Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

Михаил  Яблоков, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 21.04.2017

Те православные, которые ходили в церковь хотя бы при Святейшем Патриархе Пимене, помнят, что ни в сам день Пасхи, ни на Светлой седмице нигде никого не причащали (разве что кроме младенцев, которым не требуется для причастия ни поста, ни исповеди). Обычно все причащались в Великий Четверг, так как именно в этот день было установлено Господом таинство Евхаристии, а кто по причине работы не мог причаститься в Великий Четверг, - причащался в Великую Субботу. В Пасху же после крестного хода и литургии все разговлялись.

Тем более не могло быть и речи о причащении на Светлой седмице за отсутствием поста как такового. Казалось бы одной этой установленной отцами традиции было бы достаточно, чтобы закрыть тему раз и навсегда. Однако, современные модернисты, не удовлетворяются традицией, до них отцами установленной, но пытаются внести какую-нибудь новенькую отсебятинку, ссылаясь при этом для оправдания якобы на более глубокую древность.

Замечено, что любой богослужебный модернизм лукаво прикрывается «древностью». Хотя уже сама идея возврата к древности порочна, так как Церковь постоянно живет Духом Святым, а не только в какие-то недоведомые древние времена, но и, тем не менее... была ли такая практика в древности? Склоняемся утверждать, что нет. По Уставу литургия Великой Субботы должна начинаться с великой вечерни и после полудня. Все песнопения, входящие в ее чинопоследование, - воскресные, включая Евангелие. И новый день, как известно из Библии, начинается с вечера. Можно предположить, что она - литургия святителя Василия Великого - как раз и была в древности первой пасхальной литургией (!), за которой все причащались. После этой литургии в качестве уставных чтений Типиконом назначаются Деяния Апостолов, потому что разговляться, согласно 89-му канону Шестого Вселенского Собора, можно было не раньше полуночи. Нужно было благоговейно ждать окончания поста. Сейчас, кстати, этот канон вообще потерял всякий смысл, так как все равно никто раньше окончания пасхальной утрени и литургии не разговляется, а это уже далеко после полуночи. Да и ежегодное схождение Благодатного огня на Гробе Господнем происходит в Великую Субботу во второй половине дня, а не в воскресенье. Хотя, это уже и есть воскресенье. Таким образом, причастившись и разговевшись ровно в полночь, православные расходились по домам.

А та, что в современном понимании называется пасхальной литургией - святителя Иоанна Златоуста - была уже, по всей видимости, второй пасхальной литургией. На ней уже вряд ли кто-то причащался, так как все уже разговелись. Впоследствии, когда в 8 веке был составлен преподобным Иоанном Дамаскиным для утрени замечательный пасхальный канон, предположительно произошло смещение акцентов на вторую литургию. Литургию Великой Субботы стали совершать в первой половине дня, и она усвоилась именно субботе, а не воскресенью; а следующей литургии - Иоанна Златоуста - усвоили название первой пасхальной литургии, вместе с предшествующими ей крестным ходом и пасхальной заутреней.

 Все традиции далеко не случайны. И если современные модернисты не понимают их смысла, то это никак не означает его отсутствие. О причащении же на следующих литургиях Светлой седмицы и речи быть не могло, так как пост, согласно Устава, - непременное условие подготовки к причащению (Типикон, 32-я глава). И напрасно модернисты ссылаются на 66-й канон Шестого Вселенского Собора, как будто наши отцы его не знали, а они - обновленцы - открыли нам Америку. Там речь идет совсем о другом, о том, что дни Светлой седмицы нужно проводить как один день - в молитве и духовной радости о Воскресшем Господе, а не заниматься различными мирскими попечениями и увеселениями. Здесь, как и везде, модернисты не понимают и не хотят понимать самого главного, - это то что отцы, установившие церковные традиции, всегда пребывая в подвиге бдения, поста и молитвы, были водимы Духом Святым, а современные неообновленцы и модернисты, не несущие совершенно никакого духовного подвига, водятся иным духом и собственной гордыней, пребывая в состоянии духовной прелести. Более того, патологическое отсутствие смирения перед духовным авторитетом предшествующих отцов вызывает справедливые вопросы об истинных целях их видимого присутствия в Церкви. Не для разрушение ли Церкви они пришли? Не на профанацию ли всей церковной жизни, святых таинств и переформатирование церковного сознания православных христиан? Время покажет, однако, и уже показывает...


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 79

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

79. Иоанна : Ответ на 66., М.Яблоков:
2017-04-24 в 19:15

Чтобы причащаться как первые христиане, надо жить как первые христиане.



С этим нельзя не согласиться.
78. М.Яблоков : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 19:09

Вот на чем основано обновленческое сверхчастое причащение! На гордыне! Мы - такие же, как и первые христиане, ничуть не хуже.
77. М.Яблоков : Ответ на 67., Иоанна:
2017-04-24 в 19:06

Когда? - В Великий Четверг - день установления Евхаристии на Тайной вечери. Так было на Руси. Все же было уже оговорено в комментариях. Мне не трудно, конечно, повторить )
76. М.Яблоков : Ответ на 68., eka:
2017-04-24 в 19:04

А разговеться в субботу перед Пасхой до окончания ночной литургии это самому себе испортить праздник..


Ты статью внимательно прочитай, прежде чем такое писать.
75. М.Яблоков : Ответ на 69., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-24 в 19:02

Именно в 1980-е ученики протоиерея Всеволода Шпиллера - о.Д.Смирнов, о.В.Воробьев, а затем и его ученик о.Г.Кочетков (это уже в начале 90-х) причащали в храме св. Николы в Кузнецах ("кузница" диссидентско-модернистских кадров молодого духовенства в Москве) очень часто: несколько раз в неделю разрешалось мирянам приступать к Чаше.


Вот-вот.

"Наверное, для меня наиболее привлекательной в КЦ была доступность Евхаристии. В ПЦ мне сильно мешали все те многочисленные препоны, которые стоят на пути к Причащению. Прежде всего, возведение каких бы то ни было правил подготовки к Причащению в ранг обязательных (я убежден, что этого быть не должно; слава Богу, среди православных священников некоторые придерживаются того же мнения – но как же много других установок и во отношении подготовки, и на предмет частоты Причащения). К счастью, когда моим духовником был прот. Всеволод Шпиллер, я этих препон почти не ощущал. Он разрешал мне причащаться за каждой Литургией, не настаивал ни на обязательности исповеди, ни на вычитке правила («Ну можете какие-то молитвы почитать, если хотите, а единственная необходимая – молитва Иоанна Златоуста – всё равно читается перед самым Причащением»), ни на пощении, ни на обязательности посещения Всенощной накануне. В Николо-Кузнецком храме и в некоторых других, где меня знали, я мог причащаться когда хотел, и никто ни о чем меня не спрашивал. Но если паче чаяния я оказывался где-то еще – тут-то оно и начиналось: А на всенощной вчера был? Э-э нет, низзя! А молочка небось попил? А правило вычитал? Через две недели пост начнется – зачем тебе сейчас причащаться? Ах тебе духовник разрешил!? Вот у своего духовника и причащайся. И т.п."
(Петр Сахаров. "Почему я стал католиком.")
74. М.Яблоков : Ответ на 70., eka:
2017-04-24 в 18:59

не нужно идеализировать первых христиан. Согласно Православному вероучению, такое сравнение не корректно.


Шмемана с Афанасьевым начитался? У современных христиан с первыми сохранилось только общее название.
73. М.Яблоков : Ответ на 71., Вадим П:
2017-04-24 в 18:58

У священника такое служение, чтобы причащаться на каждой литургии, которую он служит. У мирянина нет такого служения. А смешение священников и мирян (клириков и лаиков) в одно есть чистейшей воды протестантизм.

Тут кто-то, кажется, Златоуста помянул? Вот, о чем пишет Златоуст. Привожу контекст:

"В некоторых вещах священник ничем не отличается от мирянина. Когда, например, следует причащаться Страшных Тайн, все мы удостаиваемся одинаково того же самого, не так, как в Ветхом Завете: одно ел священник, а другое - непосвященный. Закон ведь не позволял народу есть то, что ел священник. Ныне же не так, но всем одно Тело предлагается и Чаша одна" (толкование на второе послание Апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18).

Вот только в чем, священник НЕ отличается от мирянина. И вот в чем заключается "царственное священство" мирян, которое ничего общего не имеет с иерархическим священством.
72. Сельскiй бригадиръ : Ответ на 71., Вадим П:
2017-04-24 в 18:45

св. Никодимом (Милашем) и указана причина почему было установлено 8-е правило.


Прот. Андрей Правдолюбов пишет:
Используют «вытаптыватели» и канонические правила. Правда, выборочно. Ведь, ни о чем так часто не говорят канонические правила, как о причащении. Я взялся было их посчитать — и сбился со счета. Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора — и их перетолковывают, следуя в этом «Книге душеполезнейшей» (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…» и 80-е: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…». В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила «верный») отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца — и только!

Рассмотрим 2-е правило Антиохийского Собора. Им отлучаются от Церкви: во-вторых «отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии», а во-первых «не участвующие в молитве с народом». Так что здесь речь идет не о благоговении или смиренномудрии (как говорит Зонара), а о начале отъединения от общения церковного, «уклонения» от него. Подобное случилось в нашем приходе, когда его возглавлял о. Иоанн (Крестьянкин). Он заметил, что одна благочестивая девица — чтица левого клироса — пост за постом не причащается. Он спросил ее — почему? Она молчит. Тогда он сказал ей — или в ближайший пост причастись, или сойди с клироса. Оказалось, ее мама считает всех попов (в том числе и о. Иоанна) «красными». После, когда стала расти слава о. Иоанна как святого и прозорливца, она вернулась в Церковь, покаялась, причастилась, и до сих пор поет и читает на клиросе. Так что ссылка на эти правила с целью оправдать сверхчастое причащение неправомочна.

Но помимо их есть море правил, запрещающих причащаться. Представьте себе: приходит к священнику на исповедь женщина и кается в аборте. Он ее разрешает, но говорит, что она должна будет причаститься только в 2018 году, как повелевает 2-е правило 1-го канонического послания свт. Василия Великого. Но к этому причащению через 10 лет она должна все эти 10 лет готовиться. Порядок подготовки можно прочитать в 75-м правиле 3-го канонического послания свт. Василия Великого. Правда, там отлучение от причастия — на 11 лет, но нам важен самый характер подготовки. «Три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений да изгоняется из Церкви, и да не удостаивается общения в молитве. Потом аще со слезами будет просити оныя и припадать ко Господу с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание и, таким образом, когда покажет плоды достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь». Такая практика вышла из употребления еще до крещения Руси. А почему? Потому что правила, содержащиеся в Книге Правил, были приспособлены во всех частностях к своему времени, а нам дают только общие принципы: сравнительную тяжесть грехов и необходимость не всех сразу допускать к причастию и всем вообще внушать необходимость как можно тщательнее и усерднее готовиться к причащению Св. Таин. Нам необходимо руководствоваться практикой наших отцов и дедов, т. е. практикой Синодального периода (хотя она гораздо древнее, о чем свидетельствует ее существование у старообрядцев). Причащаться не реже раза в год и не чаще раза в месяц (чаще только при угрозе смерти). Усердно не менее недели говеть (правда, по снисхождению, современные монахи сокращают этот срок до трех дней). Вот именно с целью уничтожить практику подготовки к причащению и внедряется практика частого причащения, причем внедряется с агрессивной настойчивостью.

Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению.
http://www.blagogon.ru/digest/114/
71. Вадим П : Ответ на 65., М.Яблоков:
2017-04-24 в 17:57

Златоуст вообще не об этом говорит. Ветхозаветные священники вкушали от приносимых заколаемых жертв по Закону только определенную часть, миряне (лаики) - другую. В Новом же Завете и клирики, и лаики вкушают от Тела и Крови Христа одинаково. Вот в этом лишь равенство. А обязанность любого служащего священника причащаться за литургией, которую он служит. У мирян такого послушания нет. Поэтому и правила 8-е и 9-е Апостольские разведены в два. Для клириков и для лаиков. Почитайте толкование на них св. Николима Милаша. Много нового узнаете для себя.



св. Никодимом (Милашем) и указана причина почему было установлено 8-е правило. Непричащающийся епископ или священник вызывал подозрение в вероотступничестве у тех кому он был пастырем, а как он после этого мог быть вообще таковым?
Вы хотите сказать, что сейчас священники и епископы для нас не пастыри?
Они причащаются на Светлой седмице, чтобы мы посмотрели и ушли?
Какие же они тогда для нас пастыри?
Безусловно ценно Ваше желание Михаил держаться традиции, но здесь Вы переборщили к сожалению.
70. eka : Ответ на 66., М.Яблоков:
2017-04-24 в 17:33

Чтобы причащаться как первые христиане, надо жить как первые христиане.


не нужно идеализировать первых христиан. Согласно Православному вероучению, такое сравнение не корректно, искушения разные....
69. Сельскiй бригадиръ : Ответ на 61., Лебедевъ:
2017-04-24 в 16:44

Это в конце 80-х "часто" причащались? В СССР не жили, что ли?


Именно в 1980-е ученики протоиерея Всеволода Шпиллера - о.Д.Смирнов, о.В.Воробьев, а затем и его ученик о.Г.Кочетков (это уже в начале 90-х) причащали в храме св. Николы в Кузнецах ("кузница" диссидентско-модернистских кадров молодого духовенства в Москве) очень часто: несколько раз в неделю разрешалось мирянам приступать к Чаше.
68. eka : Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 16:37

человек достоин причащается, не достоин не причащается. Это всё на своё усмотрение и под присмотром духовенства. А разговеться в субботу перед Пасхой до окончания ночной литургии это самому себе испортить праздник. Что касается частоты причащения, на это есть катехизис, рекомендации Св. Отцов......
67. Иоанна : Ответ на 50., М.Яблоков:
2017-04-24 в 15:24

Вы от сверхчастого причащения бесноватым стали.



А что такое сверхчастое причащение мирян?

В книге писем о. Иоанна Крестьянкина очень часто встречается совет причащаться раз в две недели. Не только больным и проблемным - в общем-то мы все не вполне здоровы и беспроблемны.

А как (и почему?) не причаститься на Пасху - во время ночной литургии? Когда еще причащаться, если не на Пасху?
66. М.Яблоков : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 14:47

Чтобы причащаться как первые христиане, надо жить как первые христиане.
65. М.Яблоков : Ответ на 60., Лебедевъ:
2017-04-24 в 14:44

Златоуст вообще не об этом говорит.
Ветхозаветные священники вкушали от приносимых заколаемых жертв по Закону только определенную часть, миряне (лаики) - другую. В Новом же Завете и клирики, и лаики вкушают от Тела и Крови Христа одинаково. Вот в этом лишь равенство. А обязанность любого служащего священника причащаться за литургией, которую он служит. У мирян такого послушания нет. Поэтому и правила 8-е и 9-е Апостольские разведены в два. Для клириков и для лаиков. Почитайте толкование на них св. Николима Милаша. Много нового узнаете для себя.
64. М.Яблоков : Ответ на 59., Ксения Балакина:
2017-04-24 в 14:36

Матушка, все это плотское мудрование. Есть 1000-й опыт Русской Церкви. Не надо ничего нового выдумывать. Практику нельзя никаким мудрованием обнулить. Слово можно опровергнуть словом, а жизнь чем опровергнешь... У нас на Руси не с горбачевской перестройки Православие.
63. М.Яблоков : Ответ на 58., Лебедевъ:
2017-04-24 в 14:33

Не нужно из крайности в крайность бросаться. Диавол - первый экстремист. Надо делать так, как Руси было всегда. Как наши отцы спасались, так и нам надобно спасаться. Мы не святее их и не умнее.
62. М.Яблоков : Ответ на 57., Ксения Балакина:
2017-04-24 в 14:31

Да я всегда знал, что мы придем с Вами к консенсусу )
61. Лебедевъ : Ответ на 49., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-24 в 13:10

Ну тогда, следуя Вашей логике, и Перестройка, развалившая нашу Державу, и расстрел Белого дома, и смутные олигархические козыревско-ельцинские 1990-е гг. возникли вследствие того, что в последние десятилетия до этого стали причащаться часто



Это в конце 80-х "часто" причащались? В СССР не жили, что ли?
60. Лебедевъ : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 13:02

"Стало обычаем спрашивать на исповеди: «Давно ли ты причащался?» Если оказывается, что человек причащался недавно, то его отстраняют от Святых
Тайн без всяких канонических оснований. По мнению таких священнослужителей, «от частого причащения человек теряет благоговение, а чем реже причащается, благоговение увеличивается...» Но каждый
священник по долгу своей службы причащается часто, значит, согласно собственному свидетельству, он
причащается недостойно. Мы считали постоянное служение литургии духовным подвигом, молитвенным предстоянием за весь мир, а по логике таких духовников оказывается, что в частом причащении
они не приобретают благодати, а теряют уважение к Таинству. По свидетельству Иоанна Златоуста и других отцов, служебных привилегий в принятии Таинств не существует, и священнослужитель причащается не как имеющий особые права, как бы вознесенный своим саном над остальными людьми, а как кающийся грешник. Мы не можем привести примеров того, что люди, причащающиеся редко, относятся с большим благоговением к святыне, более смиренны и усердны к молитве, чем те, которые причащаются часто; напротив, духовная жизнь таких людей, как огонь в лампаде, в которую не наливают постоянно елея, угасает; их душа грубеет, дичает и как бы обрастает твердой корой безчувствия"

(Арх. Рафаил (Карелин). Векторы духовности.)

Насколько помню, арх.Рафаил в модернизме и в жидовствовании замечен не был?
59. Ксения Балакина : Ответ на 45., М.Яблоков:
2017-04-24 в 12:47

Если человек причастился в Великий Четверг, зачем ему еще причащаться на Пасху? Просто отношение к причастию изменилось. Про СССР - полнейшая глупость и выдумка. Это практика не советская, а дореволюционная. И "чаще" - это чаше, чем один раз в год. Но не каждый день и даже не каждую неделю. Это другая крайность. Сейчас наступило время профанации и девальвации всего.


………………..Честно сказать, даже и не знаю что написать-то….
Если бы мне кто-то из форумчан сказал, что Вы не понимаете, зачем православные причащаются на Пасху, причастившись в Великий Четверг, а потом еще хотят приступать к Чаше на Светлой седмице – почему душа жаждет Причастия на Пасху – я бы решила, что это наглая ложь и клевета с целью вас опорочить… Но прочитать такие слова от Вас лично…
И что тут скажешь? По опыту знаю, что объяснить человеку жажду Причастия невозможно – это познается опытом.
Поэтому лучше предложу вам подумать над следующим: зачем первые христиане причащались не просто каждую неделю, а как только была возможность? Ведь их жизнь была несравненно чище нашей – почему им не достаточно было причащаться раз в год (4 раза в год?)? почему их душа жаждала Причастия, а наша нет?
Почему свт. Василий радуется по поводу того, что он причащается 4 раза в неделю, а если есть память святых, то и еще чаще? Почему великому святому не хватало 4 раза в год? А мы пытаемся считать это нормой?
Зачем святой праведный о. Иоанн ежедневно служил Литургию, чтобы приобщаться Святых Христовых Таин ?
Попробуйте ответить на эти вопросы для себя с тем, чтобы попытаться осознать, что есть вещи, которые вы, к сожалению, просто не понимаете. И это очень-очень печально.
Мысль:
На Пасху разговение, порой связанное с возлиянием, что не вполне совместимо с причастием. .


вообще очень странная. Ведь если обозначить ее суть, то это будет выглядеть так: «Я не буду причащаться на Пасху, т.к. собираюсь так нажраться и ужраться после службы (простите мой бедный французский), что сие действо будет несовместимо со Святыми Тайнами. А с самим Праздником такое «разговение» совместимо?
Про СССР - полнейшая глупость и выдумка.


Про СССР как раз все логично – ведь именно на праздник Пасхи безбожные власти особенно лютовали и наблюдали за богослужением, внимательно следили, чтобы молодежь не ходила в храмы, чтобы там не было интеллигенции. Поэтому священники могли не причащать еще и потому, чтобы не подставить своих прихожан…
58. Лебедевъ : Ответ на 45., М.Яблоков:
2017-04-24 в 12:45

Если человек причастился в Великий Четверг, зачем ему еще причащаться на Пасху?



??? Тогда вообще всё причастие можно Великим Четвергом ограничить.
57. Ксения Балакина : Ответ на 46., М.Яблоков:
2017-04-24 в 12:38

Номоканон Мануила Малаксоса, 16 в."Те, кто живут праведно и постятся по средам и пятницам, пусть причащаются на праздниках Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Божьей Матери, если они соблюдали соответствующие посты и, разумеется, если они того достойны, не имея никаких канонических препятствий.


Ч.Т.Д. Достоин - не достоин - решает духовник. Праздник Пасхи - первый в ряду Праздников.Вот мы и вернулись к исходному тезису, с которым я не спорю, более того, я с ним совершенно согласна ))
56. М.Яблоков : Ответ на 51., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-24 в 11:09

Кстати, у католиков на "евхаристическом возрождении" не остановились. Сейчас уже наступает "харизматическое возрождение". Ясно, что все это бесовщина, которую агрессивно продавливают и в Православную Церковь.
55. М.Яблоков : Ответ на 53., Андрей Карпов:
2017-04-24 в 11:06

Запрет на причастие порадует сами понимаете кого...


Именно так. Если диаволу не удается внушить человеку не причащать, тогда он внушат причащать каждый день. Чтобы в осуждение такое причастие было.
Запомните, Карпов, диавол всегда экстремист.
54. М.Яблоков : Ответ на 49., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-24 в 11:02

Современное богословие представлено только в двух видах: шмеманизм и осиповщина. Выбор небольшой )
53. Андрей Карпов : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 11:01

Запрет на причастие порадует сами понимаете кого...
52. М.Яблоков : Ответ на 48., eka:
2017-04-24 в 11:00

Причем тут священники? Служащие священники и диаконы обязаны за каждой литургией причащаться. К мирянам это не имеет никакого отношения. Злесь речь только о мирянах.
На Пасху младенцев только причащали, которые не требуют ни поста, ни исповеди.
51. Сельскiй бригадиръ : Ответ на 47., NNXX:
2017-04-24 в 10:59

Появляется вопрос: от кого исходит этого "движение"?


Вопрос надо ставить иначе: откуда а Русской Церкви появилось современное движение сторонников сверхчастого причащения, которого не знала традиция Русской Православной Церкви?
Основной причиной появления этого модернистского движения является следующее. В древности христиане причащались часто, за каждой литургией, но связано это было с гонениями: древние христиане не знали, доживут ли они до следующего воскресного дня, ибо слишком много у них было оснований сомневаться в этом. Каждая литургия могла стать последней для любого из верующих.
Также и в Русской Церкви практика сверхчастого причащения Святых Христовых Таин установилась в 1920–1930-х годах (не ранее!!!), когда православные не знали, не приедет ли ночью за ними «черный воронок», или не арестуют ли завтра батюшку и храм будет закрыт на амбарный замок. И в то время, давшее Русской Православной Церкви огромное число новомучеников и исповедников российских, такая практика была абсолютно пастырски оправдана. Но когда гонения на верующих во второй половине ХХ века закончились – в нашей Церкви по инерции сохранилась практика причащения периода большевистских гонений. Было бы поэтому естественным вернуться ныне в мирное для Русской Церкви время к традиционной на Руси практике причащения (естественно, избегая крайностей).

Не стоит упускать из виду и внешний фактор. В конце XIX и начале ХХ века в Католической церкви появляются богословы, ратующие за «литургическое возрождение» и «возврат к литургической практике Древней Церкви», а также те реформы, что предлагают нынешние неообновленцы. Возможно именно католический пример «евхаристического возрождения» XIX–XX вв. оказал определенное влияние и на изменение многовековой практики причащения в России.
50. М.Яблоков : Ответ на 47., NNXX:
2017-04-24 в 10:49

Прекращайте хулить святых! Вы от сверхчастого причащения бесноватым стали.
49. Сельскiй бригадиръ : Ответ на 43., Ксения Балакина:
2017-04-24 в 10:00

тут пытаются сказать, что в дореволюционной России нормой было причащение только в посты, не чаще 4 раз в год. На это есть простой ответ - так ведь и Смутное время и 17-ый год не на пустом месте возникли.


Ну тогда, следуя Вашей логике, и Перестройка, развалившая нашу Державу, и расстрел Белого дома, и смутные олигархические козыревско-ельцинские 1990-е гг. возникли вследствие того, что в последние десятилетия до этого стали причащаться часто (по рекомендациям американского протопресвитера-модерниста А.Шмемана).
48. eka : Ответ на 45., М.Яблоков:
2017-04-24 в 09:23

Неужели Вы не понимаете, что эти вещи напрямую связаны? Если человек причастился в Великий Четверг, зачем ему еще причащаться на Пасху? На Пасху разговение, порой связанное с возлиянием, что не вполне совместимо с причастием. Просто отношение к причастию изменилось. Про СССР - полнейшая глупость и выдумка. Это практика не советская, а дореволюционная. И "чаще" - это чаше, чем один раз в год. Но не каждый день и даже не каждую неделю. Это другая крайность. Сейчас наступило время профанации и девальвации всего.


в Великий Четверг причаститься как-бы обязательно, а кому тогда причащаться на Пасху? одним священникам....
47. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 08:09

С теми, кто возражает против частого причащения, спорить безсмысленно. Их авторитеты не всегда заслуживают признания. Это относится, в частности, к Петру Могиле:

Московский собор (1689) признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и других. О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях западнорусских ученых замечено, «что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества».

Но дело вообще не в этом. Почему-то некие люди считают возможным для себя принять роль духовников (и даже не конкретного человека, а всех православных).
Появляется вопрос: от кого исходит этого "движение"? Почему вдруг оно появилось на РЛ?
46. М.Яблоков : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-24 в 06:29

Номоканон Мануила Малаксоса, 16 в.
"Те, кто живут праведно и постятся по средам и пятницам, пусть причащаются на праздниках Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Божьей Матери, если они соблюдали соответствующие посты и, разумеется, если они того достойны, не имея никаких канонических препятствий."

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви (святителя Филарета Московского):
340. О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всех – обязательно раз в год (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 90).
341. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел сие творить в Его воспоминание (Лк.22:19).

"Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной":
Вопрос 90. Что предписывает четвертая заповедь Церковная?
Ответ. Чтобы мы четыре раза в год исповедовали грехи свои пред священником, законно и православно рукоположенным; а те, кои преуспевают в благочестии и святой жизни, каждый месяц. Простолюдины же должны хотя один раз в год исповедоваться в грехах своих, именно, в Святую Четыредесятницу. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедию свою совесть, и приобщиться Святым Таинам, приняв наперед со всяким благоговением Св. Елеосвящение.

"Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной" было рассмотрено и одобрено на Ясском Соборе в 1642 г. А на Иерусалимском Соборе в 1672 г. при патриархе Иерусалимском Досифее за "Православным исповеданием" Петра Могилы было признано символическое значение.
45. М.Яблоков : Ответ на 42., Ксения Балакина:
2017-04-24 в 06:23

Неужели Вы не понимаете, что эти вещи напрямую связаны? Если человек причастился в Великий Четверг, зачем ему еще причащаться на Пасху? На Пасху разговение, порой связанное с возлиянием, что не вполне совместимо с причастием. Просто отношение к причастию изменилось.
Про СССР - полнейшая глупость и выдумка. Это практика не советская, а дореволюционная. И "чаще" - это чаше, чем один раз в год. Но не каждый день и даже не каждую неделю. Это другая крайность. Сейчас наступило время профанации и девальвации всего.
44. Александр Соколов : Пример обновленческого подхода к исповеди
2017-04-24 в 05:35

Пример обновленческого подхода к исповеди согласно благословению священноначалия в Москве.
http://www.hrambutov...ya-velikiy-post.html
43. Ксения Балакина : Ответ на 38., Андрей Другой:
2017-04-24 в 02:58

Ув. Ксения, Вы обращаете наше внимание на свидетельства, поддерживающие Вашу позицию и игнорируете «неудобные».


Уважаемый Андрей, мне бы очень не хотелось, чтобы обсуждение здесь ушло в дискуссию о частоте причащения. У святых отцов по этому поводу очень разные мнения. И все они единодушны в том, что регулярное причащение - это хорошо при условии очень серьезной подготовки к нему.
И у меня, поверьте очень серьезное отношение и к Причастию и к подготовке к нему.
Без серьезного отношения на приходе к Евхаристии не может быть общины. Община всегда строится вокруг Чаши Христовой, когда прихожане в Праздник становятся реально братьями и сестрами во Христе - сопричастниками Христу.Когда Праздник- это, прежде всего - Причастие.

тут пытаются сказать, что в дореволюционной России нормой было причащение только в посты, не чаще 4 раз в год. На это есть простой ответ - так ведь и Смутное время и 17-ый год не на пустом месте возникли. И великие пастыри не зря скорбели об оскудении веры - Христос перестал быть центром жизни людей, и это выразилось и в отношении к Причастию - люди не стремились в праздники стать сопричастными Христу (и не только в праздники).

И в дополнение:
Свт. Феофан:
«Замечу здесь, что плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные» («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Гл. 41).
«Частое причащение святых Христовых таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил» («Путь ко спасению». I. 1).
42. Ксения Балакина : Ответ на 27., М.Яблоков:
2017-04-24 в 02:44

Матушка, я прошу прощения. Я Вас уважаю, конечно, но Вы рассуждаете как полная неофитка. На Руси причащались 4 раза в год, только по постам. И это не десять лет и не сто, а тысячу! Куда Вы хотите деть этот исторический период? Якоже не бывший? Назвать всех наших святителей, преподобных, юродивых Христа ради, мучеников, благоверных князей не знающих священные каноны?! А куда деть Номоканон Мануила Малаксы, в котором указывается причащаться 4 раза в год, по которому жил не только весь православный Восток, но и Афон? Причем с 6 по 18 век? Как, не слабо? И что? Вот эти все люди были дураками?! Жду ответа.


Если я правильно поняла, то вы не нашли ни одной цитаты святых отцов, порицающих причащение на Пасху. И по-другому и быть не могло, ибо такая мысль просто противоречит самому духу Православия. Апостолы собирались для Причащения каждое воскресение. Могли ли они не причащаться в главное воскресение года?

Далее. у свят. Филарета есть прямое подтверждение тому, что никакой «древней русской традиции – мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь» не было:
«Что касается до приобщения святых таин и в Великий четверток, и в день Пасхи , прежде почитали сие не только совместным всякому верному, но и должным. Иисус Христос есть Тот же и ныне. Остается вопрос только, готовы ли мы приблизиться к Нему. Ответ может дать совесть и отец духовный» (Письмо от 30 марта 1828 г.).
«Как можно быть в неудовольствии за то, что желают приближаться к Господу?.. Чаще приступать к трапезе Господней есть дело веры и любви, но тут есть дерзновение, а дерзновение не все могут иметь правильно… Посему намерение приобщаться святых таин в Великий четверток и в день Пасхи признал я подлежащим рассмотрению духовного отца» (Письмо от 1 апреля 1835 г.).

Кстати, нашла очень интересную цитату, которая, на мой взгляд хорошо объясняет действительные истоки и причины отказа от причащении я на Пасху:
"..в хрущевские гонения богоборцы решили ее (Церковь) разложить изнутри. Было принято несколько закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху. Но самое удивительное, что эта безумная, антиканоническая практика, призванная разрушить Церковь, сохранилась и до сих пор, и более того некоторые горе - ревнители выдают ее за образец благочестия."

И мне в связи с этим вспомнилось, что у нас при Патриархе Пимене действительно не причащали на Пасху. Когда я спросила у отца настоятеля почему, он довольно сухо ответил (примерно), что «был Великий пост – надо было причащаться» и дал понять, что разговор окончен. Я тогда еще долго размышляла, почему обычно все разъясняющий батюшка, так оборвал разговор. Полагаю, что причина – изложена выше.
41. М.Яблоков : Ответ на 34., NNXX:
2017-04-23 в 23:34

1. В «Православном исповедании» св. Петра Могилы говорится: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно раз в год» (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).
Тоже самое изложено и в пространном Православном Катехизисе свт. Филирета (Дроздова): четырежды в год или каждый месяц.
2. Привожу ответ святителя Димитрия Ростовского (†1709).
«Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?
Ответ: Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным — поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).
3. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал об частоте причащения для мирян так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370).
В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни... Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).
4. Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878) учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).
5. Вот высказывание преп. Макария Оптинского: «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156–157).
6. Первый великий Оптинский старец Леонид причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий, и третий великий Оптинский старец Амвросий причащались один раз в месяц.
7. О частоте причащения для мирян говорится также в трудах свт. Феофана Затворника: «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (т. I, п. 185, с. 206).
Он же: «Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т. III, п. 500, с.177).
И еще свт. Феофан пишет следующее: «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» (т. IV, п. 757, с. 255).
8. Примерно те же наставления содержатся в заповеди преп. Серафима Саровского инокиням Дивеевского монастыря: «... Приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию и во все дванадесятые праздники» (из «Краткого жизнеописания старца Серафима Саровского», 3-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. Казань, 1900. С. 80–81). Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян.
9. Преподобный Варнава Гефсиманский (†1906) в своих письмах советовал сестрам Иверской Выксунской обители: «причащаться во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще». Как видно из сего наставления, учащение причащения старец Варнава связывал только лишь с болезнью.
10. Оптинский старец преп. Варсонофий писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание...» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).
11. Поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша), которое должны помнить все православные христиане, я уже приводил: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).
12. И наконец приведу отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».
40. Лия1 : Ответ на 12., М.Яблоков:
2017-04-23 в 22:38

Не надо заново велосипед создавать. Делайте, как на Руси 1000 лет делали. И все будет хорошо.


Сегодня после Литургии одна бабушка, рядом стоящая, посетовала, что хотела причаститься, но нельзя, т.к. она вчера мясо ела. Говорю: так и не только мясо нельзя, и молочное и др.скоромную пищу. Она была ошеломлена: как так нельзя молочное, все едят и причащаются.
Раньше всё время задавалась вопросом: неужели наши прихожане несут такие подвиги вне периодов поста и воздерживаются от скоромного ради Причастия. Хотя сомнения были. Теперь вопросов нет. Вот такой велосипед. Грустно. Так со Святыней нельзя обращаться. Нам всё это даром не пройдёт. Мне так кажется.
39. Андрей Другой : Ответ на 19., Ксения Балакина:
2017-04-23 в 21:53

А как можно, исповедуясь раз в месяц (я не говорю о раз в год) исповедать ВСЕ грехи? Их даже вспомнить перед исповедью ВСЕ не реально. Вас не напрягает ситуация, что причащаясь редко, человек подходит к Чаше с реально забытыми, не раскаянными, не исповеданными СОТНЯМИ грехов?


Ув. Ксения, исполняя вечернее правило, Вы исповедуете Господу ВСЕ свои суточные грехи, а о правильном отношении к исповеди пусть скажет…
Свт. Феофан Затворник - Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики.
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни.
2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека
Д. Приближение к непрерывному говению
 б)Касательно исповеди
   Всякий грех, тяготящий совесть, надо спешить очистить покаянием, не ожидая определенного времени говения. Хорошо и дня одного не держать его на душе, а еще лучше ни часа…
 Всякий день, отходя ко сну, творить частную исповедь ко Господу, в коей все греховное – в помыслах, пожеланиях, чувствах и движениях страстных…
Творить ежеминутно исповедь, то есть всякий помысл, всякое пожелание, чувство и движение порочное и нечистое, тотчас по сознании исповедать Богу всевидящему, с сокрушением духа, и просить в том прощения и силы избежать впредь…
в)Касательно причащения
   Бывать, сколько возможно чаще, на Литургии… Причащаются на Литургии не все и не всегда, но жертва приносится от всех и за всех. Все потому и должны участвовать в ней. Участвуют же верою, болезненным сокрушением о грехах… Одно живое созерцание сего Таинства сильно оживляет и возбуждает дух.
38. Андрей Другой : Ответ на 18., Ксения Балакина:
2017-04-23 в 21:51

По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении ( Цит. по: Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757). Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» (цит по: Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693).


Ув. Ксения, Вы обращаете наше внимание на свидетельства, поддерживающие Вашу позицию и игнорируете «неудобные». Будьте объективны. Письмо V, 757 Свт. Феофана адресовано «достопочтенному о. Протоиерею», который и есть «как духовный отец разрешит»; далее, письмо IV, 693 написано духовной дочери, для который еп. Феофан и есть - «как духовный отец разрешит», а рекомендация «почаще» не имеет числового выражения и для нас может быть истолкована от 1 до бесконечности. (о «почаще» и «лёгком» отношении к Святым Дарам будет сказано ниже)
Следуя Вашему примеру, сделал выписки из известного творения известного Вам лица, старался очень бережно относится к первоисточнику, чтобы ни в коем случае не изменить смысл сказанного Святителем.
Свт. Феофан Затворник - Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики.
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни.
2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека
Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни
Посему с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставляли первым благом частое приобщение. При Апостолах оно всюду: христиане все пребывают в молитвах и ломлении хлеба, то есть причащаются. Василий Великий в послании своем к Кесарю говорит, что спасительно причащаться Тела и Крови на всяк день, а о своем житии пишет: «Мы причащаемся четыре раза в неделю». И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения и нет преуспеяния в жизни без частого причащения. Но Господь – источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе и огнь поядающий. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а причащающийся недостойно вкушает смерть. Хотя смерть эта не последует видимо, но невидимо всегда совершается в духе и сердце человека…
Исповедь, с возненавидением греха и обетом всячески удаляться от него, делает дух человека сосудом, способным вместить невместимого Бога, по Его благодати…
Этим все можно было бы и ограничить: исповедайся достойно – и будешь достойный причастник. Но исповедь и сама есть Таинство, требующее достойного приготовления, и, сверх того, к совершенству своему требует особенных действий, чувств и расположений, которые не могут быть совершены и явлены вдруг, а требуют времени и некоторым образом исключительного ими занятия… Все они в совокупности составляют говение…
Четыре поста с тою целью и установлены, чтобы в них ревнующие о благочестии говели, исповедались и причащались…
Впрочем, этим не стесняется усердие говеть чаще и даже непрестанно; равно как не налагается, как иго, на не могущих, по обстоятельствам своим, исполнить этого. Только надобно так: все употреби от себя зависящее, чтобы поговеть четыре раза в год. Для мирян четыре раза – мера скромная, средняя и, как испытано, очень спасительная. Делающий так не выдается из круга других, потому и кичить не будет, как превысивший их. Можно, впрочем, в пост Великий и Рождественский говеть по дважды – в начале и в конце. Вот и составится всех шесть говений…
Говение должно отличать от пощения, или достойного, по уставу Церкви, провождения постов. Оно есть часть поста, но отличается от него большею строгостию касательно пищи и сна и тем, что всегда соединяется с другими благочестивыми занятиями, каковы: прекращение житейских забот и дел, сколько можно, чтение, кто может, святых книг, неопустительное хождение в церковь на положенные службы и прочее. Вообще, это время исключительно посвящается благочестивым занятиям, кои все направляются к тому, чтобы достодолжно принесть покаяние и исповедь и потом причаститься.
37. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-23 в 20:59

О ТРАДИЦИИ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

«Жития святых», составленных святителем Димитрием Ростовским и архиепископом Феодосием Черниговским.

Благоверный князь Ростислав Мстиславич († 1168), духовное чадо преподобного Поликарпа Печерского, «каждое воскресенье причащался Божественных таин, молясь со слезами, воздыханием сердечным и стонами».

Благоверный князь Димитрий Донской († 1389) причащался каждое воскресенье во время Великого поста.

Преподобный Сергий Радонежский († 1391) сразу после пострига, будучи новопостриженным иноком 24 лет от роду, «семь дней неисходно пребывал в церкви. Каждый день игумен Митрофан совершал литургию и приобщал его святых тела и крови Господних».

Преподобный Иоасаф, в миру князь Андрей Вологодский († 1453) «в каждый воскресный день приобщался святых таин», причем также еще будучи молодым человеком 24 лет.
36. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-23 в 20:57

Преподобный Серафим Саровский

"Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением святых Христовых таин".
35. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-23 в 20:52

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым – во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причастию: “Приимите, ядите… пиите от нея вси… во оставление грехов…” (Мф. 26: 26–28)? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день?»
34. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-23 в 20:49

Святитель Феофан Затворник о Причастии

Если наша жизнь в Господе и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает тела и крови Его, то желающему жизни как нечасто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к таинствам? Только пустое поверье. У нас стали слова “Со страхом Божиим и верою приступите” пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет… и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию… и на вечерю Божию.



Преподобный Иов Исповедник о Причастии

Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день.
33. М.Яблоков : Ответ на 29., о. Алексей:
2017-04-23 в 19:48

15 лет - это ничто, если у вас нет духовной преемственности от старых священников. Как раз в 90-е и начался т.н. "евхаристический бум" в Русской Церкви. Который изначально возник в позлнем Средневековье в католической среде, и окончательно узаконен буллой папы Пия X. Так что привет лунатикам! ))) т.е. католикам.
32. М.Яблоков : Ответ на 29., о. Алексей:
2017-04-23 в 19:44

Один Поместный собор отменил патриаршество на Руси, другоой восстановил. И что? Поместные соборы не изъяты от возможности погрешения. Так что то, на что вы указали, не является автортетом, так как опровергает всю 1000-ю практику Русской Церкви.
31. М.Яблоков : Ответ на 28., NNXX:
2017-04-23 в 19:41

"Телец упитанный" - это не Евхаристия. "Телец упитанный" - это пир веры и проповедь Слова Божьего. Согласно канонам, те, кто не соблюдают Святую и Великую Четыредесятницу, отлучаются от Церкви, а не допускаются к причастию. Или может, по-вашему, свт. Иоанн Златоуст не был знаком с канонами? Что непостящихся допускал до причастия?
http://ort7000.livej...al.com/1504436.html
30. NNXX : Ответ на 25., Егоргий:
2017-04-23 в 19:31

... Очень смущает молчание высшей иерархии РПЦ по этому поводу.




Иерархия не молчит. В храме Христа Спасителя на Пасху опять причастилось множество православных людей
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме