1. Митрополит Волоколамский Иларион в статье «Церковь и мир: преодолеть недопонимание» пишет: «Как преодолеть разрыв между Церковью и интеллигенцией, между Церковью и светским обществом, между Церковью и миром культуры? Для этого требуются усилия и от самой Церкви и от тех людей, которые вступают с нами в диалог. Прежде всего, нужно понять, что Церковь состоит не из каких-то инопланетян, которые свалились неизвестно откуда, она не может отождествляться только с людьми в рясах или в богослужебных облачениях. Церковь - это все мы. Церковь - это люди, которые верят во Христа, которые в большей или меньшей степени стараются воплотить христианские идеалы в жизнь. И поэтому мы не можем отрывать Церковь от общества, не можем говорить, что общество - это одно, а Церковь - другое. Во-первых, Церковь является неотъемлемой частью общества, а общество является частью Церкви. А во-вторых, между Церковью и обществом столько сфер взаимопроникновения и взаимозависимости, что их практически невозможно противопоставить друг другу. Церковь никому себя не навязывает, но зримо и ощутимо присутствует в обществе, её голос слышен, к её голосу прислушиваются миллионы людей» («Православная беседа» №02/2016. с.12.). Это так и не так. Церковь это духовная часть (сфера) Народа (России), а светское общество это плоть России. Духовные люди это старец Зосима и Алеша (в романе Достоевского «Братья Карамазовы), плотский человек Иван Карамазов. И могут ли они понять друг друга, в первую очередь это относится к Ивану Карамазову? И это большой вопрос. Мне кажется, что не могут. Они так и обречены эпохой жить (проживать) вместе и не понимать друг друга. Такова реальность нашего «железного времени». Верить в обратное это самообман, иллюзия, утопия. Конечно, могут быть исключения. Но не менее важно научиться уважать друг друга после стольких лет войны. Может быть, это главная забота и светской и духовной власти в наше время.
2. Для людей типа (склада) Ивана Карамазова Богом является наука. Это их вера и никакими доводами разума, тем более рассудка, её не поколебать. Даже тот факт, что крупные и даже выдающиеся ученые верят в Бога в христианской парадигме, не поколеблет их веры в науку. И у них есть своя правда. Законы природы существуют, ибо они созданы Творцом. Они признают законы, это тоже какое-то признание Бога, назовём это анонимной научной верой. Вера знаменитых ученых делает их более терпимыми к верующим. Раз уж их кумиры «заболели» христианством, значит это не обман, не опиум народа или опиум для народа, что-то в нём, в христианстве есть. Но и только. И это тоже реальность нашего времени.
3. Церковь - это духовный мир, а т.н. светское общество - это плоть мира. Это разные уровни бытия человека и Народа. Но между ними существует идеальный мир, состоящий из двух подуровней. Собственно это мир интеллигенции. Верхний слой это люди, признающие над собой духовное начало. Для них Священное Писание величайшая книга всех времен и народов, а для православной интеллигенции высшим Авторитетом является Священное Предание. Назовем их «серебряными» людьми или настоящей интеллигенцией. Нижний слой, назовём их «медными» людьми, это люди стоящие на своем, строящие всё из себя и только из себя, они сами высшие и никакого другого помимо них кроме науки высшего в мире нет. Отсюда два гуманизма: христианский и антихристианский. Мировоззрение «медной» интеллигенции Святейший Патриарх Кирилл охарактеризовал так: «В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До этого считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим - на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своём и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судиёй, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чём. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности» («Православная беседа» №02/2016. с.4.).
4. «Серебряная» интеллигенция это национальная интеллигенция, «медная» это русскоязычная у нас, франкоязычная во Франции, испаноязычная в Испании и т.д. Национальная интеллигенция имеет глубокие корни в жизни своего Народа. «Медная» интеллигенция космополитична и не имеет «почвы» под собой. Поэтому она легко «срывается» в бесовщину и начинает служить не красоте, а уродству, не добру, а злу, не истине, а лжи. Чтобы увидеть и победить «медного» интеллигента в себе, надо понять явление русскоязычности, так сказать в чистом виде, на примере хотя бы литературы. А затем отбросить от себя и этот соблазн «железного века» истории. Но что значит русскость и русскоязычность, как они соотносятся между собой? Этому мы посвятим наше дальнейшее размышление. Но сначала поговорим о разрыве между Церковью и миром культуры.