Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бесконечное расширение знаний, или Кому служит современная наука?

Илья  Колодяжный, Русская народная линия

03.10.2016

Современной наукой, окончательно отделившейся от своей матери  - философии, движет теперь в первую очередь не любознательность, не любовь к мудрости (буквальный перевод слова «философия»), то есть к целостному гармоническому знанию, а потерявшая истинную цель и всякую осмысленность лихорадочная страсть к новизне, то есть к бесконечному расширению знаний. Об этой тенденции (утрата современной наукой цели и безудержный рост знаний) ещё в 1973 году говорил академик Игорь Шафаревич в лекции «О некоторых тенденциях развития математики».

Если гармоническое знание служило стремлению человека преодолеть собственную конечность и смертность через постижение бесконечного и бессмертного Бога, как творца вещественного (естественные науки) и духовного (гуманитарные науки) мира, то современное знание служит идолам комфорта, развлечения и прогресса, создавая на их потребу новые научные концепции и дисциплины, новые устройства и технологии.

Наука и порождённая ею техника в своём одностороннем гипертрофированном развитии явно превысили свои полномочия и вышли из-под контроля, грозя в буквальном смысле умертвить всё живое. Каждый новый вид техники, изобретённый представителями науки во имя комфорта и прогресса, стоит жизни тому или иному природному виду.

Кроме того, наука покушается на кардинальную переделку вида под названием Homosapiens. После того как выяснилось, что человек, будучи всецело природным существом, не приспособлен к жизни в искусственной среде, адепты социально-технического прогресса всерьёз прорабатывают вопрос о «трансформации» человека. Применяя разные технологии (психосоциальные, биотехнологии, нанотехнологии и т.д.), человека можно превратить в манипулируемого индивида (социального робота), в генномодифицированного сверхчеловека (мечта евгеники) или в некий машинно-человеческий гибрид (киборга).

Таким образом, современная наука (гуманитарная, естественная и техническая), прикрываясь словами об адаптации человека к искусственной среде, рассматривает его как некий исходный материал, подлежащий произвольному «переформатированию». Главная причина такого бесцеремонного и самоубийственного вторжения человека в самого себя - молчаливое признание несовершенства природы, которую необходимо усовершенствовать.

Могут спросить: а откуда столько высокомерия у служителей науки? Дело  том, что современная рациональная наука, родившаяся в Новое время (когда участие Бога в человеческой истории было поставлено под сомнение), основана на абсолютно иррациональной, бездоказательной претензии человека творить, а точнее, пересотворить материальный окружающий мир, включая самого себя. Тем самым человек выступает в роли самозваного демиурга, в своей гордыне презирающего всё, что создано не им и страдающего опасной болезнью - бешенством реформирования.

Однако возможности науки (о пределах научного мышления есть блестящая статья П.Палиевского «Мера научности», написанная в 1966 году) не позволяют в материальной сфере пересотворить безначальный, самодвижущийся мир, а позволяют только сконструировать мёртвый, искусственный мир, копирующий внешние черты «первой природы». Иначе говоря, при помощи науки можно усовершенствовать быт (и то односторонне), а не бытие.

Как известно, право творить (а не конструировать) бытие - или, точнее, инобытие - предоставлено человеку в духовной сфере, то есть в сфере философии, религии и искусства. Современная наука узурпировала это право и, заставив говорить целостное знание (мудрость) на своём искусственном языке (особенно в этом отличились структуралисты), тем самым лишила возможности творить бытие в духовной сфере. Отсюда - наблюдаемый кризис, «бездуховность» духовной жизни.

Даже такой убежденный западник как Т.Грановский еще в середине XIX века проницательно писал, что «решительный перевес положительных, применяемых к материальным сторонам жизни знаний над теми, которые развивают и поддерживают в сердцах юношества любовь к прекрасным, хотя, быть может, и неосуществимым идеалам добра и красоты, неминуемо приведет европейское общество к такой нравственной болезни, от которой нет другого лекарства, кроме смерти». 

Перекос в сторону специализированного, утилитарного знания, направленного на бесконечное усовершенствование быта, чреват превращением человека в праздную одинокую обезьяну.  Необходимо вернуть авторитет целостного, животворного знания, дарующего  возможность духовного совершенствования человека.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. РоманС : Re: Бесконечное расширение знаний, или Кому служит современная наука?
2016-10-04 в 05:51

Хорошо сказал автор. Нужно не забывать об этом
6. Сергей Абачиев : Ответ на 4., Lucia:
2016-10-03 в 22:46

Ткр Хейердал, которому не могли простить его открытий, писал"Мы все понимали, что по мере развития науки узкая специализация становится необходимостью. Каждый ученый должен определить конкретную сферу своих интересов и стремиться к совершенствованию познаний в ее рамках. Но уже тогда я чувствовал, что здесь что-то не так. Специалисты узнавали все больше и больше о все меньшем и меньшем, а в результате невежество все глубже проникало даже в их ряды. Ведь для них не составляло секрета, что человечество не знает еще очень и очень многое.Разумеется, ученые должны углублять свои знания в выбранных ими областях науки, но нельзя же за деревьями не видеть леса! В университетах должны быть подразделения, отслеживающие общую картину и систематизирующие достижения более узких специалистов. Кто-то Должен складывать кусочки мозаики в панно."



Хейердал был этнографом и это его мнение из области науковедения неавторитетно. Он повторил стереотипы 19-го века относительно узкой специализации науки. На это "дробление" научных знаний в наши времена есть противовес - ИНТЕГРАЦИЯ НАУК. И такая, что после создания в 1927 году квантовой теории атомов уже и ХИМИЯ как ОТРАСЛЬ естествознания стала квантовой ФИЗИКОЙ сложных атомов и молекул. В сущности, мы уже имеем исторический прецедент концептуально ЕДИНОГО естествознания. В общем, Ваше цитирование Тура Хейердала - не аргумент. Повторяю, всё это - стереотипы первой половины 19-го века, когда наука не имела своего научного самосознания.
5. Сергей Абачиев : Ответ на 3., рудовский:
2016-10-03 в 21:49

Автор демонстрирует полное непонимание сути термина "наука" (он то путает его с техникой, то вообще чуть ли не с товарами народного потребления)...



По К. Марксу, техника суть специфическая форма научных знаний. А именно: ОВЕЩЕСТВЛЁННАЯ, принявшая грубо вещественную форму искусственных инженерных конструкций и сооружений. Это - НУКОЁМКОСТЬ техники в широком, гносеологическом смысле. В узком, экономическом смысле наукоёмкая техника - такая, создание которой требует существенных финансовых вложение в предварительные, опережающие фундаментальные целевые научные исследования. Классический пример: изобретение транзистора в 1948 году в итоге фронтального пятилетнего изучения в США физики полупроводников усилиями лучших экспериментаторов и теоретиков. Там один Дж. Бардин чего стоил - дважды лауреат Нобелевской премии по физике, в первый раз - за теоретическое обеспечение изобретения транзистора. В своём комментарии 1 я отметил, что по наукоёмкости в широком смысле наши персональные компьютеры на порядки выше даже космических ракет эпохи первых спутников и первых пилотируемых космических полётов. И это теперь - ИМЕННО БЫТОВАЯ техника.
4. Lucia : Re: Бесконечное расширение знаний, или Кому служит современная наука?
2016-10-03 в 21:16

Ткр Хейердал, которому не могли простить его открытий, писал

"Мы все понимали, что по мере развития науки узкая специализация становится необходимостью. Каждый ученый должен определить конкретную сферу своих интересов и стремиться к совершенствованию познаний в ее рамках. Но уже тогда я чувствовал, что здесь что-то не так. Специалисты узнавали все больше и больше о все меньшем и меньшем, а в результате невежество все глубже проникало даже в их ряды. Ведь для них не составляло секрета, что человечество не знает еще очень и очень многое.
Разумеется, ученые должны углублять свои знания в выбранных ими областях науки, но нельзя же за деревьями не видеть леса! В университетах должны быть подразделения, отслеживающие общую картину и систематизирующие достижения более узких специалистов. Кто-то Должен складывать кусочки мозаики в панно."
3. рудовский : Re: Бесконечное расширение знаний, или Кому служит современная наука?
2016-10-03 в 18:05

Автор демонстрирует полное непонимание сути термина "наука" (он то путает его с техникой, то вообще чуть ли не с товарами народного потребления). Это непонимание вкупе с гордыней приводит к написанию вот таких - бессмысленных! - статей.
2. Александр Ан : Перекос
2016-10-03 в 15:19

Совершенно согласен с автором в гипертрофированном перекосе науки в сторону дурной бесконечности, и уходе в измельчённость, постановки комфорта во главу угла.
"о многом осуетились" люди, забывая, что "одно только надо"...
1. Сергей Абачиев : Re: Бесконечное расширение знаний, или Кому служит современная наука?
2016-10-03 в 15:15

Всю науку так оценивать – значит оценивать её абстрактно и поэтому категорично. В естествознании три основных отрасли – физика, химия и биология. В каждой из них сотни направлений и тысячи дисциплин. В общей сложности – под 16 тысяч. Математика – особая научная отрасль со своими десятками направлений и тысячами дисциплин. Обществоведение – особая отрасль со своими сотнями дисциплин. Исторически самая молодая, но и наиболее богоугодная, как и всякое объективное человеческой самопознание. Надо чётко отличать научно-технические проекты, идущие на благо человеку и обществу, и идущие ему во вред. И «удобства в сем мире», которые обеспечивает научно-технический прогресс, тоже имеют двойственную результативность, включая результативность духовную. В конце концов, персональные компьютеры в наших домах - столь наукоёмкая техника, что с ней по этому параметру не сравнятся даже космические ракеты эпохи первых спутников и первых космонавтов. И они нам предоставляют вот эту возможность в разных городах и весях «не сходя с диванов» вести вот эти обсуждения темы научно-технического прогресса на РНЛ. Православным аналитикам всегда надо остерегаться того, чтобы не оказаться в анекдотическом положении православного человека, который с экрана телевизора проклинает телевидение как диавольское изобретение.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме