itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сцилла казачьего сепаратизма

Бывший СССР 
0
1964
Время на чтение 7 минут

В истории казачества есть не только много героических и славных страниц, есть еще и масса того, о чем вспоминать не хотелось бы, но и забыть нельзя (например, братоубийство гражданской войны или служба казаков в вермахте. При желании можно копнуть глубже и до Емельки Пугачева, и далее). Очевидно, всё это случалось не вдруг, этому всегда предшествовали какие-то события. Это я к тому, что не надо идеализировать прошлое, но надо взять всё лучшее, и сделать работу над ошибками, хотя бы над главными, которые привели к уничтожению и страны, и казачества.

В последнее время как никогда остро встал вопрос, кто такие казаки и что такое казачество.

Именно так этот вопрос сформулировали на заседании круглого стола в ФАДН. По результатам приняли решение взять за основу выступление В.П.Водолацкого.

Основной мыслью доклада Водолацкого было предложение:

1. «понять, что мы строим». Казачество - это прямые потомки казаков, носители этно-культурной традиции или казачество - это реестровые казачьи общества, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы?

2. отказаться от разделяющих факторов, в частности - от выделения казачества из русского народа, для чего, по мнению докладчика, необходимо тонкой работой юристов ФАДН найти узкий проход между сциллой казачьего сепаратизма и харибдой асфальтового «неоказачества». В определениях должна быть преемственность между созданной в 90-е годы нормативно-правовой базой о казачестве и созданным в 2000-е законодательством о госслужбе, т. е. госполитика в отношении казачества должна опираться на этнокультурную составляющую - на прямых потомков казаков.

3. Для принятия базовых терминологических определений о «казаках», «казачестве» взять за основу формулировку из постановления президента РФ N 632 от 15 июня 1992 года «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов": «...граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане , в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их...».

Размышляя о «сцилле казачьего сепаратизма и харибде асфальтового неоказачества», невольно вспоминается шекспировское: «чума на оба ваших дома». И вот почему. В отличие от многих, убежден, что даже самые прямые потомки казаков, с детства живущие в традиционном укладе, сейчас не являются носителями некой эталонной казачьей традиции , а именно - полной системы мировоззренческих ценностей казачества. И если эта система не полная, не цельная - ущербная, то вопрос разрушения общества имеющего основанием эту систему ценностей - вопрос времени. Пример идеология СССР: кодекс строителя коммунизма, это не что иное, как вариации на тему последних шести заповедей декалога, при отрицании первых четырех. Но именно первые четыре мотивируют последующие шесть. И если у первых поколений эта мотивация еще была (по инерции жизни в среде её носителей, в силу традиции, воспитания), то у последующих этой мотивации не осталось. И в 70-80-е годы прошлого столетия только ленивый не высмеивал этих идей: «человек человеку друг, товарищ и брат» - с какой стати? Нет мотивации - СССР был обречен рухнуть на 2-4 поколении. Умиротворяя казачий сепаратизм, мы строим тот же евангельский «дом на песке».

В большинстве своем, мы, казаки, мало смыслим в вере наших предков и не являемся носителями именно РУССКОГО православия, которое спаяло в один единый русский народ более двухсот племен. При том, что квинтэссенцией этого русского понимания православия является именно казачье понимание православия. Перечитайте Н.В.Гоголя, его описание запорожской Сечи - это же воинский монашеский орден. Высшая ценность - Вера, Отчизна, Товарищество. Именно это понимание спаивает воедино и богатых на историю донских, кубанских, терских, яицких казаков, и казаков из относительно молодых войск.

Вот что, пишет Михаил Иванович Венюков ((1832-1901), русский путешественник и военный географ, генерал-майор), в своей работе «Описание реки Уссури и земель к востоку от нее до моря»: «...Во все время моего путешествия по Сибири и Амурскому краю я сознательно пытался уклониться от постоя или даже ночевки в домах здешних казаков, предпочитая всякий раз постоялые дворы, казенные учреждения или, по необходимости, избы русских переселенцев. Пусть в казачьих домах и богаче, и чище, но мне всегда была невыносима эта внутренняя атмосфера, царящая в семьях казаков - странная, тяжелая смесь казармы и монастыря. Внутренняя недоброжелательность, которую испытывает всякий казак к русскому чиновнику и офицеру, вообще к русскому европейцу, почти нескрываемая, тяжелая и язвительная, была для меня невыносима, особенно при более-менее тесном общении с этим странным народом». К сожалению, с творчеством М.И.Венюкова знаком только в объёме этой, приведенной цитаты на КИАЦе, но на мой взгляд, это очень четкий и точный портрет казачества, тогда еще являющегося военным монашеским орденом, но уже пораженного вирусом казачьего сепаратизма. Генерал Венюков понял, что мощнейшим оружием русского народа (помните наполеоновское: «дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир!»?) - казачеством - уже овладел враг.

Убежден, что мы сейчас находимся в той точке истории России, когда нужно начинать писать новый том истории русского казачества. И факта потомственности по крови недостаточно для того, чтобы учить других тому, каков должен быть казак. Потому, что в большинстве своем мы утратили этот Дух воинского монашества, Дух «казармы и монастыря», Дух, который несли в себе и запорожцы, и казаки дикого поля, и казаки Ермака. Интуитивное понимание этого есть, и иногда проявляется в иронии: «дед был казак, отец сын казачий, а я ...» (дальше вы знаете). Иногда тонет в заносчивом: «казаки от казаков ведутся», «нехай идут в татары записываются». Собственно это именно то, о чем пишет Венюков: «внутренняя недоброжелательность, которую испытывает всякий казак к русскому...». То о чем говорит В.П.Водоладский, называя это «сциллой казачьего сепаратизма».

Но ведь этой самой внутренней сциллы не было у Тараса Бульбы, не было у казаков, прошедших всю Сибирь, переправившихся на другой континент, на Аляску, и дошедших до Флориды. Как сказал на том же заседании атаман Г.Н. Сидорин: «что они не верстали по дороге никого? Конечно верстали!» (Хочется напомнить, что это одна из главных традиций, один из главных казачьих законов: если казачья община приняла тебя - всё, ты равночестный казак. Ограничение только одно - атаманом тебе не быть, и сыну твоему - возможно только внуку. Переоценить это ограничение - невозможно. Именно оно стояло на страже охранения казачьего Духа).

Именно с этой сциллой сражались казаки гетмана Сагайдачного, когда сначала пошли войной на Москву, но затем победив её, одумались, замирились с Царем Михаилом Романовым, прогнали епископов принявших Брестскую унию и восстановили православие на Малой Руси. Эту же сциллу победили казаки Богдана Хмельницкого, подписав Переславскую клятву, именно как РУССКИЕ ЛЮДИ Малой Руси. Но, к сожалению, эта самая сцилла изъела казачество изнутри еще до революции (то, о чем пишет Венюков). Результат - катастрофа гражданской войны, которая завершилась не меньшей бедой - военным походом казаков в составе Вермахта против своей Отчизны. Она же и теперь пожирает каждого из наших казачьих националистов изнутри. С ней же идет борьба и на Украине.

А что же это за сцилла такая, откуда она берется? Она вырастает там, где нормальное понимание того, что «моя мать лучшая на свете потому, что она моя мама и лучше всех она только для меня и моих братьев», перерастает в убежденность, что «моя мать лучше, потому что курносая, а твоя хуже, потому, что горбоносая» - именно отсюда вырастает всем знакомый фашизм - зверь, который пожирает целые народы, разносит в клочья страны и континенты. Именно так, незаметно, казачество из «искры высеченной из груди русского народа ударами бед» превратилось в «недоброжелательное и язвительное ко всему русскому». Здесь снова вопрос о мотивации - как при таком отношении мотивировать защиту казаками рубежей России?

Очевидно, что успешная борьба с этой сциллой возможна лишь при условии восстановления казачьего Духа. А это, в свою очередь, невозможно без понимания и принятия всем своим существом веры наших славных предков (А как, говоря по-славянски, стяжать этот Дух? Как встать на этот путь и удержаться на нём? Для этого в Церкви существует институт духовничества. Духовное водительство, как правило происходит, на очень личном уровне, даже существует благочестивый обычай имена духовников не разглашать. Кроме того, наверное было бы ошибочно полностью полагаться в этом вопросе на чиновников из РПЦ, назначенных ответственными по взаимодействию с казачеством. Во-первых, потому, что необходимо понимать разницу между взаимодействием двух структур (РПЦ и Казачьих Обществ), и собственно духовным окормлением казаков. Между этими понятиями должна быть четкая граница. Во-вторых, по причинам описанным в моей статье «Епитимья атаману» на КИАЦ или здесь (-там своя сцилла, не меньше нашей)).

Итак вывод: согласен с В.П.Водолацким, что должна быть преемственность в созданной нормативно-правовой базы о казачестве. Но утверждение, что госполитика в отношении казачества должна опираться на прямых потомков казаков, требует серьёзных дополнений. Считаю, что мало быть просто «гражданами, относящими себя к прямым потомкам казаков...». Считаю, что заявленная цель: возрождение «традиционных форм хозяйствования культуры и быта» - мелка. Главного нет. Мотивация ущербна. Считаю, что Закон не должен проходить мимо, а тем паче умиротворять и откармливать сциллу казачьего сепаратизма. При создании казачьих обществ опираться можно лишь на тех, кто перед Законом и людьми признал себя ЧАСТЬЮ РУССКОГО НАРОДА, поставили себе целью воспитать в себе РУССКИЙ КАЗАЧИЙ ДУХ - Дух воинского монашеского братства, тот самый Дух «казармы и монастыря».

Если единство с русским народом можно как-то попытаться прописать в Законе, то казачий Дух необходимо сформулировать девизом: «Вера, Отчизна, Товарищество». И это тот девиз, тот лозунг, который нам нужно поднять на знамя казачества, и сделать его целью и мерилом того, что мы строим.

Казак Сергей Иванович Халин
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Ответ на 18., Михаил922:

В 20 годы Красные тоже думали, что победили Белых. Ан вон оно как потом вышло.

Не сторонник ни белых ни красных 20-х годов. Я монархист и сталинист одновременно. Очень хорошо эту позицию изложил главред http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/06/kak_primirit_krasnyh_i_belyh/ И если снова вернуться к тому куда далее двигаться? Не о сегодняшнем воспрошаю, о будущем.

то к Самодержавию. Только Божий Помазанник, не связанный злонамеренными положениями Конституции или Закона - стоящий над ними - сможет навести порядок и в казачестве, и в Церкви и в России.
Алекс / 08.02.2016, 06:22

19. Ответ на 18., Михаил922:

что за четверть века сделано и куда далее двигаться?

мерзостей, что за последние четверть века сделано - не счесть. Опыт того как делать нельзя накоплен. Много людей качественно изменились и задумались. Хотелось бы надеяться, что дно достигнуто, и теперь ситуация должна начать меняться. Но не сама по себе. Как известно, история учит тому, что она никого ничему не учит... Думаю война, которая уже началась - все расставит по местам. Время болтунов, воров и интриганов и клоунов заканчивается.
Алекс / 08.02.2016, 06:01

18. Ответ на 17., Алекс:

Братка, давай не будем торопиться. Время расставит все по своим местам. И желаемое, и очевидное. В 20 годы Красные тоже думали, что победили Белых. Ан вон оно как потом вышло. И не знаешь сейчас, кто был прав, а кто.... А уж почитай 100 скоро будет этой трагедии. Я то спрашиваю более приземлённо - что за четверть века сделано и куда далее двигаться? Не о сегодняшнем воспрошаю, о будущем. Что скажешь в ответ?
Михаил922 / 07.02.2016, 19:19

17. Ответ на 15., Михаил922:

Казаки по праву гордятся подвигами и добрыми делами пращуров и предков, но при этом, хотелось бы и в современной жизни слышать о добрых делах. А пока, об этом можно сожалеть..

О чем сожалеть? О том, что практически только наши хлопцы и воюют за Святую Русь в Новороссии? Жизни свои за неё кладут так же как в прошлых веках. И не от романтизма или глупости поток их не иссякает - в отличие от многих теперешних молодых ребят -люди четко понимают для чего и за что. Чем будут гордиться наши правнуки? А вот об этом, отчего- то никто и не говорит

Подожди, брат, еще скажут. Напишут и покажут, про то, как осмеянное и оплеванное на все лады (особенно за последние "четверть века") "ряженное" казачество самоорганизовалось и за свой счет, по зову сердца (оставив семьи, "бизнесы" и "работы"), приехали в Крым -не много ни мало, всего 20 тыс. казаков- на "казачий фестиваль" и взяли под контроль всё что можно было взять. Просто это по совести, а не для пиара - поэтому и "ни кто и не говорит"
Алекс / 07.02.2016, 15:59

16. Ответ на 14., Обломов:

Казачий сепаратизм вызван неисполнением Закона РСФСР от 26.04.1991 года N 1107 в отношении казачества. Это главная причина!

Обломов ,какая именно статья (а их там 13) Закона <<О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ>> от 26 апреля 1991 года не выполнена по отношению к казачеству? Вы сначала закон изучите ,а потом уже речь толкайте.
Silvio63 / 06.02.2016, 20:51

15. Может быть, посмотрим в будущее?

Мы постоянно рассматриваем прошлое, забываю при этом посмотреть в будущее. Каким видится казачество через 50 лет? Чем будут гордиться наши правнуки? А вот об этом, отчего- то никто и не говорит. И еще. Четверть века мы наблюдаем возрождение казачества. При этом, за все это время ни одно из ВКО не создало ни одного общероссийского общественного проекта, не придумало ни одного обероссийского социально - ориентированного движения или проекта. Казаки по праву гордятся подвигами и добрыми делами пращуров и предков, но при этом, хотелось бы и в современной жизни слышать о добрых делах. А пока, об этом можно сожалеть... Так каким видится казачество через 50 лет?
Михаил922 / 06.02.2016, 20:04

14. В дополнение сказанного

Казачий сепаратизм вызван неисполнением Закона РСФСР от 26.04.1991 года N 1107 в отношении казачества. Это главная причина! Именно эта неправовая практика государства дает плодородную почву для внешнего влияния на казачью среду и манипуляциям ею. Не исполнялся бы сей Закон в отношении, например, калмыков или карачаевцев, сепаратизм цвел бы там. Так что, не стоит путать причину со следствием!
Обломов / 06.02.2016, 16:27

13. На п.12 Воде

А в чем противоречие?! Это мои ответы, адресованные Вам, но на разные Ваши комментарии! В одном ответе я пожелал Вам спасения, а в другом призвал Вас не сплетничать! Одно другого не исключает! Или Вы желаете слышать только одобрения Ваших слов?! Тогда Вы, действительно, не по адресу...
Обломов / 06.02.2016, 15:55

12. &quot; Письмо&quot; не нашло адресата

11. Обломов : На п.8 Воде 2016-02-06 в 14:45 "Да, кстати, а отчего, именно Вы, среагировали на мой комментарий (п.3)(?), ведь я его писала, цитируя Михаила Шолохова, вовсе не Вам" Потому, что в заголовке этого комментария Вы процитировали текст из моего предыдущего комментария N2, исказив при этом его. Вижу по Вашему ответу, что мои слова Вас почему-то задели... Простите меня, я не ставил такой цели! Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий.

. "Получите": 129. Обломов : На п.98 и п.110 Воде 2016-02-06 в 15:06 Прекращайте сплетничать!

. Роспись не требуется.
вода / 06.02.2016, 15:05

11. На п.8 Воде

"Да, кстати, а отчего, именно Вы, среагировали на мой комментарий (п.3)(?), ведь я его писала, цитируя Михаила Шолохова, вовсе не Вам"

Потому, что в заголовке этого комментария Вы процитировали текст из моего предыдущего комментария N2, исказив при этом его. Вижу по Вашему ответу, что мои слова Вас почему-то задели... Простите меня, я не ставил такой цели! Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий.
Обломов / 06.02.2016, 11:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Халин
Вступать ли в брак без любви?
Браки, которые совершаются на небесах и те, которые совершаем мы сами
04.03.2024
Придумывать идеологию не надо. Продолжение
О последних указах и выступлениях Владимира Путина
29.04.2023
Придумывать идеологию не надо
Доклад на Калязинских чтениях
30.05.2022
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
Кто мы? И куда идем?
Для формирования культуры нужно время, а для формирования нравственности нужна идеология
27.03.2021
Все статьи Сергей Халин
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09