Вокруг фильма «Матильда» не утихает шум, так что даже возникло желание узнать чье-то авторитетное мнение, возможно у кого-то из старой русской эмиграции. По обыкновению мысленно задаю вопрос вдове князя-Рюриковича Алексея Павловича Щербатова, профессора истории в США. И сама же отвечаю, припоминая реакцию в подобных случаях Ларисы Федоровны Криворучкиной-Щербатовой: «Уже не у кого спросить...». Но все же в их совместной книге воспоминаний «Право на Прошлое» (изд. Сретенского монастыря, М., 2005) находим, если не ответ, то, по крайней мере, намек. Читателю напомним, что кино «Матильда», судя по размещенному в ютубе трейлеру, видимо, заслужено снискало славу оскорбляющего чувства верующих экранного произведения изобилием неправдоподобных интимных сцен с Государем Николаем II - святым XXI века - и балериной Матильдой Кшесинской.
Для человека, имеющего даже отдаленное представление о порядочности, понятно, что подобным темам, более того, сценам, место, скорее всего, «за кадром». Но, коль скоро они «попали в кадр», мотивация их создания в лучшем случае может быть объяснима изречением поэта Тараса Шевченко - учителя ненавистников имперского духа - «Как хочется согнать оскому на коронованных главах: на сих помазанниках Божьих» (пер. с украинского Н.П.). Похоже, режиссер Учитель, автор «Матильды», хорошо учился у поэта Шевченко мастерству изощренного искажения фактов не только исторических, но и из личной жизни, попросту клеветничеству. Видимо, уважаемый Алексей Учитель позабыл о том, что Господь, Который дивен во святых своих, поругаем не бывает. Появление пасквиля на человека Святого может лишь оттенить, тем самым подчеркнув его святость. Что и происходит с появлением «кина» «Матильда».
У верующих рождается желание словно испытать своего любимого Государя-страстотерпца на святость. И это «испытание» Государь выдерживает. На самом деле трудно сыскать его предшественника, кто, будучи Великим князем, не увлекался балериной... Что вполне естественно! Слава Богу, что не мужчиной. А ведь подобный грех сумели «приписать» Великому князю Сергею Александровичу, супругу святой Великой княгини Елизаветы Феодоровны, мученически погибшему от рук террориста. И все потому, что кроме супруги - самой красивой женщины Европы - Великий князь Сергей иными женщинами не увлекался... Поэтому режиссер Учитель явно рассчитывает на то же количество памятников «себе любимому», что и его украинский «учитель»...
Что касается Матильды и Государя, то в книге воспоминаний «Право на Прошлое» князь Алексей Щербатов воспроизводит «говорящий» эпизод из своего детства, когда, однажды, в конце апреля - начале мая 1917 года, он, 7-летний мальчик, возвращался с прогулки вместе со старушкой-гувернанткой мисс Гофф, ставшей членом семьи князей Щербатовых. «Проходили мы мимо дома известной балерины и бывшей пассии Николая II, когда он был еще наследником, Матильды Кшесинской», - вспоминает князь Алексей Павлович Щербатов. Вопрос исчерпан: Николай II, если и был увлечен балериной, то задолго до женитьбы. Точка. Развивать эту тему бессмысленно. Ибо в Православии, где существует тайна исповеди и покаяния, согласно святоотеческого предания, восстанавливается даже целомудрие. Смеем надеяться, что к венцу и к царскому, и брачному, Государь подошел, как и подобает, в целомудрии.
В отличие, скажем, от Великого князя Николая Николаевича (старшего), чья отвергнутая супруга Великая княгиня Александра Петровна, принцесса Ольденбургская, прославлена не так давно как преподобная Анастасия Киевская в основанной ею Свято-Покровской обители на Лукьяновке. О ней мы еще скажем, а вот её благоверный супруг в отзывах современников предстает как человек, который «ума большого не имеет, но прост, без претензий, и хотя слаб по женской части и этим себе много повредил, но смотрит молодцом» (князь Д.А.Оболенский). Этот самый «Великий князь увлекся балериной, имея в браке двоих сыновей. И связь оказалась настолько серьёзной, что продолжалась почти до конца его жизни» («Преподобная Великая княгиня Анастасия Киевская. Жизнеописание», Киев 2010, Св-Покровский женский монастырь). Более того, Великий князь, судя по всему, предпринимал попытки от законной жены избавиться... Александра Петровна была парализована в результате выпадения на брусчатку из кареты и сильного ушиба позвоночника. Травму усугубил нервный шок.
Вот это достойный сюжет для снимающего кино о балеринах режиссера Алексея с говорящей фамилией «Учитель»! Развернуть на экране историческое полотно с участием Главнокомандующего южной армией во время русско-турецкой войны 1877-78 г.г. Раз уж режиссер так легко обращается с темой святости. Несвятые святые - хороший ракурс для словесности, где изобразительный ряд складывается в воображении читателя, не усиленный экранным воплощением, причем у каждого свой. Святость супруги Великого князя преподобной Анастасии Киевской заключается и в том, что она не только простила изменившему ей супругу покушение на свою жизнь, но и молилась в Киеве в созданной ею обители о прощении ему и этого греха, и греха блуда.
Почему же куда как проще оказалось для таланливого режисера Алексея Учителя раздуть до екранного воплощения незначительный эпизод из жизни Николая II, трактуемый в Православии как искушение, достойно преодоленное Государем. Почему режиссер, в чьем послужном списке значаться такие картины как «Дневник его жены» (о страсти и одиночестве Ивана Бунина), обходит стороной совершенно потрясающий сюжет о Великом князе Николае Николаевиче и балерине? Но буквально из пальца высасывает эпизод, привлекающий шумное внимание к своему новому кино? Неужели этого самого шума, то бишь рекламы ради? Раз уж кино эту рекламу получило, не стоит ли от безвкусных эпизодов избавиться и, спасая ленту,придать ей русскости, отказавшись от дешевого угодничества перед заказчиком, преследующим, возможно, не саме здоровые цели?
Здесь уместно привести цитату из книги воспоминаний «Право на Прошлое», когда мимо оставленного Матильдой своего особняка, проходил 7-летний князь, будущий професор истории в США, в тот момент, как: «С её балкона выступал Ленин. Я уже знал, что это плохой человек, но его эмоциональная речь собрала много народа и почему-то притягивала. Было трудно пробиваться через толпу, заполнившую улицу, и мне казалось, что все наши усилия и мысли были направлены только на то, как поскорее преодолеть эту «пробку». Мисс Гофф несколько раз повторила: «Не слушайте его, не слушайте!» Когда же маленький князь все-таки опоздал к завтраку, то на вопрос о причине задержки, мисс Гофф ответила, что это толпа у дома мадам Кшесинской.
- Ах, да, знаю. Я проходил там. Видел, как этот сумасшедший говорил глупости с балкона, - отреагировал дядюшка маленького князя.
- Дорогой князь, вы ошибаетесь, он не сумасшедший. Это самый опасный для России человек, - резюмировала гувернантка, внучка английского лорда.
Мы же смеем надеяться, что чувства русских зрителей все-таки фильмом «Матильда» оскорблены не будут и помолимся о режиссере.
Неонилла Пасичник, член национального союза кинематографистов Украины, информационно-просветительский Центр «Надежда», КДА