Подобного материала нет в русскоязычном интернете. В нем представлены результаты подробного демографического исследования Евросоюза: с максимальной точностью, возможной на основании официальных данных, выполнен демографический прогноз до 2050 года, причем отличительной чертой данного исследования является то, что расчет сделан отдельно для коренного населения и иностранного - с учетом демографической динамики каждой части населения ЕС. Это выгодно отличает данную работу от прочих, поскольку проводит четкое различие между двумя неодинаковыми по численности и демографическому потенциалу частями. Ведь ключевой и интересующий всех вопрос состоит именно в том, как будут изменяться пропорции между коренными европейцами и мигрантами. Работа убедительно отвечает на этот вопрос и дает вполне определенное представление о будущем Европы.
Европа в представлении обывателя... Уютные кафе на улицах, удобные автомобили, превосходные дороги, работающие законы, высокие социальные стандарты. Что еще нужно? Живи, работай и отдыхай. И наслаждайся жизнью. Есть даже такое выражение - «как в нормальных странах». Западных, естественно. Европейских. «Нормальные европейские страны» - для многих это понятие до сих пор является ориентиром. Живут в них богато, а на пенсию путешествуют по свету, приятно проводя свой заслуженный отдых. А еще Европа - это открытость и безопасность. Где из страны в страну можно путешествовать, не показывая даже паспорта. Зачем? В Шенгенской зоне он не нужен. Вот настоящее достижение «цивилизованного мира», где «все для людей».
И вдруг в 2015 году ЕС начал погружаться в миграционный кризис невиданной силы, если только так можно назвать переход Европы в совершенно новое состояние, из которого она... выберется или нет? Этому как раз и посвящено настоящее исследование.
«Это критический момент для Европы». В 2015 году в Европе разразился миграционный кризис, что привело к многочисленным столкновениям мигрантов с полицией и коренными жителями. В сентябре 2015 года министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус накануне внепланового заседания глав МВД ЕС по проблеме распределения квот на прием беженцев заявил: «Европа знала и другие кризисы, однако здесь в определенной степени под вопрос поставлены основы Евросоюза и само его функционирование». Под вопрос поставлены основы ЕС! Высказывался ли кто-то из европейских политиков ранее в таком тоне?
Напротив, Европа представлялась социальным раем - стабильным, успешным и уверенным в себе. И тут такое признание! «Я чувствую, что это критический момент в том, что касается политической системы в Европе», - признал в январе 2016 года председатель Евросовета Дональд Туск. Это значит, что Европа переживает необратимые политические изменения.
Конечно, подобные инциденты с мигрантами случались и раньше. И практически всегда СМИ в той или иной форме находили им объяснение, обвиняя приезжих, которые не хотят интегрироваться в общество, а приносят свои обычаи и представления о жизни, нарушая устоявшийся порядок. Действительно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Значит, виноваты мигранты?
И все же задумаемся: неужели единственная причина - только приезжие, которые толпами валят в Европу, рассчитывая на высокий уровень жизни и социальные гарантии? Неужели в Европе так резко возрос уровень жизни, став вдруг привлекать миллионы беженцев? Ведь в Евросоюзе миграционный кризис 2015 года признали крупнейшим со времен Второй мировой войны. Об этом еще в августе 2015 года заявил еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос. Обратите внимание на дату - к тому моменту маховик наплыва мигрантов только раскручивался. Всего же за год в Европу прибыло свыше 1,5 млн только нелегальных мигрантов. Такую цифру озвучил Туск на саммите ЕС - Турция, проходившем в Брюсселе в конце ноября 2015 года.
А сколько еще было легальных, то есть зарегистрированных? В декабре 2015 года еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер озвучил, что только в Германию прибыло 1,1 млн зарегистрированных беженцев.
Какой же была реакция европейских политиков? Весьма двойственной. С одной стороны, они выражали беспокойство массовым наплывом мигрантов, балластом прикрепляющихся к государственным бюджетам европейских стран, а с другой - европейцы сами признают, что нуждаются в мигрантах. Так, руководство ЕС призвало видеть в наплыве мигрантов не проблему, а «новую возможность». Об этом заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на сессии Европарламента в рисежегодной речи о состоянии Евросоюза. Он призвал разрешить мигрантам легально работать в ЕС с первого дня пребывания. «Все страны ЕС должны изменить свое законодательство. Миграция должна превратиться из проблемы в новую возможность ЕС, таланты должны прибывать в Европу», - заявил Юнкер. В то время как, по словам Фабиуса, это может привести к «распаду европейской системы».
В том же духе высказался и премьер-министр Словакии Роберт Фицо: «Европейский Союз перестал быть безопасной зоной, как мы его воспринимали в течение последних десятилетий. ЕС не способен защитить свои границы». Это шокирующее заявление еще несколько лет назад казалось просто немыслимым! Мир меняется на наших глазах...
Разумеется, миграционный кризис 2015 года был не спонтанным. Но почему он стал возможным? Ведь для любых кризисов всегда есть как внешние, так и внутренние причины. Война на Ближнем Востоке была и до этого. Почему же Европа стала нуждаться в мигрантах?
В сентябре 2015 года международная организация «Oxfam» опубликовала данные, что у черты бедности находится примерно четверть жителей ЕС - около 123 млн из 508 млн. Как же так? Откуда в Европе появилась такая бедность?
Европа «в коме». Дело в том, что облик Европы и ее жизненный уровень необратимо изменяются в силу глубинных демографических процессов, происходящих уже многие десятилетия. До поры до времени их удавалось скрывать от тех, кто не утруждает себя поисками. Большая продолжительность жизни европейцев в глазах обывателя зачастую перевешивает низкую рождаемость, особенно если эта жизнь сопровождается высокими доходами и социальными стандартами. Поэтому нулевой или очень медленный прирост населения ЕС до некоторых пор не вызывал лишних вопросов. Лишь немногие специалисты били в набат, обращая внимание на неуклонное ухудшение демографической ситуации в Европе. Однако их голоса заглушались дружным хором восторженных поклонников «европейского уровня жизни», списывающих любую критику Европы на зависть. Сейчас это уже невозможно.
Показательным в этом отношении стал инцидент в немецком городе Покинг, когда осенью 2015 года администрация местных школ направила родителям учеников письма с просьбой запретить девочкам надевать мини-юбки и короткие шорты даже в жаркую погоду. Основанием для этого стало то, что подобные наряды провоцируют на агрессию детей мигрантов, исповедующих ислам. Этот эпизод, сам по себе незначительный, тем не менее, хорошо символизирует то состояние, в котором оказалась Европа. А события в Кельне? А сколько их еще было по всей Европе?
Казалось бы, чего проще? Нужно просто запретить миграцию, особенно нелегальную, из тех стран, где «европейские ценности» не разделяют. Но это в корне подрывает сами «европейские ценности», в частности свободу передвижения. Концентрированным выражением этого факта стало признание Жан-Клода Юнкера о том, что шенгенские соглашения находятся в «коме». «Если дух Шенгена покинет нас навсегда и уйдет из наших сердец, мы потеряем больше чем Шенгенское соглашение», - заявил Юнкер в Европарламенте. Характерно, что Юнкер также подчеркнул: «Тем, кто верит в Европу, необходимо попытаться вернуть новую жизнь в дух Шенгена». И вот в этом он прав: в Европу именно верят.
Но логика обстоятельств перевешивает здесь логику намерений. Осенью 2015 года Германия, Австрия и Чехия ввели пограничный контроль. Венгрия завершила возведение забора высотой 4 метра на границе с Сербией. Словения установила колючую проволоку на границе с Хорватией. Македония начала возводить металлический забор на границе с Грецией, такой же, какой был построен на границе Сербии и Хорватии. Все страны ЕС в той или иной форме стали лихорадочно защищаться. От кого - понятно. Один только вопрос остается без ответа: а для кого? Кого ЕС собирается защищать от мигрантов?
Вопрос отнюдь не праздный. Ведь когда мы, скажем, защищаемся от гриппа или простуды, это подразумевает, что мы соблюдаем и другие меры предосторожности. Если мы препятствуем проникновению вируса гриппа извне, то это значит, что мы должны укрепляться и изнутри. Точно так же, когда мы препятствуем прибытию иноземного населения, это подразумевает, что мы способствуем росту своего собственного. Иначе какой в этом смысл? В противном случае вся борьба становится лишь оттягиванием неизбежного.
В случае же с Европой именно это и происходит. Она больше не воспроизводит себя. «С самой Черной Смерти, выкосившей треть Европы в XIV столетии, мы не сталкивались с опасностью серьезнее. Нынешний кризис грозит уничтожить западную цивилизацию», - пишет американский консерватор Патрик Бьюкенен[1]. А раз так, то вся борьба за «европейские ценности» становится бессмысленной. Если они не способны воспроизводить себя, то такие «ценности» долго не протянут. И никакие заборы от мигрантов этого не изменят.
Демографическая структура населения ЕС. О чем конкретно идет речь? Несколько забегая вперед, отметим, что с середины 2010-х годов начинается ускоренное вымирание коренного населения Европы. Это уже невозможно остановить, какие бы меры ни предпринимались, что будет ниже доказано расчетом. Потребность ЕС в мигрантах будет только возрастать. Ведь кто-то должен содержать стареющих европейцев, обеспечивая им их европейскую пенсию. Какое-то время это действительно так и будет. До тех пор, пока сами европейцы не станут меньшинством в Европе. Нет, количественно они еще несколько десятилетий будут составлять большинство населения. Но качественно европейцы становятся меньшинством уже на наших глазах.
Что происходит, когда больной приходит на прием к врачу? Первым делом врач его визуально осматривает. Если при первом осмотре не обнаруживается видимых проблем, врач направляет пациента на обследование, сдачу анализов и т.д. Но если уже невооруженным глазом видны большие проблемы со здоровьем, все ясно и без анализов. Сдавать их все равно придется - для уточнения. Но и без них ясно - дело плохо. В случае с Европой все обстоит именно так. Давайте выполним визуальный осмотр нашего пациента и посмотрим на структуру населения ЕС (рис. 1). Иначе она еще называется возрастной пирамидой и показывает численность 5-летних возрастных групп мужчин (слева) и женщин (справа).
Рис. 1. Возрастная структура населения ЕС в 1994 (полые столбики) и 2014 (сплошные) гг. в процентах от всего населения[2]
Что здесь сразу бросается в глаза? Снизу пирамида как будто подточена: чем младше возрастные группы, тем они малочисленнее. И это действительно так: она подточена «европейскими ценностями», ведущими к отказу от деторождения. Обратите внимание: начиная с возраста 50 лет и менее численность возрастных групп уменьшается. Что же произошло 50 лет назад? К середине 1960-х гг. закончился послевоенный демографический бум, и женщины стали рожать гораздо реже. Например, если в 1965 году во Франции одна женщина рожала в среднем 2,8 ребенка, то в 1975 - всего 1,9[3]. Притом что для воспроизводства населения необходимо минимум 2,1-2,2. Сокращение за десять лет составило полтора раза! В Швейцарии падение за тот же срок составило с 2,6 до 1,6. В Финляндии - с 2,5 до 1,7. И так произошло во всех странах ЕС. Просто в некоторых чуть позже.
Дольше всех сохраняли достаточную для воспроизводств рождаемость страны социалистического лагеря, которые сейчас обвиняют Россию, как правопреемницу СССР, в «советской оккупации». Факты же говорят об обратном: еще в 1980-х, когда Западная Европа уже прочно стала на курс вымирания, многие страны соцлагеря демонстрировали или воспроизводство населения (Румыния, Словакия, Польша, все прибалтийские республики) или почти его достигали (Болгария, Чехия). Что можно сказать абсолютно точно - рождаемость в них в среднем была выше, чем в Западной Европе. Когда же они «освободились» от СССР и вошли в «цивилизованную Европу», то стали быстро вымирать вместе с ней.
Если сравнить демографическую структуру ЕС в 1994 и 2014 гг., то 20 лет назад больше всего в ЕС было молодежи, ведь самой многочисленной была группа 25-29 лет. Сегодня это уже далеко не так: наиболее многочисленна группа 45-49 лет. Пройдет еще 35 лет, и самыми многочисленными в ЕС будут старики (см. рис. 9), а некоторые СМИ по-прежнему будут рекламировать Европу как огромную перспективу для молодежи. Но это будет верно разве что для молодых социальных работников в домах престарелых. Французский исследователь Альфред Сови заметил, что Европа «рискует стать континентом стариков, живущих в старых домах и обремененных старыми идеями». Хотя теперь уже слово «рискует» едва ли уместно. Это констатация очевидного.
Что нам позволяет это утверждать? Если внимательно присмотреться к возрастной пирамиде, то можно легко заметить, что структура населения 2014 года почти в точности копирует структуру 1994 года со сдвигом вверх на 20 лет. Особенно это касается нижней части графика, поскольку смертность в младших возрастах очень низкая, и те, кому в 1994 году было 25-29 лет, почти в полном составе перешли к 2014 году в когорту 45-49 лет. Аналогично, 20-24-летние из 1994 года перешли в 40-44-летних в 2014-м. Ну, и так далее. В старших возрастах, конечно, это явление искажается более высокой смертностью, но пропорции между возрастами все равно сохраняются.
Таким образом, демографический процесс имеет большую инерцию, и ожидать от демографических прогнозов быстрого осуществления неправильно. Это, кстати, следует помнить тем, кто потешается над известным советским выражением о «загнивании Запада». Дескать, нас уже так учили, и ничего не сбылось. Что ж, оставим всем право верить в то, во что они хотят. Нас же интересует беспристрастный анализ. Об этом - во второй части работы.
Продолжение следует...
Евгений Чернышёв, Донецк[1] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 22.
[2] http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Population_structure_and_ageing
[3] http://ec.europa.eu/eurostat/web/population-demography-migration-projections/births-fertitily-data/database
1. Re: Исчезновение Европы. Демографическое исследование. Часть 1