товары будет невыгодно, и эксплуатация животных прекратится. Но что будет с животными, которых они так жалеют? А их просто не будет. Веганы принадлежат к современной культуре, которая боится страданий. В этой системе несуществование то и дело оказывается лучше жизни. Аборты, эвтаназия и веганство - явления из одного ряда.

Если довести веганство до логического конца, то мы придем к дедоместикации, то есть отказу от одомашнивания. Все домашние животные эксплуатируются человеком. Необходимо отказаться от эксплуатации, отпустить их «на свободу». Куда? Вероятно, в дикую природу. Выживут ли они там? «Освободителей» это мало беспокоит. Это будет уже дело самих животных, человека оно не касается.

А что будет с человеком, который потеряет значительную долю пищевых ресурсов? Тут идёт в ход экономическая аргументация. Во-первых, животные вскармливаются зерном (в том числе в составе комбикорма). Это зерно можно будет пустить «на хлеб». Во-вторых, высвободятся земельные угодья, ранее используемые под пастбища и выращивание культур на корм скоту. Их можно будет засеять злаками или овощами. Всё это, конечно, достаточно наивно. Пищевая ценность продуктов животноводства значительно выше, поэтому, употребив в пищу всё то зерно, которое шло скоту, человек получит меньше калорий и необходимых веществ. К тому же скот кормят не только зерном. Земли, используемые под пастбища, как правило, не очень продуктивны. Урожай зерновых или овощей с них большой не снимешь. К тому же растениеводство гораздо разрушительней для экосистемы планеты, чем скотоводство. Так что последствия такой реформы будут весьма печальны. Однако, всё это - на поверхности. А в глубине веганства прячется убеждение, что людей на планете слишком много, и их количество следовало бы сократить. Вот тогда и прокормить их будет проще, и дикая природа сможет расширить свой ареал.

Посыл веганства - антикультурный. Окультуривание окружающего пространства, создание цивилизации признаётся грехом. Человек - это своего рода вредитель, паразитирующий на биосфере планеты. Животное, которое предало принципы животной жизни. Таким образом, веганство отрицает особое место человека в мироздании. Человеку, получившему разум в силу каприза эволюции или даже системного сбоя, удалось стать доминирующим видом. Вот, собственно говоря, и вся особенность человеческой природы.

Религия с этой точки зрения - это попытка человечества обосновать своё господство, не имеющее нравственного оправдания. Впрочем, языческие верования и религиозные системы на их основе (индуизм, буддизм, джайнизм) веганством воспринимаются благосклонно, ведь в них человек не выпадает из общей системы, а вот авраамические религии (и, прежде всего, христианство) вызывают явное неприятие. В Библии прямо сказано, что человек не только выше животных, но что он имеет над ними власть. Веганов это категорически не устраивает.

Дело даже не в том, что человек эксплуатирует животных, убивает их и употребляет в пищу. Гуманистический пафос распространяется веганами на весь животный мир, но начинается он с человека. Судьба облагодетельствованных животных веганов не очень-то волнует именно потому, что веганство - не столько про животных, сколько про человека. Центр смыслов веганства - отказ от ответственности. Человек не берёт на себя ответственность за переустройство мира. Он не должен его перестраивать, ему следует слиться с природой. Человек не берёт на себя ответственность за животных. Они вовсе не «меньшие наши братья». О животных не нужно заботиться, их надо просто оставить в покое. И заплатив эту жертву (а следование веганским запретам - несомненная жертва), человек получает право требовать, чтобы его тоже оставили в покое. У него нет миссии. Нет ни предназначения, ни призвания. Его нельзя призвать - он прячется от зова. Ему не нужен Бог. Он не хочет идти за Христом. Служение Богу ему непонятно. Служение людям его не вдохновляет, поскольку человечество следует воспринимать критически и человек не достоин быть в центре внимания. Стремление освободить животных от человека тоже не есть служение. Вот она настоящая свобода: избавление от обязательств. Человек никому ничего не должен. Ему следует быть удовлетворённым, поскольку у него нет оснований испытывать чувство вины. Такова истинная суть веганства: это ощущение своей непричастности к злу. Веган в собственных глазах чист и праведен, потому что сбросил с себя ярмо родового греха человечества, состоящего в эксплуатации животных. Приобщаясь к веганству, человек испытывает своего рода катарсис. Он отказывается от всей человеческой истории, и начинает жить новой, правильной и настоящей жизнью.

Таким образом, мы видим, что веганство - это ложная духовность. Попытка избежать духовного труда, получить святость за аскезу, чисто механическим, внешним образом. Без какой-либо помощи свыше, только своими усилиями. Современный человек горд, и веганство - одно из проявлений этой гордыни. Но при этом желание спрятаться от ответственности и не замечать проблем - это чисто инфантильная реакция. В современной культуре вообще много инфантильного. Судя по всему, веганство весьма современно, оно соответствует общему направлению развития умонастроения человечества.

Формально веганство не является сектой. Это - сетевая структура, в которой нет общепринятых лидеров и организационного центра. Но веганское мировоззрение исполнено сектантского духа. Мир делится на правильных и неправильных. Свои легко распознаются, а на тех, кто не свой, принято смотреть свысока. Веганство - один из современных соблазнов, и его опасность состоит не в том вреде, который веганская диета может причинить телу, а в том, что происходит в душе у ставшего веганом.

Более подробный анализ веганства представлен в моей книге «Веганство: обнажение смыслов».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

48. Ответ на 46., Лебедевъ:

Если Вы боитесь потерять христианскую веру в случае запрета колдовства и порнографии, то, несомненно, Вам их лучше для себя оставить!

Не беспокойтесь, я без них проживу. Однако, если для Вас христианство - это законодательное оформление христианских норм, тогда Вам следует подумать, во что Вы верите на самом деле - во Христа или в нечто другое - на самом деле, одну из версий "социализма" или "веганства", только только со своими особенностями.
Кирилл Д. / 26.06.2017, 10:55

47. Ответ на 43., Павел Михайлович:

Ну то что "вмиг" - это преувеличение. )) Так что "отдельные и нетипичные явления" были. Как пелось в песне: "если кто-то, кое-где у нас порой честно жить не хочет..."

Так это очевидно, поскольку никогда не удастся привлечь к ответственности за все преступления, части преступников удаётся уйти от наказания по разным причинам. Главное, что тогда было наказуемым не только распространение, но и употребление.
Коротков А. В. / 26.06.2017, 09:32

46. Ответ на 40., Кирилл Д.:

если мы говорим, что вегану его веганство подменяет Христа, социалисту его национализация подменяет Христа, тогда во избежание двойных стандартов резонно предположить, что христианину его запрет порнографии и колдовства подменяет Христа.

Если Вы боитесь потерять христианскую веру в случае запрета колдовства и порнографии, то, несомненно, Вам их лучше для себя оставить!
Лебедевъ / 26.06.2017, 05:27

45. Ответ на 44., рудовский:

Как отлично понимаете, что довольно странно приписывать всем(!) людям на фруктово-злако-овощной диете то, что приписывает им автор и его идейные единомышленники.

Да вроде автор никакого сатанизма и принадлежности к тайной ложе им не приписывает. Но факт, что за этим, как правило, стоит определённая духовность, при этом действительно не христианская. Между прочим, для этого и сила воли нужна. Вот мы тут смеёмся - дескать, можно пару недель побыть веганом, когда вокруг кокосы и бананы, хи-хи. А веганам в нашем климате не просто. Это действительно своего рода (квази)аскеза. В общем, это, конечно, способ ответа на онтологический, экзистенциальный, духовный (какие там ещё умные слова есть) вызов, с которым сталкивается каждый человек в этом мире.
Кирилл Д. / 25.06.2017, 22:09

44. Re: Почему веганство - вне христианства

Кирилл Д это жанр бреда. И вы (с вашим-то твердым естественно-научным образованием) это отлично понимаете. Как отлично понимаете, что довольно странно приписывать всем(!) людям на фруктово-злако-овощной диете то, что приписывает им автор и его идейные единомышленники.
рудовский / 24.06.2017, 22:27

43. Ответ на 37., Коротков А. В.:

Вмиг бы скрутили и впаяли.

Ну то что "вмиг" - это преувеличение. )) Так что "отдельные и нетипичные явления" были. Как пелось в песне: "если кто-то, кое-где у нас порой честно жить не хочет..."

42. Ответ на 37., Коротков А. В.:

Верно, в советское время травкой не очень-то можно было побаловаться. Вмиг бы скрутили и впаяли

В советские времена о такой "опции" большей частью даже особо не подозревали.
Кирилл Д. / 24.06.2017, 20:10

41. Ответ на 36., Lucia:

Как раз молодое поколение этим не занималось.

Могу ошибаться, но, насколько я понимаю, кокаин и опиум появились у нас в начале 20 века, были "популярны" до 1920-х, потом кровавый тиран Сталин всё это прикрыл. А наркотический "ренессанс" наступил уже с середины-конца 1980-х. Хотя, понятное дело, в Средней Азии это было всегда, а в некоторых наших хипповских, богемных, криминальных кругах - возможно, с 1960-х.
Кирилл Д. / 24.06.2017, 20:07

40. Ответ на 34., Лебедевъ:

Это у Вас что? - оксюморон такой?

Разве всякого фарисейства и обрядоверия у нас нет, например? И другой аспект - общественная активность. Я сам недавно об этом задумался. Вот, к примеру, общественно активный веган хочет, чтобы люди отказались от животной пищи. Общественно активный социалист хочет национализации предприятий. А общественно активный христианин хочет, например, запрета порнографии или, как депутат Милонов, уголовной ответственности за колдовство. В чём разница? Каждый предлагает обществу свой проект устройства. И, если мы говорим, что вегану его веганство подменяет Христа, социалисту его национализация подменяет Христа, тогда во избежание двойных стандартов резонно предположить, что христианину его запрет порнографии и колдовства подменяет Христа.
Кирилл Д. / 24.06.2017, 19:48

39. Ответ на 30., рудовский:

Писали же на РНЛ статьи о жидомасонах, которые с помощью спутниковых тарелок и антенн на Аляске вызвали пожары в Подмосковье. Писали статьи о приготовлении супов из плоти младенцев. Пишут статьи и чипизации населения :) Ну и кто тут выгодоприобретатель?

Это другое. Жанр катастроф, ужасов, антиутопии, апокалипсиса и тайных лож всегда в моде. Люди любят пугаться и пугать других.
Кирилл Д. / 24.06.2017, 19:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии