Тема актуальная, поскольку приближается Всеправославный Собор, на котором предполагается утвердить большую программу реформ, в частности, принять решения по вопросу об экуменизме, т.е. взаимоотношениям между христианскими конфессиями. Очевидно, что эти решения будут противоречить постановлениям предыдущих Вселенских Соборов и святоотеческим наставлениям, но станут нормой. Тех же, кто не согласится с этими нормами, будут называть бунтовщиками со всеми вытекающими из этого последствиями. Ситуация крайне сложная, так как во главе Православных Поместных Церквей мы не видим ревнителей чистоты Святого Православия. Нет Патриарха Иерусалимского Иринея, до сих пор он находится в изоляции. Устранен с кафедры, запрещен в служении и лишен сана епископ Косовский Артемий, умолк исповеднический голос Русского Зарубежья. Все они, как мы знаем, обличали экуменизм. Отрадно, что Грузинская Церковь во главе со своим Патриархом отвергла проект документа об экуменизме. Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ, был очень резким противником этого явления; еще не будучи митрополитом, в Монреале, где у него была кафедра, на собрании духовенства он называл экуменизм ересью ересей.
Если раньше каждая отдельная ересь стремилась выдать себя за истинную церковь, то теперь экуменическое движение почитает себя за эту церковь. По экуменической теории все христианские конфессии подобны ветвям одного дерева, и все вместе они образуют истинную церковь. Это так называемая теория ветвей, которая была осуждена Собором Русской Православной Церкви. Владыка Виталий говорит, что существующие секты, по сути, во многом повторяют древние еретические заблуждения, такие как арианство, монофизитство, иконоборчество, которые были осуждены Церковью, и сейчас все вместе они приступом идут на Церковь.
Когда мы исповедуем «Бога истинна от Бога истинна», этим осуждается арианская ересь, которая учила, что Христос не есть совершенный Бог, а только высшее творение Божие, но не Бог, равный Отцу. Это учение было осуждено на Первом Вселенском Соборе. В одном из последних членов Символа Веры говорится: «И во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». По словам владыки Виталия, по сути, все предшествующие истины, члены Символа как бы аккумулируются в нем. Аккумулируются в Церкви Христовой, потому что именно она содержит истинное православное учение; и, как учил наш новомученик архиепископ Иларион (Троицкий): «Без Церкви нет христианства», т.е. нельзя разделять понятия Церковь и Христианство. Христианство, по сути, может быть представлено только в виде Церкви, а экуменизм стремится размыть границы Церкви Христовой.
Сейчас можно услышать, что ни в одном христианском направлении нет полноты истины. Наши богословы-экуменисты, например, предлагают такое расширительное толкование границ Церкви: все крещеные образуют Церковь, хотя не все находятся в единстве, просто по факту крещения все находятся в лоне Церкви. Но истинное крещение должно совершаться только полным погружением; латиняне же уже с 12-го века перешли на обливательное и окропительное крещение; баптисты крестят в одно погружение. Согласно 50-му Апостольскому правилу крещение должно совершаться в три погружения. В 80-90 гг. прошлого столетия папа римский собирал представителей всех религий и все вместе молились. Сегодня западное христианство продолжает деградировать. Все больше становится протестантских течений. Все лютеранские церкви Скандинавии, Британская Англиканская церковь приняли положение о допустимости женского священства, «освящают» однополые браки. Аргументированные возражения против этих явлений с ссылкой на прямые тексты, скажем апостола Павла, парируют ответом, что, дескать апостол пишет вопреки евангельскому учению любви. Неслучайно папа римский Бенедикт назвал Европу старушкой, которая отказалась от своих христианских корней и традиций. Все больше и больше христианство на Западе теряет свою соль: храмовые помещения используются под выставки, концерты, распродаются мусульманам. Сейчас в Москве и Московской области много мусульман, в их праздники наш Проспект Мира переполнен представителями этой религии, что раньше было бы в диковинку.
По статистике в Москве сейчас до 20% населения составляют мигранты, на долю которых приходится огромное количество ограблений, изнасилований, убийств, наркобизнеса (по мнению о.Максима Обухова, он является видом оружия против славянского населения - основного стержня нашей страны).
Наш великий богослов Хомяков писал, что если у латинян непогрешимым считается один папа, то в протестантизме каждый верующий является таковым, т.е. у них простор частным, индивидуальным мнениям, отсюда такой разброд. К сожалению, разделения в христианском мире продолжаются, умножаются. И вот чтобы устоять, сохранить крепость наших устоев, нам, православным христианам, важно не допустить отмены обязательной исповеди перед причастием, что на практике уже имеет место, судя по выявлению у регулярно причащающихся людей смертных и прочих грехов. На исповеди всегда есть в чем покаяться, так как мы согрешаем каждую минуту словами, взглядами, делами. Обязательность исповеди подвергается атаке, она упразднена не только у латинян, но и у греков и на Балканах, в Сербии. Русская Церковь пока сохраняет эти устои, которые подвергаются давлению - к сожалению, у нас есть сторонники такого либерального подхода к вопросу исповеди.
Конечно же, за экуменизмом стоят огромные финансовые возможности, а у истоков экуменизма стоят масоны, которые были организаторами первого экуменического форума в 1910 г. В Православном мире активными сторонниками экуменизма являются Патриархи Константинопольские, начиная с 20-х годов и по сегодняшний день. Они последовательно выполняют миссию по растворению Православия в котле еретических мудрований.
Зарубежная Церковь анафематствовала это явление, отрицала экуменизм. «Православная Церковь является одной из христианских конфессий наряду с другими» - с этим утверждением согласиться мы никак не можем. Православная Церковь является единственно истинной. В Новом Завете везде говорится о Церкви в единственном числе. «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее», - говорит Господь. Не может быть у главы Христа несколько тел, одно мистическое тело церковное: общество верующих, соединенных правой верой, трехчинной иерархией и семью таинствами, семью каналами благодати, через которые она проистекает, освящая, преображая духовно, возрождая нас.
Будем хранителями Святого Православия. От каждого зависит, не только от Патриархов, епископов, духовенства, но, согласно православному вероучению, каждый православный человек, весь народ Божий является ответственным за состояние Церкви. Можно все потерять в этой жизни: здоровье, материальное благополучие, близких. Это еще не будет трагедией. Но когда теряем веру, вот тогда будет настоящая трагедия, потому что без веры невозможно угодить Богу, без правой веры невозможно наследовать спасение. Нам важно быть свидетелями Святого Православия нашей верой, нашей любовью, нашими добрыми делами, следуя в этом примеру святителя Николы. Он был кротчайшим из людей, смиреннейшим, но, тем не менее, когда встал вопрос о защите Православия, обличении еретика Ария, то он, как призывал Златоуст, освятил свою руку ударением еретика, заградил ему уста таким образом. Когда отцы Собора лишили за это Святителя сана, было явление Господа, в чем отцы усмотрели неправоту своего решения и святителю Николе были возвращены знаки его епископского достоинства. Вот пример для нас: при всей кротости и смирении, когда дело касается веры, необходимо проявить принципиальность и прямоту. Один из подвижников благочестия соглашался со всеми обвинениями во всех всевозможных грехах, но когда назвали его еретиком, он сказал: «Нет!», объясняя это тем, что во всех грехах, в которых его обвиняли, можно покаяться и Господь будет милостив; но когда ты причастен к ереси, это уже настолько пагубная вещь - она прогневляет Бога и отвращает Его милость. Вот как важно держать высоко светильник веры и быть православным не только по имени, но и своими делами.
2. О хранителях Веры Православной.
1. Марина