О православном понимании духовности

0
2600
Время на чтение 9 минут

Дух есть высшая часть ума, средоточие, из которого исходят все помышления человеческие. Большинство святых отцов духом называют именно нравственную силу человека, содержание которой обусловлено умом. Духовность - есть содержание духа человека, которое определяется пониманием конечной цели его жизни. Для каждого человека эта цель может быть различной. Цель осознается умом, а направленность ума к конечной и высшей цели определяет нравственную силу человека и составляет содержание его духа.

В отличие от безрелигиозной «гуманистической» духовности, внехристианской религиозной духовности, духовности римо-католической и духовности протестантской, Православное понимание духовности обладает специфическими и уникальными чертами. Очень важное условие именно православной духовности - она немыслима без дара рассуждения. Без соответствующего дара невозможно совершить подлинную добродетель! На какой основе строится духовная жизнь в Православии? На правильной вере в Иисуса Христа! Обладание правильной верой в обязательной мере не предполагает исчерпывающее знание всех догматических истин христианства! Поскольку Христос есть Спаситель, то правильную веру имеет тот, кто увидит (поймет, почувствует), что он в высшей степени нуждается в спасении - от греха, страстей и смерти. Этот бедный человек видит, что ни с одним своим грехом он по-настоящему самостоятельно справиться не может! Такой человек со всей очевидностью видит, что он погибает и понимает, что только его сил недостаточно, чтобы избавиться от мучителей!

В православной аскетической литературе такое состояние называется познанием себя! Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния[i]... Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином»[ii]. Эти слова важно актуализировать в себе, ибо это и есть тот ключ духовной жизни, который не известен ни католичеству, ни протестантизму, ни внехристианской духовности.

Мы привыкли к тому, что вера является началом всякой религиозности, а свт. Игнатий подчеркивает, что сама вера невозможна у того человека, который не увидел, что он не тот, каким он должен быть в нравственном отношении. Его вера - не вера, а игра или чисто рациональный предмет мысли. В связи с этим становятся понятными парадоксальные моменты из Евангелия, когда Христос с поразительной любовью относится к кающимся грешникам и очень строго к тем, кто своей греховности не осознает. В этом и заключается принципиальное отличие православной духовности от неправославной.

Что означает познать самого себя? Ни один из разумных не назовет себя безгрешным, но на практике никто себя особо грешным тоже не считает (по принципу «грешу как все»). Каждый из нас, в глубине своей души считает себя хорошим человеком, хотя и декларирует при этом свою греховность. В этом отношении (в этом состоянии) человек постоянно является не тем, кого можно назвать настоящим человеком! Если бы человек по-настоящему видел себя грешным, то вел себя совершенно иначе. Ибо грех есть рана, которую я наношу самому себе - осуждаю ли других, обижаю, или обманываю - я, прежде всего, травмирую себя! Грех является нарушением целостности нашего духовно-телесного организма!

Но здесь нужно отметить еще один чрезвычайно важный аспект. Покаяние может быть разным! Если человек познает свои духовные раны и поставит точку - он придет к отчаянью и с таким «познанием» лучше не жить! Те же христианские подвижники, которые продвигались по пути познания себя, погружались в блаженное покаяние! Ибо их покаяние - не есть самобичевание, это покаяние перед Живым Богом. И такое покаяние имеют две ярко выраженные стороны: во-первых, этот процесс показывает всю мою слабость, греховность, во-вторых - дает возможность пережить ту величайшую любовь Божию, которой Господь отвечает мне на сокрушение моего сердца! Таков непреложный закон духовной жизни - чем больше человек видит свое убожество пред лицом Божиим - тем более он ощущает любовь Божию.

Однако как мне грешному увидеть свои грехи? Вот что отвечает свт. Игнатий: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его - хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом - глаголом Божьим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему. Кто совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего»[iii].

Самое главное в жизни верующего - начать бороться с «самыми маленькими» грехами. Слово «аскетика» с древнегреческого языка переводится как «тренировка». И здесь, как в спорте - начавший с малого достигнет великого. В духовной жизни самое главное - постоянство и постепенность и нужно начинать бороться с тем, с чем я еще могу справиться, например - не обращать свое внимание на все подряд, не огрызаться и не обижаться на все упреки, не объедаться всякий раз! Это как кажется, что-то простое, невеликое, но здесь я могу еще что-то сделать! И в борьбе с этим малым я положу начало борьбы с великим грехом. В этом исполняется Евангельский принцип - верный в малом будет поставлен над многим! Мы прекрасно знаем, что любое преступление начинается с мысли! И в этом отношении понятны метафоричные слова Псалма 136: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (ст. 8). С младенцами (греховными мыслишками, прилогами) мы еще можем справиться, со взрослыми «мужами», увы, - нет.

Итак, человек должен начать бороться с самым малым, при этом имея целью исполнить все Евангелие! Именно это дает видение грехов, которое есть острое переживание тех ран, которые я наношу сам себе. Когда человек переживает свои грехи, он перестает осуждать ближних и последнее есть важнейшая характеристика истинной духовной жизни. Свт. Игнатий дает совет: «Кто отказался от осуждения ближних, помысел того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних»[iv]. Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[v].

И, конечно же, нужно сказать о добрых делах. В светском мире принято считать, что хорошие поступки уже есть гарантия правильной духовной настроенности человека. В этом есть своя правда, но и своя ошибка. С христианской точки зрения добрые дела, отравленные тщеславием совершающего их (расчетом или человекоугодием), - не есть добрые дела. В этом отношении мы не только не можем справиться ни с одним грехом, но и не можем совершить ни одного по-настоящему доброго дела. Святые оплакивали свои добродетели, как грехи, ибо видели их несовершенство и оскверненность страстями.

Внерелигиозный человек, совершая добрые поступки, подсознательно актуализирует свое внимание на этих поступках и, как следствие, происходит автоматическая сопряженность каждого доброго действия с мыслью о себе, как о хорошем человеке. Это «опьяняет» сознание человека и начисто лишает его возможности трезво и разумно анализировать свой поступок! Христианское доброделание всегда сопрягается со смирением, ибо христианин видит все изъяны своих добродетелей. Нехристианин придает своим добрым делам завершенный вид, преуспевает в гордости - а это противно и Богу и человеческой природе! В связи с этим прп. Исаак Сирин говорит: «Воздаяние бывает... не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны»[vi]. Добрые дела имеют смысл тогда, когда открывают нам возможность видеть себя. Наши добродетели - это строительные леса, вспомоществующие средства для обретения человеком смирения, которое, в свою очередь, ведет к исцелению нашей души. Разумно ли в этой ситуации заниматься украшением строительных лесов?

Нужно пару слов сказать и о смирении. Святые отцы пишут, что таковое бывает и у бесов, однако это смирение «слабого перед сильным». Не о подобном «смирении» идет речь. Христианское смирение - это чувство, осознание, понимание своей неспособности сотворить что-нибудь доброе без Бога. Свт. Игнатий пишет: «Когда бы добрые дела по чувствам сердечным дос­тавляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестной смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падше­го естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа[vii]... Несчастен тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос[viii]... Таково свойство всех телесных подвигов и добрых видимых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш необъятный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости[ix]... Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения... ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных»[x].

Далеко не всегда добрые дела являются по-настоящему добрыми. Правда и добродетели ветхого и нового человека не дополняют друг друга, а наоборот являются взаимоисключающими. Внешние «добрые» дела ветхого человека без правильного к ним отношению ослепляют своей значимостью и тем самым отнимают у человека самое главное - Христа! Христос становится уже не Спасителем, а неким метафизическим «спонсором», Который должен награждать! Добродетели нового человека смиряют его и приводят ко Христу! Можно сказать так - добрые дела только тогда добрые, когда они помогают увидеть недоброту делающему их. О любви говорят все - но истинная любовь возникает из познания себя и познания Бога. Следствием этого познания является смирение. По мере смирения человека возникает то, кем является Сам Бог, т. е. истинная любовь. Все прочее - это игра в любовь, эмоции, ощущения. Смирение же ведет к исцелению человека, т. е. к тому величию, к которому он призван! В истинной любви человек очищает свою душу, становится все более причастен Богу! В этом и заключается уникальность понимания духовности православной традицией в отличие от всех прочих религиозных и нерелигиозных мировоззрений.

[i] Игнатий Брянчанинов, еп. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.4. с.227.

[ii] Там же, с.385.

[iii] Игнатий Брянчанинов, еп. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.122.

[iv] Игнатий Брянчанинов, еп. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5. с.351.

[v] Цит. по Игнатий Брянчанинов, еп. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры. 1993. т.4. с.9.

[vi] Цит. Епископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. 3-е изд. СПб., 1903. С. 246.

[vii] Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб., 1905. Т. I, с. 513...

[viii] Игнатий Брянчанинов, еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. IV, с. 24.

[ix] Игнатий Брянчанинов, еп. Творения по изданию 1905 года. Т. IV, с. 20

[x] Игнатий Брянчанинов, еп. Творения по изданию 1905 года. Т. V, с. 47

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: О православном понимании духовности

"Грех является нарушением целостности нашего духовно-телесного организма!" Грех - это нарушение заповеди Божией. А нарушение целотности духовно-телесного организма - это следствие греха.
М.Яблоков / 28.12.2016, 16:36

1. Re: О православном понимании духовности

Чуть пояснее связать бы статью еще и с тем, что "ваше /наше/ спасение, и ваша /наша/ погибель - в ближнем...". Что-то вроде взаимоспасения... "Одному ведь не выдержать в Тайге" - даже с высот истинного смирения соскользнуть, говорят, можно... А там, глядишь, и грешник удержаться поможет... Или подтолкнет... Нет? Естественно, в условиях современной реальности -- нет, не нужно, будет лишним? Извините... * Статья сжата удачно; "воды" нет... Правда, и напоминания о присутстии со всеми нами Бога в момент ее прочтения я не заметил: - "БОЖЕ...". Такого напоминания, которое делалось бы где-то в глубине души, духа?, в области сердца... Ну, не формального... Или есть? Понимаете, ув, автор, статья о духовности без Духа... Очень интересна, но о присутствии с нами Бога не напоминает /даже на миг/ - ошибаюсь? Извините...
Сант / 28.12.2016, 12:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45