В чем сила русского жития?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1005
Время на чтение 10 минут

«Душа видит Истину по силе жития»

Преподобный Исаак Сирин

 

Каким должно быть житие человека, чтобы видеть Истину? Оно должно быть высокодуховным, потому что подобное познается подобным - только чистые сердцем Бога узрят (Мтф.5:8). И чем выше духовная жизнь человека или народа, тем выше идеалы Истины, которые он увидит и сможет в определенной степени воплотить в своем бытии. И понимание этого рождается при изучении собственной истории, потому что в истории воплощается Промысл Божий о нации. И особый интерес в этом плане представляют духовные искания известных личностей, последующие дела которых привели к историческим свершениям и достижениям.

Александр Сергеевич Пушкин так описывает общественную атмосферу после выхода первых томов «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина в 1816 году: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили».

В 25 дней разошлись все 3000 экземпляров первого издания «Истории государства Российского». Популярность издания была вызвана, прежде всего, тем, что в нем были представлены исторические личности и их деяния. Несмотря на неоднозначное отношение к «Истории государства Российского» современников и историков последующих поколений, издание сыграло исключительную роль в формировании русского цивилизационного мировоззрения. Почему?

В двенадцати томах «Истории государства Российского» были представлены не только портреты исторических личностей и события, но и что особенно важно, причины принятия тех или иных решений, их нравственная оценка. Таким образом, читатели не только узнавали своих предков, их славные или позорные дела, но и учились нравственному анализу исторических событий. Через нравственный анализ исторических свершений постигаются духовные смыслы православного русского мировоззрения. Именно в истории, в конкретных исторических ситуациях проявляются духовные ценности нации. На исторических примерах осознаются причины того, почему принимаемые историческими лидерами решения вели нацию и государство к прогрессу, либо к смутам, революциям, кризисам.

Православные духовные ценности, на основе которых формировалась Русская цивилизация определяли совершенно иные чем на Западе формы государства, общества и отношений. Мы помним, какую роль сыграли в судьбе Европы религиозные ордены - тамплиеры и госпитальеры, францисканцы и иезуиты. Они создавали финансовую систему Запада, всепроникающую инквизицию, всемирную масонскую сеть и систему образования элиты. Не было этого в России, как не было и многолетних войн европейского типа -  Столетней войны, Тридцатилетней войны, войны Алой и Белой розы. Не было походов Карла Великого, превративших Европу в «кладбище народов», не было и Крестовых походов.

Не было в России европейского феодализма и рыцарства, а быстро установилось самодержавие. В России было немыслимо, чтобы какой-то рыцарский орден, вроде Ливонского, владел, скажем, половиной Сибири как независимым государством. Поэтому России и не требовалось «Возрождения» от темного Средневековья, не надо было искать образцов для возрождения в греческой античности. И такого национального несчастья, как Реформация, в России не случилось - Православие не породило религиозных войн, уносящих до двух третей населения. В этом смысле русский церковный раскол не идет ни в какое сравнение с Реформацией. Не было и костров, на которых в Европе сожгли около миллиона «ведьм».

Не было в России Варфоломеевских ночей, не было и алхимии. Не было «британских огораживаний», превративших большинство населения в пролетариев и бродяг. Не было очистки целых континентов от местного населения. Не было работорговли, которая опустошила Западную Африку. Не было опиумных войн, поставивших на грань вымирания Китай. Не было русского Наполеона, не было и русского нацизма.

Как избавителя от тирании, встречали Наполеона в Германии: там он освободил крестьян от крепостного права. Но в Российской империи даже крестьяне, которым он нёс свободу, политические права, встретили его как Антихриста - с топорами и вилами.

Россия вовсе не подверглась или слабо подверглась влиянию основных исторических феноменов, присущих Западной цивилизации, среди которых: римское католичество, феодализм, Ренессанс, Реформация, экспансия и колонизация заморских владений, Просвещение и возникновение национального государства. Семь из восьми отличительных характеристик западной цивилизации - католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип приоритета права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм - практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. А что же тогда было в России особенного?

Особенное было все, что воплощалось на основе евангельских заповедей. Прежде всего, соборность, как коллективное единство в принятии и воплощении духовных ценностей. Из соборности выросла крестьянская община. Общинный принцип пронизывал все, даже семейную жизнь. Семья являлась как бы маленькой общиной. Именно ее глава - «большак», отвечал перед миром за действия каждого члена своей семьи, за своевременность выплаты семейной подати. Но «большак» не мог единолично распоряжаться семейной собственностью, например, лишить своего сына земельного надела, так как она была лишь в управлении «большака», но принадлежала всей семье. Это охраняло каждого члена семьи от разорения и обезземеливания.

К богатству и богачам, к накоплению русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением, помня о том, что трудно богатому попасть в Царство Божие. Как трудовой человек, он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Стяжание богатства выше своей потребности, накопление всяких благ выше меры не вписывались в шкалу его жизненных ценностей, противоречило православной аскезе. «Не хвались серебром, хвались добром». Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом.

Вплоть до XVIII века в России не существовало такого понятия, как «капитал», а было понятие «истинник» (истина, наличность, наличные деньги). В русской экономике капитал - это излишек сверх какого-либо потребления, в том числе и стоимость неоплаченного труда других людей. Капитал может быть достигнут частично в результате труда и бережливости, но все равно его основу составляет неоплаченный труд. Капитал может быть производительным, когда ориентируется на производство, или паразитическим, ростовщическим, когда ориентируется только на увеличение потребления его владельца сверх разумного достатка. Собирание капитала ради нового производства одобрялось, а для своекорыстного стяжания неоплаченного труда других людей - порицалось народной этикой.

Итак, отношение к деньгам и богатству было разным в России и Западной Европе. По православной традиции богатство должно служить и помогать людям. Если же богатство направлено на их эксплуатацию, то оно преступно. Особенно это касается ростовщичества и ростовщических банковских операций. На Руси ростовщичество считалось серьезным преступлением против заветов Бога. 

Для западного человека свобода заключалась в наличии денег, возможности покупать все новые товары и услуги. А для русского человека свобода ¾ это независимость от денег. Русский видит в деньгах, в «западной свободе» форму кабалы, опутывающей его душу привязанность к миру сему, лежащему во зле, в ущерб спасению души и жизни вечной. Достоевский отмечал, что русский народ ¾ единственный великий европейский народ, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. И не только Федор Михайлович это отмечал.

Степан Петрович Шевырев, публицист и литературовед, близкий по взглядам славянофилам, писал в 1841 году: «В наших искренних дружеских, тесных сношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окруженным атмосферой опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьем чашу чувств... и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чувствуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет». К середине XIX века многие представители русского образованного общества стали понимать, что Запад добровольно отказался от христианства и вначале пошел путем деформации христианской Истины, а ныне уверенно встал на путь антихристианства - греховные страсти уже открыто объявлены добродетелями.

Федор Иванович Тютчев многие годы служил дипломатом в Европе, затем жил за границей, был близко знаком с Шеллингом, Баадером, встречался с Гейне. И он видел в Европе роковые угрозы: «Запад исчезает, всё рушится, всё гибнет в этом общем воспламенении... - вера, давно уже утраченная, и разум, доведенный до бессмыслия, порядок, отныне немыслимый, свобода, отныне невозможная, - и надо всеми этими развалинами ею же созданная цивилизация, убивающая себя собственными руками».

На рубеже XIX-XX веков русское общество несмотря на сильное влияние западных философских идей, среди которых анархизм и марксизм занимали лидирующее положение, стремилось сохранить свои христианские основания.   Это была центральная, главная проблема русской жизни на протяжении столетий - необходимость сохранения Божественной Истины в условиях постоянной необходимости социально-экономических модернизаций.

Русский философ И.А.Ильин писал: «Вера в Бога давала русскому народу живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться, веру в царя, храбрость, преданность, любовь к родине и способность освещать и освящать лучами этой веры весь свой жизненный уклад - и быт, и труд, и природу, и самую смерть». Но наряду с сохранением христианских добродетелей, в России сохранялись остатки феодализма и насаждался капитализм с культивированием греховных страстей, что в конечном итоге и привело к революционным событиям.

Ни царский режим, ни демократы Временного правительства не смогли решить проблему сохранения традиции в условиях постоянной модернизации, ее решило сталинское руководство. На первом этапе советской эпохи это решение носило культурно-исторический характер, а с осени 1943 года Православная Церковь начинает восстанавливаться при поддержке правительства. Этот процесс так и остался незавершенным. По мнению ряда историков и экспертов Сталин планировал предоставить Православной Церкви, наряду с коммунистической партией, возможности для осуществления функций духовного лидерства в обществе. Видимо вождь считал, что конкуренция идеалов земного счастья и вечной жизни создаст необходимую основу советской идеологии, о создании которой он мечтал. Никаких других альтернатив духовности у сталинского руководства не было, попытка А.В. Луначарского создать человекобожие фактически провалилась - коммунистические отношения духовной любви не могут быть созданы на жертвенности языческим идолам. Анатолий Васильевич пытался создать идолов из трудовых коллективов и это начинание провалилось. 

Но и духовная ненависть, лежащая в основе классовой борьбы марксизма не может быть фундаментом для построения коммунизма. На ненависти невозможно ничего построить, на ней можно только разрушать. Сталин видимо понял, что коммунизм - это не столько изобилие товаров в магазинах, сколько коммунистические отношения между людьми. Для жадного и завистливого индивида изобилия товаров никогда не будет. Христианские коммунистические отношения - это отношения духовной любви в обществе, которые невозможно создать без возвращения христианской Истины, изгнанной «ленинской гвардией» в 20-е годы прошлого века.

Более того, евангельская Истина, которую русский народ хранил без изменений на протяжении столетий и по заповедям которой он стремился строить свою жизнь, привела к созданию особых духовно-нравственных правил самоорганизации общин, артелей, товариществ, коопераций, культурных, общественных организаций и общества в целом. Вот откуда колхозы, совхозы и трудовые коллективы в советском проекте. Именно коллективные формы самоорганизации с правилами православного соборного самоуправления, названные большевиками моральным кодексом строителя коммунизма и стали духовно-нравственным фундаментом советского социализма. Соблюдение этих правил обеспечило те фантастические успехи советской эпохи, которые поражают до сих пор.

Исходя из сказанного выше, можно предположить, что воплощение этих правил приводит к усилению концентрации потенциала Божественных энергий внутри невидимой духовной крепости в каждой форме русской самоорганизации, будь то творческая группа, собрание, общество или любая другая форма русской самоорганизации. Но так ли это на самом деле и что это за правила?

Продолжение следует

Статья подготовлена с использованием следующих источников:

1. Аксючиц В. Духовная революция XIX века\

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/07/19/duhovnaya_revolyuciya_xix_veka

2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России\ http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292

3. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония. - СПб, «Царское дело», 2013.

4. Декларация русской культурной идентичности \ http://www.vrns.ru/experts/2840/#.V6w8WzW53qg

5. Панарин А.С. «Православная цивилизация». - М.: Алгоритм, Эксмо, 2003.

6. Кожинов В.В. Россия как цивилизация и культура / Сост. Предисл., коммент. С.С. Куняева / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012.

7. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. - М.: Институт Русской цивилизации. 2007.

8. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви\ http://predanie.ru/losskiy-vladimir-nikolaevich/ocherk-misticheskogo-bogosloviya-vostochnoy-cerkvi/

9. Платонов О. А. Русская цивилизация\ http://www.narodsobor.ru/interview/item/1531-oleg-platonov-russkaya-civilizaciya

10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Эксмо, Алгоритм, 2003.

11. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., Республика, 1996.

12. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. - 2-е изд. - М. : Академический Проект «Святые покровители града Москвы»: Культура, 2013. - 232 с.

13. Проект Россия. Книга вторая. http://projectrussia.orthodoxy.ru/PR/pr2.php

14. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М.: Айрис-Пресс, Лагуна-Арт, 2004. - 688 с.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., РЛА:

И всех снова превратить в обезьян? Нет, оставайся сам обезьяной.
М.Яблоков / 17.04.2017, 12:58

1. Re: В чем сила русского жития?

Христос воскрес! Да не будет нечисти покоя, ни днём, ни ночью! "Светлое Воскресенье – это день торжества жизни над тленом, празднество надежд, сплочения, одухотворения. В сердцах наших - вера в торжество сил добра над злом, света над мраком, любовь к родным и близким, друзьям и соработникам, надежды на лучшее будущее для них. В этот горячо любимый народный праздник мы вновь думаем о России. И в контексте будущего для каждой семьи, и мировой истории, и Священного предания." https://kprf.ru/party-live/cknews/164285.html Братья и сёстры! "Наша стратегическая задача восстановить победный сплав русской и социалистической идей, обеспечить поворот страны на социалистический путь развития" http://forum-ruslad.ru/index.php/9-uncategorised/2028-doklad-o-zadachakh-pskovskikh-kommunistov-v-borbe-s-antisovetizmom-i-rusofobiej
РЛА / 16.04.2017, 15:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Александр Сергеевич Пушкин
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Почему я не люблю Америку
Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
30.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии