НДС: вопросы совершенствования налогового законодательства

0
561
Время на чтение 10 минут

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость (НДС), в настоящее время, на этапе продолжающегося реформирования налоговой системы, являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок, порядке исчисления обязательств по налогу, а также порядке взимания при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Данный налог является одним из наиболее прогрессивных в бюджетной системе страны. Для российской действительности самой приметной чертой налога на добавленную стоимость является его фискальная значимость. По объему поступлений в консолидированный бюджет РФ НДС занимает лидирующее положение среди других налогов. НДС стабильно занимает первое место по уровню собираемости налогов в бюджет.

Однако, несмотря на широкую распространенность налога на добавленную стоимость во многих странах мира с рыночной экономикой, его роль в экономике Российской  Федерации весьма неоднозначна.  Чистое копирование положений зарубежного законодательства об НДС не привело к ожидаемому результату, вызвав многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами страны. В налоговом законодательстве РФ имеется множество недостатков и «лазеек», позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уходить от обязанности уплачивать суммы налогов в бюджет, что в свою очередь оказывает негативное влияние на хозяйственную деятельность законопослушных плательщиков. Т.е. в отечественном законодательстве существует множество проблем, требующих своего скорейшего разрешения.

Как известно, налог имеет две основные роли в экономике любого государства: 1) пополнение бюджета страны; 2) регулирование экономики государства. Проведем анализ НДС с точки зрения управления экономикой государства. По сути своей налог на добавленную стоимость подразумевает налогообложение четырех составляющих стоимости любого продукта и услуги, это заработная плата, прибыль предприятия, затраты на содержание заемных средств, а также все остальные надоги, кроме НДС. Влияние затрат на содержание займов и начисляемого НДС на них было уже рассмотрено в статье «Именно ключевая процентная ставка сдерживает развитие экономики России», опубликованной на сайте «Русская народная линия» 23.09.2016 в рубрике «Авторское мнение». Влияние налогов с заработной платы также рассмотрены в статье «Совершенствование системы налогообложения заработной платы», опубликованной на этом же сайте 13.10.2016 в той же рубрике. Остальные налоги (кроме НДС, НДФЛ и ЕСН) мы не будем рассматривать в этой статье. Остаются только две статьи затрат - заработная плата и прибыль, которые и необходимо подвергнуть анализу, чтобы увидеть влияние НДС на макроэкономику нашей страны. Делать это будет в сравнении с Западной Европой, в которой данный налог берет свое начало.

Рассмотрим заработную плату как экономическую категорию с точки зрения макроэкономики. Во-первых, зарплата граждан определяет основную часть спроса на рынке внутри государства. Логично предположить, что наличие налога на заработную плату в виде НДС либо заставляет налогоплательщиков снижать заработную плату, либо увеличивать стоимость товара на сумму этого налога(надо отметить, что НДС начисляется с суммы заработной платы и налогов на нее). Этот налог можно назвать косвенным по отношению к заработной плате, НДФЛ и ЕСН, так как эти затраты выплачиваются без НДС, а значит предприятие должно заплатить НДС 18% с суммы их начисления. Естественно предположить, что снижение за счет НДС реальной заработной платы снижает оборот товара, так как люди на сумму НДС с фонта заработной платы меньше покупают. Надо отметить, что такая ситуация возникает в том случае, когда вся полученная заработная плата расходуется на текущие нужды, а не ложится на счетах в банках «на черный день». Для стран, где экономика не «перенасыщена» свободными средствами, НДС оказывается тормозящим развитие экономики в целом, что мы наблюдаем на примере нашего государства.

Во-вторых, зарплата отражает социальный статус граждан в государстве. Другими словами - получаешь столько, сколько сможешь заработать. При отсутствии прямых и косвенных налогов на заработную плату усиливается мотивация работать и зарабатывать. Возникает всеобщая потребность в повышении собственного статуса и статуса своей семьи. Для государств со слабым экономическим и техническим развитием, как наше государство, где подавляющее большинство рабочих мест малоквалифицированные и низкооплачиваемые, любой налог, прямой или косвенный, на заработную плату резко демотивирует граждан к повышению собственного статуса, а параллельно вынуждает работодателей скрывать истинные суммы по заработной плате.

Зачем нужен этот налог западной Европе? Там этот налог пришелся как раз кстати. Огромные темпы роста экономики ведущих стран за счет технической, технологической, электронной и т.д. революции привели к резкому сокращению рабочих малоквалифицированных мест и замещению их меньшим количеством более оплачиваемых и более квалифицированных рабочих мест. Более обученные сотрудники предприятий меньшим числом создают большее количество качественного продукта. Поэтому, во-первых, в силу зависимости работодателя от квалифицированных сотрудников, и, во-вторых - имея на то экономические предпосылки, работодатели увеличивают заработную плату сотрудникам, при этом, много превышая их восстановительный уровень зарплаты, что заставляет замораживать излишки средств на счетах «на черный день». Этот фактор в купе с вынужденной безработицей малоквалифицированных рабочих отрицательно сказывается на развитии экономики государства, так как приводит к снижению спроса, ноуже по причине безработицы и неработающих отложенных средств «на черный день», результатом которого является кризис перепроизводства. На помощь приходит налог на добавленную стоимость. С одной стороны, он формирует бюджет социальных программ, куда включаются программы по содержанию неработоспособных, по переквалификации, пособия по безработице и т.д., с другой стороны, он уменьшает заработную плату трудоустроенным на квалифицированных рабочих местах, снижая возможность замораживания средств.

 Что же происходит в государствах, таких как Россия, где экономика требует серьезного темпа развития? Из-за низкого уровня производительности труда уровень заработной платы порой ниже уровня, необходимого для восстановления производительных сил. Дополнительный налог на заработную плату резко снижает стимул находить работу. Возникает соблазн «простых денег» (воровство, теневое ведение бизнеса и т.д.). Также происходит сокрытие, из целей экономии на себестоимости, реальных доходов. В результате занижается налогооблагаемая база. И, несмотря на огромную абсолютную сумму НДС, поступающую в бюджет нашего государства, средств для социальных программ не хватает.

Рассмотрим теперь действие НДС в разрезе прибыли предприятий. Очевидно, что налог с прибыли, вне зависимости от того - прямой он или косвенный, снижает, с одной стороны, возможности владельцев предприятий использования прибыли в личных целях (это сказывается на формировании спроса на рынке), с другой стороны, возможности развития предприятия, т.е. направление прибыли на совершенствование предприятия и на увеличение его мощности.

Техническая революция привела страны Европы не один раз к кризису перепроизводства, и это притом, что прибыль во всех странах облагается прямым налогом. Поэтому в такой ситуации возникал вопрос: как снизить возможности предприятий развиваться быстрыми темпами на внутреннем рынке, при этом увеличить экспорт товара и обеспечить устойчивую доходность предприятий и стабильность государства в целом от операций ВЭД? На помощь приходит НДС. Внутри государства товар гарантированно дорожает на сумму налога на добавленную стоимость.  В результате сильной конкуренции снижается прибыль предприятий, следовательно, и возможности развития предприятий, в результате стабилизируется соотношение спроса и предложения. Что касается внешнеэкономической деятельности, то у предприятий появляется заинтересованность в ориентации на экспорт, так как государство возмещает сумму НДС, делая привлекательной и конкурентоспособной стоимость вывозимого товара.Это возможно потому, что добавленная стоимость товара, произведенного внутри государства, в сумме с добавленной стоимостью от  ввезенного товара в развитых странах(где возможен кризис перепроизводства), много больше чем добавленная стоимость вывезенного товара. Отсюда следует, что у государства возникают резервы для стимулирования экспорта и достаточное количество средств для осуществления различных социальных программ внутри страны, которые позволяют увеличить спрос на внутреннем рынке.

В нашем государстве техническая революция еще не набрала нужныхтемпов. До серьезного технологического, технического и количественного развития, так важного для любого самоопределяющегося государства, еще очень далеко. Нам необходимо любыми способами дать такое налоговое бремя частному капиталу, чтобы обрести максимальные темпы развития экономики государства, иначе не заместить импортные товары на нашем рынке. В нашем случае НДС, наряду с прямым налогом на прибыль, резко сдерживает рост частного капитала. Более дорогой товар из-за низкой производительности предприятийна внутреннем рынке, где спрос составляет низкая заработная плата, это один  из факторов снижения роста ВВП в стране.

Если коротко охарактеризовать состояние экономики России, то получится неутешительная картина:

1. Слабая в финансовом отношении и не развитая в техническом, технологическом, автоматизированном плане промышленная отрасль обеих групп: А и Б (производство средств производства и конечного продукта соответственно), что не позволяет создать необходимый объем конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке. Вследствие малого оборота ВВП за минусом чистого экспорта налогооблагаемая база для исчисления НДС минимальна.

2. В большей степени частный капитал в государстве ориентирован на ввоз товаров народного потребления. В соответствии с требованиями российского налогового законодательства ставку НДС покрывают конечные потребители, которые в общем объеме составляют спрос на внутреннем рынке. Налогооблагаемая база для исчисления НДС в данном случае огромна, поскольку объем ввозимого товара много выше или же сопоставим с объемом товара, производимого внутри государства. Но мы понимаем, что в данном ввозимом товаре нет добавленной стоимости, созданной внутри РФ (что определяет развитие государства). В конечном итоге, покрытие суммы НДС от стоимости ввозимого товара происходит за счет добавленной стоимости, которая создана внутри государства в виде заработной платы и прибыли.Другими словами, люди тратят скудную заработную плату на стоимость импортируемых товаров, и в т.ч. на НДС.

3. Большинство экспортеров нацелены на экспорт именно сырья, что подразумевает минимальную добавленную стоимость в связи с малым количеством стадий переработки. Поэтому суть возврата налога на добавленную стоимость не несет смысла стимулирования экспорта, а лишь выполняет функцию снижения цены на сырье. Таким образом, экспорт сырья находится на некоторой дотации у государства.

В итоге мы видим следующую картину:

а) сумма НДС, исчисленного с товаров, произведенных внутри РФ, равна сумме ВВП, умноженной на ставку НДС  - покрывается частью ВВП через заработную плату виде спроса на этот товар;

б) сумма НДС с товаров, ввезенных в РФ, равна той части ВВП, которая идет на покупку импортных товаров внутри государства, умноженной на долю, соответствующую доле ставки НДС в общей стоимости импортного товара - также покрывается ВВП через заработную плату виде спроса на уже ввозимый товар;

в) сумма возмещаемого НДС по экспорту не предъявляется к оплате зарубежным покупателям и возмещается государством уже из поступлений НДС с суммы  проданных товаров внутри государства, т.е. в конечном счете из заработной платы людей (см. выше пп. а. и б.). Причем, так как добавленная стоимость в сырье мала, поскольку имеет малое количество стадий переработки и малую вовлеченность граждан страны в процесс добычи в виде зарплаты, то в основном налогооблагаемая база для исчисления НДС является «стоимостью» природных ресурсов для добывающих предприятий. В итоге, государство, возмещая НДС при экспорте, всего лишь снижает «стоимость» реализуемых природных ресурсов для добывающих предприятий, если эти природные ресурсы экспортируются, стимулируя этот экспорт.

Другими словами, бюджет государства расходуется на дотацию экспорта сырья. В этом состоит необдуманность в использовании чужих налоговых систем в экономической модели Российского государства, и на лицо признаки неправильного применения налога с точки зрения регулирования экономики государства в условиях ее становления.

Можно предположить, что НДС тогда начинает работать на пользу государства, когда сумма ВВП намного больше, чем сумма импорта товаров и сумма экспорта товаров, то есть когда внутренний рынок насыщен собственными товарами (причем высококачественными с большой долей добавленной стоимости), когда в создание этого внутреннего продукта вовлечены большинство граждан страны с высокой степенью производительности труда!

В экономике существует одна непреложная аксиома - никакое налогообложение не отменит реальную прибыль, ради которой существуют все предприятия (за исключением общественных). Значит, предприятия будут искать любой способ для извлечения прибыли из своей финансово-хозяйственной деятельности, даже если эти способы не вполне вписываются в налоговое законодательство. Другими словами, если налоги с точки зрения регулирования экономики государства не являются эффективными на данном этапе развития государства, то субъекты финансово-хозяйственной деятельности найдут способ обходить налоговое законодательство. В этом случае вся вина перекладывается на законодательные органы, которые не узрели ошибки в собственной теории развития государства.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Торопов
Все статьи Михаил Юрьевич Торопов
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36