Условность театральная меня давно не привлекает, при том что все современные приемы шиты белыми нитками и понятны младенцу. Причем провинциальные театры сегодня грешат экспериментами на грани пошлости еще больше московских, так, считается, можно заманить зрителя, который, думают они, совсем глуп и понимает только скабрезность или того хуже.
И я буду говорить не о таком театре сегодня, а о том театре, о котором мечтается. Театре просветительском, державном или революционном, или о том и другом.
«Иннокентий» - пьеса писателя Валерия Хайрюзова, которую мы уже несколько лет назад напечатали в журнале Союза писателей России, была и рождена автором, таким же неофитом, как и все мы, как просветительская, державная, государственная. Он будто бы сам со своим героем прошел путь узнавания веры, путь восторга перед недюжинной силой Христова воина, пастыря, владыки, а затем святого Земли Русской святителя Иннокентия. И этот восторг перед образом, перед святостью мы ощутили и в тексте пьесы, а теперь и в игре актеров, в постановке режиссера, когда смотрели спектакль Иркутского театра имени Вампилова «Иннокентий».
Наша детская подчас вера нуждается в таком искреннем, просветленном взгляде, в таком восторге от узнавания имен, героев, святых нашей земли. Видно, как актеры, театр, режиссер, автор преображают пьесу, работают над ней, чтобы и была это вовсе не постановка для того, чтобы удивить и зазвать на нее искушенного в развлечениях зрителя, а борьба за зрителя думающего, знающего, верящего, его вразумление, его понуждение к мысли и молитве.
И отнюдь не просто пришлось решать эту задачу театру и автору. Все ведь не расскажешь, не дашь историческую справку со сцены, нужно, чтобы «зацепило», чтобы захотел зритель прийти домой и посмотреть Жития святых, на худой конец просто статью в Википедии о святителе, как из далекой для Москвы Сибири стал он светом России, митрополитом Московским и Коломенским, апостолом Сибири... Как пришел он в русский мир из деревни Анги, из маленького деревянного домика, где мне довелось побывать вместе с Валентином Григорьевичем Распутиным и отчего я навсегда прикипела к этому святому, молилась ему, просила помощи... И покорил этот русский мир своей верой, любовью, служением...
Святитель Иннокентий не единственный герой пьесы, здесь и столпы, герои русской истории Муравьев-Амурский, Невельской, и сибирские купцы, которым Сибирь обязана своим освоением и процветанием, и местные князья и народы, навсегда связавшие свою судьбу с Россией... Но все они находятся под омофором святителя, под его мягкой и твердой рукой одновременно, под его силой любви и понимания. Эпический спектакль, объемный, многозадачный, и все это задачи и сегодняшнего дня, и сформулированы они святителем как будто для нас, для России, для молодых. Услышали бы. Почему-то мне кажется, что и для театра, и для актеров спектакль этот не простой, но такой душеспасительный, душеполезный, что и они многое узнали для себя о вере православной, об истории нашей, погружаясь в это время, в эту тему. Слава Богу, что есть в России еще желание не развлекать, а вразумлять, и, хотя можно спектакль еще улучшать и совершенствовать, и как нам рассказывали, он уже сильно изменился со времени премьеры, главное состоялось - святитель Иннокентий пришел к нам, в день сегодняшний, чтобы мы еще пристальней вгляделись в прошлое, чтобы мы задумались о нашей, русской жизни, помолились друг о друге, о нашей Родине, о ее благословенной судьбе и ее будущей победе над силами тьмы ради добра, любви, надежды.