28 сентября в Москве состоялось очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание» на тему «Православный социализм: идеология будущего или соединение несоединимого». С основным докладом выступил один из самых последовательных сторонников т.н. «православного социализма», богослов и публицист Николай Владимирович Сомин. Предлагаем вниманию читателей текст выступления.
Я благодарю «Русское Собрание» за представленную возможность сделать доклад на тему православного социализма. Дело в том, что эта тема задевает за живое всех. Я почти двадцать лет делаю сообщения вокруг этой проблематики в разных аудиториях, и всегда слушатели не остаются равнодушными. Причем примерно две трети выступают против. Но зато остальная треть собрания активно эти идеи поддерживает. Я боюсь, что что-то похожее произойдет и в этой аудитории. Поэтому в докладе я основное внимание уделю не подробному описанию православного социализма (тем более, что детали реализации предсказать невозможно), а некоторым важным аспектам проблемы, вокруг которых можно вести содержательную дискуссию.
Но все же, что такое православный социализм?
Это особый социальный строй, который характеризуется двумя главными чертами. Его идеология - православная. Т.е. принципы жизни государства основываются на евангелии и христианских заповедях, освящающих братские отношения между людьми. А Экономика - социалистическая (типа сталинской), с общественной собственностью на средства производства, плановым способом управления хозяйством и монополией на внешнюю торговлю.
Далее мы это понятие будем уточнять. Но сейчас займемся вопросом «Зачем?». Каковы цели создания православного социализма?
Вообще, целью общества с точки зрения христианства является не благополучие на земле, а обеспечения условий для перехода граждан в Царство Небесное. Одних усилий Церкви для этого недостаточно. Ибо человек, даже православный, живет не только в Церкви, но и в обществе. И воспитательное значение общества (как в лучшую, так и в худшую сторону) огромно. Поэтому состояние общества далеко небезразлично для спасения.
Для того, чтобы общество у нас в России выполняло свою христианскую функцию по борьбе с грехом, оно должно:
- обеспечивать беспрепятственное и эффективное функционирование Церкви, в том числе - ее влияние на работу государственных органов;
- обеспечивать социальную справедливость всех граждан;
- защищать построенное православное государство от внешних врагов
- охранять традиционные ценности, обеспечивать образовательные и культурные потребности граждан в духе христианского мировоззрения.
Именно этим условиям и стремится соответствовать православный социализм. Его цель - консолидация духовных и материальных сил русского народа. А также реальная реализация принципа справедливости. Можно сказать, что православный социализм - краткая формула русской идеи.
Но есть и сиюминутная задача - прекратить деградацию России. Сейчас наша общественная мысль определенно приходит к убеждению, что капитализм губит Россию. Уничтожает ее как физически, так и духовно. Для русской цивилизации капитализм - безусловная смерть. Поэтому, ради выживания нации, необходимо изменить социальный строй (разумеется, легальными средствами). Единственная альтернатива нынешнему безобразию - православный социализм.
Социальная структура, православного социализма может выглядеть примерно так. Имеют место три социальных слоя.
Основной слой - работники социалистических предприятий с государственной собственностью. Этот сектор экономики - главный. Он обеспечивает основополагающую цель - реализацию социальной справедливости.
Но есть еще два социальных слоя.
Один из них - сеть православных трудовых братств, ведущих хозяйство на принципе общего владения. Это более высокая в духовно-нравственном смысле форма жизни людей, вполне отвечающая христианским заповедям любви и братства. Это форма сугубо добровольная - для тех, кто хочет и может жить в братстве. Однако, все братства работают по единому, утвержденному государством плану.
Наконец, есть еще один слой, предприятия которого имеют частную (или акционерную) форму собственности. Разумеется, в духовно-нравственном смысле этот слой ниже уже упомянутых. По замыслу это «отстойник», в котором живут люди, «прикипевшие» к принципу частной собственности, и желающие работать на себя, а не на общество. Такие, к сожалению, будут всегда, и поэтому стоит задача оградить новый строй от их поползновений на власть. Отметим, что и эти предприятия тоже встроены в общий народно-хозяйственный план.
В целом православный социализм - общество, трудовой справедливости, общество, где ценится труд, умение, а не собственность или происхождение. Обязательность труда следует из высказывания апостола: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес.3,10). Православное мировоззрение нового строя позволит расширить мотивацию труда: люди буду трудиться не только ради себя и своих близких, и не только ради Отечества, но и ради Бога, одухотворяя свой труд и делая его средством спасения.
Государственность. Православный социализм основан на сильном государстве. Причем не светском, а именно православном государстве, взаимодействующим с Церковью на принципе симфонии. Форма власти, хотя и не имеет принципиального значения, но практически важна для эффективного выполнения властью своих функций. И в этом смысле лучшей формой является самодержавие. Причем, оно особенно эффективно при социализме. Дело в том, что при государственной собственности царь является не только «епископом внешних дел Церкви», но и подлинным владельцем всех производительных сил. Поэтому он - действительный правитель, решения которого имеют решающий вес. К такому статусу был близок Сталин. При капитализме же совершенно не так - заводы принадлежат олигархам, которые поэтому и являются фактическими правителями, а монарх - лишь фиктивной, представительной фигурой. Так что для православного социализма, тем более в России, самодержавие является оптимальным вариантом. Таким образом, православный социализм фактически реализует знаменитую уваровскую формулу «Православие, самодержавие, народность», но с одним уточнением: вместо неопределенной «народности» появляется ясное и опробованное Россией понятие - социализм.
Немного о историософском аспекте вопроса. Даже поверхностный взгляд на российскую историю показывает, что Россия всегда стремилась к православному социализму. Дважды она подходила к нему. Сначала со стороны православия, создав православную империю, имеющую статус Третьего Рима. А затем со стороны социализма, воздвигнув общество, где главной целью была социальная справедливость. К сожалению, синтеза не получилось. Но мне думается, что воля Божия такова, что православный социализм так или иначе, но будет осуществлен. И это событие будет вершиной земной истории России. Да и не только русской, но и мировой истории. А для нас же этот момент станет воплощением великой мечты о Святой Руси. Но и сейчас, пока в нереализованном состоянии, православный социализм является социальным идеалом для нас, тем маяком, к которому должна идти российская государственность. Противоположный же путь, связанный с развитием капитализма, несовместим с Православием, ибо сказано Христом «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24). И потому этот путь может привести только к гибели русской государственности.
Религиозно-догматический аспект проблемы.
Богословы XIX и XX веков часто награждали православный социализм такими эпитетами, как «абсурд», «круглый квадрат», указывая на несовместимость понятий «социализм» и «православие». Но дело в том, что такая критика верна только для атеистического социализма XX века, социализма, который в себе уже имел определенную идеологию, причем, богоборческую. Вера и атеизм действительно несовместимы. Но в православном социализме ситуация кардинально меняется, ибо «социализм» рассматривается не как идеология, а исключительно как способ хозяйствования. И в этом смысле он прекрасно совместим с православным жизнепониманием, включающим братские отношения.
В отличие от богословия XIX в. святоотеческое богословие богатства - иное. Св. Иоанн Златоуст говорит об общей собственности как идеале христианского общежития, апеллируя к организованной самими апостолами первохристианской Иерусалимской общине. Переходя же к современным ему реалиям, Златоуст в лице сребролюбия видит самый распространенный грех человечества. По словам великого святителя «Этот недуг объял всю вселенную, обладает душами всех, - и, поистине, велика сила мамоны!» /VIII:509/. Суть православного социализма как раз в том, что он, пусть частично, побеждает власть мамоны, власть сребролюбия, всесилие богатства. Побеждает как юридическим ограничением права частной собственности, так и тем, что дает преимущество честным, справедливым, добрым. Это - главное в православном социализме.
Сразу выскажусь насчет обычных возражений. Говорят, что Православный социализм - утопия (?). Какая же утопия, когда Византия 1000 лет жила православной империей, а мы 70 лет жили социализмом. Невозможность соединения этого только в головах. Еще говорят, что православный социализм - рай на земле (?). Какой рай, когда на земле останутся смерть, болезни, несчастья, всевозможные конфликты. Останется грех. Но все же общество станет существенно более здоровым, ибо там будет реализована справедливость.
Очень кратко о реализуемости. Прежде всего, укажем, что православный социализм - не нечто абстрактное, а реальный проект, который может быть реализован нами грешными, жителями этого падшего мира. Но беда в том, что сейчас Россия как никогда далека от реализации православного социализма. Что и кто мешает? Прежде всего, мешает омерзительный капитализм. Из-за него мы постепенно погружаемся в трясину, в которую затягивается и государство, и народ, и даже Церковь. А выбраться оттуда, увы, не дает тяжелый раскол русской ментальности по линии красные\белые.
Но промысел Божий неисповедим. Когда нет прямого пути, то Господь находит парадоксальный. Главное - понять правильную цель, которую Господь предназначает для нашего народа. И тогда Бог поможет. И тогда, пусть даже на короткое время, Град Китеж в образе православного социализма выйдет из озера, и эта великая идея будет воплощена в жизнь.
Спаси Господи.
101. Ответ на 101., Lucia:
100. Ответ на 99., Лебедевъ:
99. Ответ на 92., Туляк:
98. Ответ на 94., Лесничий А.Л.:
97. Ответ на 96., Туляк:
96. Ответ на 95., А.В. Сошенко:
95. Ответ на 93., Лебедевъ:
94. Ответ на 94., Лесничий А.Л.:
93. Ответ на 85., Лебедевъ:
92. Ответ на 92., Туляк: