Конференция проходила в самом центре столицы - в конференц-зале «Московский» гостиницы «Националь». Инициатором ее проведения был известный предприниматель и общественный деятель В.В.Бойко-Великий (в своем выступлении я заметил, что все, что проходит по почину Василия Вадимовича - солидно, твердо и решительно; сам Бойко-Великий по своей стилистике, а главное по духу, напоминает царева служивого человека).
К сожалению, я не смог попасть к началу конференции и не слышал выступление выдающегося русского историка из Петербурга И.Я.Фроянова (Л.Болотин назвал его великим человеком). Когда я вошел в зал, выступал В.Манягин. Говорил он о крепости семейных уз в древней Руси, о значении для современности знаменитого «Домостроя» (было подчеркнуто, что это особенно актуально для сегодняшнего времени, после того как у руля правления США стал Трамп).
Следующим выступающим был профессор В.М.Лавров (в 1979-м году мы вместе заканчивали истфак Московского Государственного педагогического института). Тематика выступления Владимира Михайловича была посвящена русским царям. Было приведено несколько интересных моментов. В правление царя Михаила крымский хан арестовал наших послов. По его повелению их пытали. Советники царя предлагали ему в качестве ответной меры схватить крымских послов и даже объявить хану войну. Царь же, выждав некоторое время, послал хану подарки; послы были отпущены. Второй эпизод, упомянутый выступавшим, произошел в правление императора Николая II. Несмотря на Цусимскую катастрофу, борьбу, войну с Японией можно было продолжать. Страна восходящего солнца была истощена. Император запросил мнение специалистов о перспективах войны. Те ответили, что для достижения успеха нужно будет воевать еще год и это приведет к большим жертвам - не менее 200 тыс. убитых и раненых. По этому пути император не пошел, сказав: «Людей жалко». Хотя Лавров себя не позиционировал как специалист по эпохе правления Иоанна Грозного, тем не менее, он неосторожно заметил, что Грозный проиграл Ливонскую войну, допустил ошибку с учреждением опричнины и виновен в убийстве митрополита Филиппа. В зале поднялся шум. Возмущенные голоса заглушали голос докладчика. Некоторое время Владимир Михайлович держался, говоря: «Раз меня пригласили - будьте добры слушать. На меня шикали в советское время, было даже покушение». Зал, однако, не унимался, и докладчик покинул зал. Потом Л.Болотин упрекал собравшихся в нарушении российских традиций проведения научных конференций. Было, однако, очевидным, что собравшиеся почитатели Грозного царя не в малейшей степени не были склонны к компромиссу.
Интересными были комментарии Бойко-Великого на утверждения Лаврова. Первое, что Ливонская война отнюдь не была проиграна. Хотя Ливония и не была завоевана, но был разгромлен оккультный Ливонский орден, что серьезно сказалось впоследствии. Кроме того, была прорвана международная блокада. Таким образом, 25-летняя Ливонская война хотя и не закончилась победным триумфом, но и проиграна не была. Во-вторых,Карамзин на основании свидетельств иностранцев утверждал, чтоГрозный упразднил опричнину и даже якобы запретил о ней упоминать. На самом деле, опричников просто физически не стало - последние их полки погибли во время знаменитой битвы при Молодях. И в-третьих, к убийству митрополита Филиппа царь Иоанн совершенно не был причастен. Святитель был оклеветан игуменом и некоторыми монахами Соловецкой обители. Когда царь разобрался, он послал в Отроч монастырь Малюту Скуратова, чтобы освободить митрополита. К сожалению, он не успел это сделать - святитель был задушен до его приезда.
В.М.Ерчак, автор книги «Слово и дело Иоанна Грозного», рассказал о том, как насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Каллиник нашел в библиотеке Коряжемские Святцы (было издано 100 экземпляров их), где царь Иоанн упоминается как великомученик. Валерий Михайлович привел свидетельства А.Н. Стрижева о том, что в документах Поместного Собора 1917-1918 гг. царь Иоанн Грозный и император Павел I были кандидатами на канонизацию. Докладчик привел пример из собственной жизни, свидетельствующий о помощи благоверного царя. После усердной молитвы у гробницы царя, судебное дело, которое он вел против лидера белорусской оппозиции З. Позняка (1995 г.), решилось в его пользу. Докладчик отметил большое значение системы самоуправления, созданной Грозным. На многие десятилетия она обезпечила устойчивость системы управления на Руси.
Историк В.Е.Шамбаров говорил о благодетельности для Руси самодержавной формы правления. Аристократическая республика в Речи Посполитой для народа была большим бедствием. При Иоанне Грозном созывались Земские Соборы, был издан Судебник. Для борьбы с преступлениями на местах был учрежден институт губных старост. Реально работал принцип неприкосновенности личности. Арестовать человека можно было только при наличии трех свидетелей. Если обвинения были ложными, то могли пострадать сами лжесвидетели. Была введена уголовная ответственность за взятки. Принцип самодержавия органично сочетался с широким самоуправлением. Во главе пирамиды власти был царь - на нем было все замкнуто. В Смутное время треть страны была разрушена, но благодаря твердым основам, заложенным в правление Грозного, быстро была восстановлена.
Скульптор О.Молчанов, автор памятника Иоанну Грозному в Орле, обличал хулу на царякак в прошлом (картина Репина), так и в настоящем (фильмы Лунгина и Эшпая). Выступавший посетовал на то, что среди 128 фигур знаменитых деятелей России не нашлось месту царю Иоанну: есть фигуры царицы Анастасии, боярина Воротынского, митрополита Макария - людей из окружения Грозного, - но самого его нет. Также было рассказано о сложностях, которые имели место при установке памятника Иоанну Грозному в Орле.
Выступали еще Воробьевский, Селиванов, автор проекта памятника в Александрове Владимирской области и др. Я как настоятель храма, территория которого одно время была поместьем Малюты Скуратова, тоже не мог не сказать несколько слов. Говорил о благодетельности самодержавного правления для нашего Отечества; о том, что многих порочных явлений в нашей действительности не было бы, будь у кормила власти Грозный царь.
Несомненно, что прошедшая конференция явилась важнейшим шагом на пути очищения от злых наветов честного имени великого царя. Хотя я, как и многие участники конференции, тоже невольно вскрикнул в ответ на совершенно безосновательные обвинения профессора Лаврова, в принципе, я спокоен, когда речь идет о личности Грозного царя. У меня нет ни малейших сомнений в том, что в ближайшие годы будут полностью развеяны все домыслы в отношении царя Иоанна. Другой вопрос, что, конечно, всегда будут те, кто, несмотря на «100% алиби», будут продолжать талдычить о преступлениях Грозного. Но это уже дело их совести. Бог им судья.