По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзора РФ) за 2014-2015 годы закрыто 800 вузов и филиалов. В 2016-2017 годах планируется закрыть ещё 600 вузов и филиалов. Уже сейчас в десятках субъектов страны высшее образование для большинства граждан стало недоступным. Поводом для проверок и последующего закрытия вузов и филиалов стали результаты мониторинга 2014 года, показатели которого не соответствуют требованиям законодательства (они используются и при процедурах мониторинга в настоящее время).
1. Показатель Е.5 Инфраструктура - формы владения и пользования зданиями и сооружениями (раздел 5, показатель Е5.1 «Методики расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2014 года (на основе данных формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. (форма № 1 - мониторинг)».
В Российской Федерации законодательством установлены следующие формы имущественных отношений: собственность, оперативное управление наделённым имуществом, аренда. Минобрнауки РФ в лицензионных показателях признаёт все законные формы имущественных отношений (собственность, оперативное управление, аренда), а вот в мониторинговых показателях - нет. Деятельность коллектива вуза, арендующего по закону помещения, оценивается отрицательно (считается неэффективной), и вузу по этому показателю ставится «0». Здесь имеет место игнорирование ст. 606 ГК РФ и, в соответствии с этим, ст. 3 ГК РФ.
При подобном подходе в привилегированное положение априори ставятся государственные вузы, которым государство передает безвозмездно в оперативное управление недвижимость и значение данного показателя заведомо положительно для вузов подведомственных Минобрнауки России и иным органам государства. Налицо нарушение равноправия форм собственности. Нарушена ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и также ст. 3 ГК РФ. Соответственно данный показатель мониторинга является незаконным.
2. Показатель - Е.1 Образовательная деятельность - нормы ЕГЭ (раздел 1, показатель Е1.1 «Методики...», с. 1)
Федеральные пороговые значения единого государственного экзамена (ЕГЭ) - минимальные для поступления абитуриентов в вузы Российской Федерации государство устанавливает и публикует ежегодно (орган, уполномоченный - Рособрнадзор). Все вузы Российской Федерации, работающие в рамках правого поля, принимают абитуриентов, имеющих свидетельства о сдаче ЕГЭ, подтверждающие необходимые минимальные баллы ЕГЭ. Государство осуществляет регулярный и жесткий контроль за соблюдением вузами данной нормы законодательства с помощью федеральной информационной системы (ФИС ЕГЭ). Вузам предоставлено право увеличивать пороговые значения по сравнению с федеральными в установленном законом порядке, однако занижать пороговые значения балов ЕГЭ относительно федеральных не имеет право ни один вуз, это серьезное нарушение законодательства об образовании. Кроме того, стоит отметить, что нормы установленные законодательством о лицензировании образовательной деятельности и о ее государственной аккредитации в Российской Федерации не устанавливают каких либо пороговых значений.
Игнорируя вышеизложенное, при мониторинге эффективности вузы оценивают по субъективному показателю Е.1 Образовательная деятельность, который заключается в расчете среднего арифметического суммы баллов ЕГЭ всех поступивших на очную форму обучения в вуз, полученное значение сравнивается с показателем 60. Если при расчете среднее арифметическое ниже 60, то образовательная деятельность вуза оценивается как неэффективная. Подчеркиваем, что пороговое значение - 60 не имеет отношения к федеральным пороговым значениям баллов ЕГЭ. Кроме того, несмотря, на то что в Российской Федерации уже достаточное количество лет в вузы на основе ЕГЭ поступают все абитуриенты (независимо от формы обучения), в данном мониторинге этот показатель предназначен исключительно для очного отделения, т.е. иные формы обучения, которые реализуются в Российской Федерации в соответствие с законодательством об образовании, исходя из формул расчета данного показателя мониторинга, признаются неэффективными заведомо, безапелляционно.
Получается, что Минобрнауки РФ провоцирует вузы на ограничение конституционное право граждан на образование положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и наказывает коллектив вуза за то, что тот работает строго по закону, в рамках лицензионных показателей, реализует конституционное право граждан на образование и бесплатно для государства, на хозрасчетной основе укрепляет интеллектуальный потенциал России! Чтобы не оказываться ежегодно в списке неэффективных вузов, вузы должны, во-первых, вынуждено завышать федеральные пороговые значения баллов ЕГЭ, во-вторых, отказывать абитуриентам в приеме на заочные, очно-заочные, дистанционные формы обучения.
Здесь также в более выгодное положение автоматически попадают государственные вузы. Абитуриенты с более высоким знаний и, соответственно, уровнем ЕГЭ, должны и будут поступать на бюджетные отделения и это совершенно справедливо, т.к. получать от государства финансирование на получение высшего образования (из средств налогоплательщиков, которыми являются, в том числе и не эффективные по результатам мониторинга вузы) должны самые способные и одаренные абитуриенты. Поменяйте схемы бюджетного финансирования - и картина автоматически поменяется (нарушена ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). В силу этого нарушена ст. 6 ГК РФ.
3. Показатель трудоустройства выпускников вузов.
Право на свободный труд в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ. Законодательство РФ и уставы вузов не обязывают последних пожизненно трудоустраивать своих выпускников. Да и сделать это невозможно в силу отсутствия у вузов соответствующего механизма.
Однако Рособрнадзор РФ, вопреки ст. 8 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», переложил конституционную обязанность государства на вузы. Подобные действия противоречат политике государства. Женщины (выпускницы вузов), решившие посвятить себя воспитанию детей, выполняют важную для государства функцию - рождение и воспитание юных граждан России. Защитники Отечества, спортсмены, другие граждане, получившие увечья и ставшие инвалидами, отдали свой долг государству. Они не трудятся в народном хозяйстве, не выплачивают социальных отчислений. Находятся под защитой государства. В случае регистрации гражданина на бирже труда или невыплаты им трудовых социальных отчислений (домохозяйки и инвалиды этих отчислений не делают) работа вуза, который они окончили, признается неудовлетворительной. По этому показателю вузу ставят «0». Здесь также налицо превышение полномочий руководителей Минобрнауки РФ по отношению к Конституции РФ, к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 8 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». В силу этого также нарушена ст. 3 ГК РФ.
4. Показатель Е.3 Международная деятельность - международной деятельности вузов (раздел 3, показатель Е3.1. «Методики...», с. 7). В настоящее время отменен, однако именно по результатам мониторинга эффективности 2014, когда данный показатель присутствовал, в числе неэффективных вузов оказались более половины всех (государственных и негосударственных) вузов Российской Федерации, именно вузы из данного списка подвергаются в настоящее время репрессиям со стороны Рособрнадзора, который инициирует по несколько внеплановых проверок в год в отношении одного вуза, полностью парализуя его работу, уничтожая репутацию, подрывая экономическую деятельность.
Законодательство РФ (в частности, ФЗ «Об образовании...») и уставы вузов не обязывают их всех в равной степени работать на иностранные государства и готовить для них кадры. Для этой цели есть специализированные вузы (например, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, федеральные университеты). Требовать от всех вузов в равной степени готовить кадры для зарубежных стран (в том числе тех, которые ввели санкции против России), игнорируя иные формы международного сотрудничества, незаконно и не отвечает интересам России.
Однако Минобрнауки РФ требует от всех вузов России работать на иные страны в равной степени, независимо от специальностей и профиля вуза. Если в вузе (филиале) обучается менее одного иностранца на сто российских студентов, то работа коллектива вуза признаётся неудовлетворительной (по данному показателю ставится «0»). При этом все иные формы международного сотрудничества (обмен преподавателями, студентами, научно-техническое, спортивное, культурное сотрудничество, издательская деятельность и др.) во внимание не принимаются. Налицо превышение полномочий руководителей Минобрнауки по отношению к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нарушение ст. 6 ГК РФ.
5. Показатель Е.4 Финансово-экономическая деятельность - доходности вуза (раздел 4, показатель Е 4.1. «Методики...», с. 9).
Законодательство РФ, в частности, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не предусматривает установления вузам показателей по их доходам. Более того, оно запрещает вмешиваться во внутриэкономическую деятельность (предприятия, организации).
Однако Минобрнауки РФ устанавливает, что в вузе в год на одного научно-педагогического работника должно быть заработано в среднем порядка 1,5 млн. рублей. При этом на одну полку ставятся федеральные университеты с государственным многомиллиардным (!) финансированием и внебюджетные вузы, работающие на хозрасчетной основе. Здесь уже имеет место открытое издевательство над внебюджетными вузами и незаконное вмешательство во внутриэкономическую деятельность учебного заведения. Нарушены часть 2, ст. 8 Конституции РФ, превышены полномочия руководителей Минобрнауки РФ по отношению к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и сужены права вузов. Нарушена ст. 3 ГК РФ.
6. Показатель Е.2 Научно-исследовательская деятельность - доходы от научной деятельности (раздел 2, показатель Е 2.1. «Методики...», с. 5).
Данный показатель подменяет понятия и значения научно-исследовательской деятельности вузов России, т.к. результаты деятельности вузов в области науки измеряется исключительно получением доходов от данной деятельности. Кроме того, государственные вузы заведомо, являясь подведомственными государству, получают от своего учредителя (государства) необходимую финансовую поддержку научной деятельности в форме грантов и иного бюджетного финансирования, несмотря на тот факт, что бюджет самого государства складывается, в том числе из отчислений налогоплательщиков, которыми являются негосударственные вузы и их коллективы.
Минобрнауки РФ устанавливает вузу, сколько тот должен заработать по результатам своей научной деятельности. Причем этот показатель (как и показатели 2 и 5) дифференцированы по регионам страны. Возникает вопрос: какое дело министерству, сколько зарабатывает вуз? Какое это имеет значение, если институт или университет бесплатно работает на государство и выполняет лицензионные и аккредитационные показатели? Тем более, что у одинаковых вузов эти показатели значительно отличаются! Это также необоснованное вмешательство во внутриэкономическую деятельность организации. Имеет место также превышение полномочий руководителей Минобрнауки РФ и сужение прав вузов по отношению к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нарушена ст. 3 ГК РФ.
7. Показатель Е.8 Дополнительный показатель - число преподавателей с учеными степенями, приходящихся на 100 студентов, обучающихся по очной форме (раздел 9, показатель Е19.4.«Методики...», с. 13).
Этот показатель также дифференцирован по регионам, что говорит о его надуманности. Университетам Оксфорда, Кембриджа, Гарварда, Сорбонны и другим даже в страшном сне не приснится то нагромождение бессмысленных показателей, которыми завалили российские вузы, не давая им нормально работать. В этих и других ведущих вузах мира даже понять не могут, почему чиновники указывают вузу, сколько надо иметь преподавателей с учёными степенями! В нашей же реальности налицо противоречие этих требований ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нормативам самого Минобрнауки в области лицензионных требований. И здесь усматривается нарушение ст. 3 ГК РФ.
8. Показатель Е.7 Приведенный контингент студентов - число студентов, обучающихся в филиале (раздел 7, показатель Е7.1. «Методики...», с. 11).
Ещё один шедевр говорит о том, что в филиале вуза должно обучаться не менее 2200 студентов. Если обучается меньше, то работа коллектива признается неудовлетворительной. Почему 2200 студентов - не разъясняется. А если обучается 2199, то они лишаются конституционного права на получение высшего образования? Так, Минобрнауки самовольно изменяет смысл Конституции РФ. Сужает права филиалов вузов, данные им ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», игнорирует свои же положения о лицензировании вузов и филиалов. Нарушена ст. 3 ГК РФ.
Анализ мониторинговых показателей свидетельствует, что они являются надуманными, не связанными с реальной эффективностью работы коллектива вуза, противоречивы, в своем большинстве не соответствуют законодательству РФ. Обращает на себя внимание также то, что эти показатели направлены против внебюджетных вузов, являются формальным основанием для того, чтобы убрать с рынка образовательных услуг сильного середняка, бесплатно работающего на государство и дающего добротное образование. В свое время уничтожили середняка в сельском хозяйстве - уничтожили сельское хозяйство России. Завалили надуманными показателями социалистическое предприятие (более 100 контрольных показателей) - сделали промышленность неэффективной. Сейчас подобные угрозы нависли над российским образованием.