Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному

Игорь  Евсин, Русская народная линия

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 17.10.2016

Иоанна Грозного уже при жизни Вселенская Православная Церковь признала Царем христолюбивым и благочестивейшим. Причем произошло это через 14 лет после помазания Иоанна Васильевича на царство, то есть после удостоверения о его «многих великих добродетелях и благодеяниях».

Вкратце напомню, как это произошло. Как известно, Вселенский/Цареградский/ Патриарх не сразу признал царское достоинство Иоанна Васильевича, который венчался на Царство в 1547 году. Действительным это венчание Патриарх Иоасафпризнал только в 1561 году. В летописи об этом говорится так: «Того же лета, августа, приехал ко царю и великому князю /Иоанну IV/Егрипской митрополит Иоасаф да Ефесской епископ, а привез митрополит Егрипской Иоасаф от Патриарха Цареградского Иоасафа же царю и великому князю /3/грамоты благословенные на царство с патриаршескою подписью и печатию». Кроме Патриарха грамоты подписали 36 митрополитов и епископов, то есть данный документ принят архиерейским Вселенским /Цареградским/ Собором.

В одной из грамот были такие слова: «УДОСТОВЕРИВШИСЬ О МНОГИХ ВЕЛИКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ И БЛАГОДЕЯНИЯХ сего благочестивейшего Государя Московского, Господина Иоанна, который поистине, как некоторое пресветлое солнце, восприяв высокий и блистательный круг Своей державы, снисходит и к дальним.... всем сил ради причин и смирение наше с согласия всех здесь обретающихся священнейших митрополитов и боголюбивейших епископов, действием же и благодатью Всевышнего живоначального и совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну быть и называться Ему Царем законным и благочестивейшим...

Для обнародования и большего утверждения сего действия написана сия благодательная грамота и дана благочестивейшему, боговенчанному и Христолюбивому Государю нашему Господину Иоанну в лето индикта 7-го».

Вот такое Соборное определение вынесла Восточная Православная Церковь через 14 лет исследования жизни и деятельности Иоанна Грозного.

К сожалению, долгое сокрытие правды о первом русском Царе - Помазаннике Божием и подмена ее злобной фальсификацией нанесло громадный ущерб многим поколениям русских людей, напитав их умы откровенной ложью, которая очень и очень трудно покидает сознание. Велика здесь вина и исторической науки, которая от В.Н.Татищева, М.М.Щербатова и Н.М.Карамзина, их последователей типа Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Г.Пушкарева не говоря уж о многочисленных альшицах и радзинских, из поколения в поколение извращала образ и дела Грозного, его несомненные заслуги в становлении и укреплении единой Российской державы, как оплота Вселенского Православия.

Знаменитому церковному историку Н.Д.Тальбергу принадлежат слова, что Карамзин, чья «История» легла в основу всех официальных версий, буквально ненавидел Грозного Царя. Какой же объективности, спрашивается, можно ждать от такого исследователя?! А ведь Николаю Михайловичу продолжают внимать без оглядки и по сей день, не понимая, что его «История», это не просто некая художественная интерпретация, а сознательная фальсификацияжизни и деяний царя и великого князя Иоанна IV.

Однако даже Карамзин, сцепив зубы признавал, что «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти... Народ... чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования». При этом противореча народному мнению и самому себе Карамзин, отдавая должное первому русскому монарху как одному из величайших деятелей отечественной истории, ставил результаты его правления в один ряд «с бедствиями Удельной Системы» и татаро-монгольским игом.

Однако праведность первого русского Царя доказана трудами Б.Д.Грекова, П.С.Садикова, И.И.Полосина, С.Б.Веселовского и других честных историков на основе множества фактов и документов той эпохи. Все исследованные ими источники однозначно говорили, что Иоанн Грозный был великим и мудрым правителем, искусным дипломатом и полководцем, тонким и дальновидным политиком. Все его дела и поступки диктовались только интересами державы и православного благочестия.

Даже современник Иоанна Грозного немец-русофоб Герберштейн признавал: «Тому, кто занимается историей его царствования тем более должно казаться удивительным, что при такой жестокости могла существовать такая сильная к нему любовь народа, любовь, с трудом приобретаемая прочими государями только посредством снисходительности и ласки. Причем должно заметить, что народ не только не возбуждал против него никаких возмущений, но даже высказывал во время войны невероятную твердость при защите и охране крепостей, а перебежчиков вообще очень мало. Много напротив, нашлось во время этой войны таких, которые предпочли верность князю даже с опасностью для себя, величайшим наградам».

Русский народ воспел Иоанна Грозного как Богом посланного Царя во множестве песен, былин и сказаний. Об этом говорят сборники народного творчества П.Симони, П.Киреевского, П.Рыбникова, А.Гильфердинга, А.Маркова, А.Григорьева, Н.Ончукова, С.Шамбинаго и Петра Вейнберга. Русский народ безошибочно увидел в Грозном Царе своего великого Государя, беспощадного к врагам Отечества и заботливого радетеля о родной земле и людском благе. В народное сознание Иоанн IV вошел умным, проницательным, храбрым и справедливым, т.е. наделенными всеми лучшими человеческими качествами, которые так настойчиво отрицали в нем политические враги Царя при жизни и их «преемники в веках».

Русские люди всегда с надеждой в сердце притекали ко гробнице благоверного Царя Иоанна Грозного, прося помощи в своих житейских нуждах. Но больше всего притекали те, кто был обидим неправедным судом. И по молитвам к Царю Иоанну они получали суд праведный и справедливый. Чудеса такого рода происходят и поныне. Это говорит о том, что Иоанн Грозный почитается в народе, как защитник обидимых и гонимых, как судия праведный и нелицеприятный. «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оным именам своих родственников, - пишет протоиерей Н.Извеков в своей, вышедшейв 1916 году книге «Московский придворный Архангельский Собор». Среди многих Государей и Великих князей, почитаемых в народе и почивающих в Архангельском Соборе, притекали именно к нему. И Благоверный христолюбивый Государь, как заботливая горлица-Иона, покрывает всех своих птенцов крылами своего предстательства и заступничества пред Господом, своего державного служения Богу, Церкви и Земли Русской».

Но сегодня известно не только об идущем еще с 17 века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Первого Божиего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры - Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II Со святой Царицей Александрой Федоровной

Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания: «Мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном»

Известно, что в 1882 году по повелению Императора Александра III в Грановитой палате Московского Кремля была обновлена икона-фреска Иоанна IV. На ней появилась надпись со словами из грамоты архиерейского собора Православной Восточной Церкви: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Iоаннъ Василiевичь, Всея Великiя Россiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».

В 1903 году известный церковный историк Е. Голубинский в книге «Канонизация святых в Русской Церкви» отметил, что 10 июня по ст. стилю отмечался день «обретения телеси великомученика Царя Ивана», таким образом в некоторые святцы Иоанн Грозный был внесен, как местночтимый святой.

Впоследствии святой Царь-мученик НиколайII с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых. Так начальник Главного управления по делам милиции временного правительства С. Г. Сватиков в одной из своих эмигрантских статей вспоминал слова Великой Княгини Марии Георгиевны, сказанные ею вскоре после февральского переворота 1917 года: «Государыня [Александра Феодоровна] всею душою восприняла каноны Православия. Она глубоко прониклась началами Самодержавия и Народности...

Ей же, Государыне, принадлежала инициатива пославления и, если окажется возможным, сопричтения к лику святых... Царя-великомученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы»

Известный подвижник благочестия отец Валентин Амфитеатров показывал в Архангельском соборе Кремля Царю Николаю II книгу с записями чудес по молитвам Царя Иоанна Грозного. Царь тогда сказал: «Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Материал об этом случае есть в Отделе рукописей Публичной библиотеки.

Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщал, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века - до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и блаженная Ксения Петербургская, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник, и святитель Филарет Московский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и ... Царь Иоанн Васильевич Грозный.

В заключение хочу привести примечательную информацию из-интернет публикаций о Благоверном и Христолюбивом, Богом венчанным ЦареИоанне Васильевиче.

«Не наше дело судить о промысле Божьем, но наблюдательный человек не может не заметить, что дерзающие хулить помазанников Божьих испытывают значительные скорби.

Так, актер Янковский, игравший в фильме «Царь» митрополита Филиппа, умер через 3 дня после показа этого фильма на каннском фестивале. У Репина, написавшего картину о, якобы, убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е.Евстигнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литров крови и едва не умер, будучи при смерти. Даже весьма уважаемый православным миром известный священник и миссионер отец Даниил Сысоев не пострадал ли именно за хулу на святого Царя Иоанна Грозного? Ведь всего за пять дней до своей трагической гибели отец Даниил Сысоев клеветал, убеждая всех своих пасомых, что Иоанн Грозный не был Помазанником Божьим, что он казнил невинных людей, любил пытки, полил море невинной крови и наследовал не Царство Небесное, а участь предателя Христа - Иуды».

А ведь уже тысячи лет назад хулителям Царей было грозное предупреждение. «Даже и в мыслях твоих не злословь Царя» - говорит Священное Писание (Екл. 10,20).

Игорь Евсин, писатель, г. Рязань

Источник: ИМ Зерна


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. рудовский : Re: Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному
2016-10-19 в 00:57

Писарь,
Историческая заслуга Ивана Грозного, в том,что он,на ДЕЛЕ,воплотил в жизнь следующие принципы:

Православность.
Опора власти на Нравственные Начала,попутно замечу-без Бога,вне Бога и помимо Бога это невозможно в принципе,но невозможно вдвойне, имея ложные понятия о Нем. (с)
Бесспорно.

Самодержавность.
Институт Верховной Власти,чего ни западная, ни азиатская государственность, не знает и знать не может. (с)
Но уже знала Ромейская империя (Византия).

Монархизм.
Единоначалие. (с)
Не ново.

Вот на этих, трех столпах, утверждается ВСЯКОЕ РЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО,обретая устойчивость,что избавляет от политической борьбы,по преимуществу, давая простор развитию производительных сил,степень которого,зависит от общественно-политической формации. (с)
Не избавляет. Помнится, Иоанн Васильевич одного боярина заподозрил в измене... Ну и убил его (уж не знаю - лично или нет).

Москва-Третий Рим. (с)
Согласен.

И последнее.
Уважаемый рудовский,как Вы думаете,зачем России Царь?
Служить?
Кому и чему? (с)
Трудный вопрос.


Так кто из них безумен,точнее-страдает психопатией,где безумие следствие.
Царь Иван или Курбский или вожди "Семибоярщины" или Шуйские,сто лет,шедшие к Престолу,по головам? (с)
Ну и выбор...
22. Русский Сталинист : Ответ на 12., М.Николаев:
2016-10-19 в 00:18

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.



Ага, а Борис Годунов зарезал около 1000 детей (точное кол-во забыл, со счёта сбился), преимущественно царевичей, о чём открыто хвастался в многочисленных интервью отечественным и иностранным журналистам.
21. Русский Сталинист : Ответ на 14., Silvio63:
2016-10-19 в 00:11

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин и вместе с ними попавшегося ему под горячую руку участника форума РНЛ М.Николаева.



Ага, прямо во время интервью.
С той давней поры у М.Николаева и начались проблемы.
20. Русский Сталинист : Ответ на 17., Lucia:
2016-10-19 в 00:08

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет. Пожалуйста, дайте ссылку на ролик с этим интервью.



Он Вам полный текст самого интервью предоставит, которое он лично брал у Грозного.
19. Русский Сталинист : Ответ на 18., Писарь:
2016-10-19 в 00:01

Уважаемый рудовский.Историческая заслуга Ивана Грозного, в том,что он,на ДЕЛЕ,воплотил в жизнь следующие принципы:Православность.Опора власти на Нравственные Начала,попутно замечу-без Бога,вне Бога и помимо Бога это невозможно в принципе,но невозможно вдвойне, имея ложные понятия о Нем.Самодержавность.Институт Верховной Власти,чего ни западная, ни азиатская государственность, не знает и знать не может.Монархизм.Единоначалие.Вот на этих, трех столпах, утверждается ВСЯКОЕ РЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО,обретая устойчивость,что избавляет от политической борьбы,по преимуществу, давая простор развитию производительных сил,степень которого,зависит от общественно-политической формации.Москва-Третий Рим.Все что вне этого-это его,Государства призрак,"идея","третий рейх".И последнее.Уважаемый рудовский,как Вы думаете,зачем России Царь?Служить?Кому и чему?Интересам всего "обчества" или частным интересам "лучих" людей,для коих все прочие-"худородные холопы" и "сиволапые мужики".Вот и сравните,как этот вопрос ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ решался в России и как на Западе,к примеру.Однако решение этого вопроса всегда стоило большой крови,это и есть классовая борьба и ее сущность,где правящие эксплуататорские классы-бояре,затем дворяне,затем буржуазия настырно пытались СИЛОЙ, навязать свою волю Царю,читай-Богу,защищая "священное право частной собственности"... на все.Вплоть до торговли и Верой и Царем и Отчеством.Навязать как НОРМУ,хотя это очевидная и явная патология,т.е.то, что находится за рамками здравого смысла вовсе,чтобы то ни было.Так кто из них безумен,точнее-страдает психопатией,где безумие следствие.Царь Иван или Курбский или вожди "Семибоярщины" или Шуйские,сто лет,шедшие к Престолу,по головам?



Вы серьёзно?
Это же рудовский.
18. Писарь : 6.15.рудовскому.
2016-10-18 в 20:49

Уважаемый рудовский.

Историческая заслуга Ивана Грозного, в том,что он,на ДЕЛЕ,воплотил в жизнь следующие принципы:

Православность.
Опора власти на Нравственные Начала,попутно замечу-без Бога,вне Бога и помимо Бога это невозможно в принципе,но невозможно вдвойне, имея ложные понятия о Нем.

Самодержавность.
Институт Верховной Власти,чего ни западная, ни азиатская государственность, не знает и знать не может.

Монархизм.
Единоначалие.

Вот на этих, трех столпах, утверждается ВСЯКОЕ РЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО,обретая устойчивость,что избавляет от политической борьбы,по преимуществу, давая простор развитию производительных сил,степень которого,зависит от общественно-политической формации.
Москва-Третий Рим.
Все что вне этого-это его,Государства призрак,"идея","третий рейх".

И последнее.
Уважаемый рудовский,как Вы думаете,зачем России Царь?
Служить?
Кому и чему?

Интересам всего "обчества" или частным интересам "лучих" людей,для коих все прочие-"худородные холопы" и "сиволапые мужики".
Вот и сравните,как этот вопрос ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ решался в России и как на Западе,к примеру.
Однако решение этого вопроса всегда стоило большой крови,это и есть классовая борьба и ее сущность,где правящие эксплуататорские классы-бояре,затем дворяне,затем буржуазия настырно пытались СИЛОЙ, навязать свою волю Царю,читай-Богу,защищая "священное право частной собственности"... на все.
Вплоть до торговли и Верой и Царем и Отчеством.
Навязать как НОРМУ,хотя это очевидная и явная патология,т.е.то, что находится за рамками здравого смысла вовсе,чтобы то ни было.

Так кто из них безумен,точнее-страдает психопатией,где безумие следствие.
Царь Иван или Курбский или вожди "Семибоярщины" или Шуйские,сто лет,шедшие к Престолу,по головам?
17. Lucia : Ответ на 12., М.Николаев:
2016-10-18 в 19:30

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.



Пожалуйста, дайте ссылку на ролик с этим интервью.
16. Lucia : Ответ на 15., рудовский:
2016-10-18 в 19:29

Luciaмногоженство :)



В суде развалится. Документы?
15. рудовский : Re: Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному
2016-10-18 в 18:04

Lucia
многоженство :)
14. Silvio63 : Ответ на 12., М.Николаев:
2016-10-18 в 17:44

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.


Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин и вместе с ними попавшегося ему под горячую руку участника форума РНЛ М.Николаева.
13. М.Яблоков : Ответ на 12., М.Николаев:
2016-10-18 в 17:32

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.


Это тебе пора аминазин внутримышечно колоть, чтобы галлюцинации приостановить.
12. М.Николаев : "Православный" садизм -2.
2016-10-18 в 17:15

....Тупо берите исторические документы, и читайте 8 жен только официально. Сам Грозный -хвастался открыто, что изнасиловал около 1000 женщин. По вам лечебное учреждение -плачет.
11. Silvio63 : Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному
2016-10-18 в 14:59

Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела попасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, — вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения, и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», — тем более что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду.
Документ №17
Правленая стенограмма выступления И.В. Сталина на заседании оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме "Большая жизнь" (2-я серия)
09.08.1946
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 5325. Л. 23—27. Копия. Машинопись

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ И.В.СТАЛИНА, А.А.ЖДАНОВА И В.М.МОЛОТОВА С С.М.ЭЙЗЕНШТЕЙНОМИ Н.К.ЧЕРКАСОВЫМ ПО ПОВОДУ ФИЛЬМА "ИВАН ГРОЗНЫЙ"

26 февраля 1947 г.
Мы были вызваны в Кремль к 11-ти часам.

В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет.

В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.

Сталин. Вы писали письмо. Немножко задержался ответ. Встречаемся с запозданием. Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить. Так как я очень занят, нет времени, - решил, с большим опозданием, встретиться здесь... Получил я Ваше письмо в ноябре месяце.

Жданов. Вы еще в Сочи его получили.

Сталин. Да, да. В Сочи. Что вы думаете делать с картиной?

Мы говорим о том, что мы разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.
Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее...

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.
Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.
Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.
Сталин. Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.

Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.

Молотов. Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного "Богатыри". Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.

Сталин. Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.
Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.

Черкасов в ответ на то, что критика помогает и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм "Адмирал Нахимов", сказал: "Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой".

На что Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): "Ну что ж. попробуем".

Черкасов. Я уверен в том, что переделка удастся.

Сталин. Дай вам бог, каждый день - новый год. (Смеется.}
ИСТОЧНИК: "Сталин смотрит кино". Г.Марьямов. М."Киноцентр" 1992, стр. 83-94
Марьямов Г.Б.-с 1946г по 1953г , секретарь министра кинематографии СССР И.Г.Большакова.
10. Lucia : Ответ на 6., рудовский:
2016-10-18 в 13:57

Способность игнорировать и выворачивать наизнанку любые аргументы - это признак... секты!




пожалуйста,Вы можете прямо и ясно сказать, какие именно факты порочащие Иоанна Грозного являются доказанными?

Вот нужно у Елены Родченковой или другого юриста спросить - можно с такими доказательствами в суд соваться?
Боюсь, что нет.
9. Апографъ : Ответ на 5., Lucia:
2016-10-18 в 13:25



И какое нечистое воображение.


Глаголят о любви, а помышляют о крови... .
8. Апографъ : Re: Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному
2016-10-18 в 13:19

Пустить клевету легко, поверить ещё легче, а избавиться от её гипноза, для слабомощных волей личностей, затруднительно.
7. Русский Сталинист : Ответ на 5., Lucia:
2016-10-18 в 13:19

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".И откуда вы такие берётесь... И какое нечистое воображение.



У кого что болит...
6. рудовский : Re: Об отношении Православной Церкви и русского народа к Иоанну Грозному
2016-10-18 в 12:20

О, помимо круга сталинофилов на РНЛ формируется круг грознофилов!.. Как это духовно!..

Вообще мне нравятся такие статьи :) ну ладно, Карамазин - жидомасонствующий либераст, это давно понятно... А тут еще и Ключевскому на орехи досталось.

А вообще забавно и немного странно смотреть на всю эту риторику. Какой довод не приведешь - местные грознофилы выкрутятся, совсем как в том анекдоте: "...скажет, что апельсины подносил!"

Способность игнорировать и выворачивать наизнанку любые аргументы - это признак... секты!
5. Lucia : Ответ на 4., Русский Сталинист:
2016-10-18 в 11:40

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".И откуда вы такие берётесь...




И какое нечистое воображение.
4. Русский Сталинист : Ответ на 1., М.Николаев:
2016-10-18 в 10:46

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".



И откуда вы такие берётесь...
3. Lucia : Ответ на 1., М.Николаев:
2016-10-18 в 09:15

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".



Бывают люди, которые готовы поверить в любую клевету.
2. М.Яблоков : Ответ на 1., М.Николаев:
2016-10-18 в 07:09

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".


Бесноватый - это ты, если злословишь Помазанника Божия.
1. М.Николаев : "Православный" САДИЗМ?
2016-10-18 в 05:10

...Этим людям -плевать на убитых царем жен, изнасилованных девушек и садистски умученных даже не боярах -а простолюдинах им подчиненных. Поистине "обуяны бесами".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме