Встреча патриарха Кирилла с папой Франциском и подготовка к летнему собору (на Кипре) прояснили всю опасность состояния, в котором находится ныне народ Божий, сознание многих православных людей.
По поводу церковной дипломатической встречи было много высказываний, мнений, эмоций. Их совокупность позволяет сделать некоторые неутешительные выводы.
Оговоримся сразу, слова патриарха Кирилла, произнесенные в день Торжества Православия, могут свидетельствовать о намерении Предстоятеля следовать чистоте Веры. Иначе невозможно объяснить то заметное ударение, которое было сделано в проповеди на деяниях и личности св. Марка Эфесского. Есть надежда, что здесь содержится указание на миссию, которую, возможно, предстоит исполнить РПЦ в ходе всеправославного саммита. Но не стоит забегать вперед. Будем помнить, что судить следует по делам...
Оценки происходящего в Церкви можно разделить на четыре категории. Первая - разумная обеспокоенность. Вторая - бездумная, безответственная, глупая либо же своекорыстная благостность. Третья - «антикирилловская» (чаще всего излишняя) тревожность. Четвертая - поиски «неугодных» из числа тех, чья ревность о Вере искренна.
Сразу заметим, круг разумно обеспокоенных православных людей составляет большинство верующих. При этом их голос, как, к сожалению, это часто теперь бывает, слышен не достаточно. Представители православного большинства могут иметь разную степень жесткости и разную аргументацию в отстаивании правды Божией, но все они - от Владимира Осипова до Анатолия Степанова - стоят за Истину. Вместе с тем никто из них не настроен на раскол, на проклятия в адрес патриарха, на мрачный пессимизм и т.п.
Вместе с тем поразительна по своему большому численному составу и многим, входящим в нее, группа людей, воспринимающих события абсолютно некритично. Елейность, славословия, духовная расслабленность слишком похожи на интеллигентское помутнение разума, сопровождавшее когда-то Февральский заговор и даже большевистский переворот. Столь же елейно многими, к слову, воспринималась и «перестроечно-реформенная» ломка государства.
Глядя на то, как вполне уважаемые деятели без устали твердят об «общих с католиками ценностях» и готовы простирать руки для умиленных объятий, а там, глядишь, и для единения, хочется задать несколько вопросов.
Разве вы не знаете, что католицизм гораздо дальше, чем даже век назад ушел от чистоты христианства? Не знаете о том, как он поддался антихристианству и склонился перед ним? Не понимаете, что эта иезуитская игра в попытке перехитрить дьявола обречена?
Разве вы думаете, что вы умнее Господа Бога, предназначившего Руси путь хранения Православия, по которому она идет вот уже тысячу лет? Разве вы умнее благоверного святого князя Александра Невского? Разве вы благодатнее учителей и отцов Православной Церкви всегда твердо и неукоснительно осуждавших ересь папизма? Разве вы не осознаете, глядя на наше прошлое и настоящее, что единственным смыслом и оправданием существования России, а также залогом ее грядущей победы является хранение Веры и развитие заложенных в ней энергий?
Увы, вместо ответа, мы видим школярскую восторженность, бабью податливость, поток благоглупости. Как будто и не было веков мученической по сути истории. Как будто и не было католического прозелетизма на фоне диктатуры большевиков. Событий совсем недавнего прошлого в Югославии и на Украине.
Как будто никто не слышал первых слов, с которыми обратился понтифик к нашему патриарху после закрытой части гаванской встречи: «Благодарю Вас за смирение». Не здесь ли многое сказано? Это он - «наместник Бога на земле» как бы признал смирение Кирилла и благодарит за него.
Посему остается только призвать всех увлеченных поверхностным единомыслием (не называя пока уважаемых и даже любимых имен). Не впадайте в прелесть. Отойдите от хвалебного хора. Оставьте восторженный тон. Сохраняйте трезвение.
Никто и ничто не останавливает нас от общения с простыми католиками и от действительного взаимодействия по насущным вопросам. Но ереси экуменизма и экспансии католицизма как глобальной мегаструктуры мы должны суметь сказать твердое «нет». А для этого необходимо бодрствовать.
Дополнительную неясность и даже смуту на данном фоне вносят те, кто в своей подозрительности по отношению к патриарху Кириллу, в целом к священноначалию, теряют порой меру.
Казалось бы, последние публичные выступления Первоиерарха, ряд его кадровых решений, его деятельность по открытию новых храмов, по просвещению народа - все это могло бы быть воспринято как минимум, в качестве информации для размышления.
Нет уже вблизи Священноначалия ни Чаплина, ни Чапнина, ни даже Кураева. Кафедры здесь и там занимают достойные деятельные архиереи. Самим патриархом четко и недвусмысленно артикулировано избранное им кредо, согласно которому Церковь - единственная сила, бросающая вызов духу мира сего и князю мира сего. Согласно которому Церковь Христова, Церковь православная на встанет на путь человекобожия, человекопоклонства, служения и потаканиям похотям и грехам человеческим.
А между тем не стихают обвинения, оскорбления и едва ли не проклятия, раздающиеся в адрес Предстоятеля. Кто-то говорит, что больше «не поминает патриарха». Иные патентованные ревнители стали требовать чуть ли не «отставки патриарха».
Нельзя не признать - подобный радикализм возник не на голой почве. Дипломатическая игра, ведомая Отделом внешних церковных связей митрополита Иллариона, возможно, заходит слишком далеко. Возможно, и сам Патриарх видит это и вскоре «умерит» возникший в некоторых кружках филокатолический пыл.
Ну а формулировки подготовительных документов к «Всеправославному собору» действительно содержат некоторые недопустимые моменты. О чем с сыновним по отношению к Церкви беспокойством говорят все искренне и нелицемерно волнующиеся о нежелательных последствиях последних событий.
Русская зарубежная православная церковь уже распространила официальное обращение, где при всецелой преданности и уважении к патриарху Кириллу подчеркивается необходимость исключить из подготовительных проектов двусмысленность. Главная из которых-декларируемое документами Шамбези признание религиозных сообществ находящихся вне Единой, Святой и Апостольской Церкви в качестве церквей. Действительно, любому мало-мальски сведущему в духовной жизни человеку понятно, какое недомыслие, небрежение или, хуже того, ересь могут стоять за подобным уравниванием безблагодатных сообществ с Церковью.
Очевидно, руководствуясь схожими опасениями, о своем неучастии в предстоящем религиозном саммите уже объявила Грузинская православная церковь.
Подобная обеспокоенность объяснима.
Но ни в коем случае не приемлем скорый «самосуд». Призывы, направленные на раскол, на разрушение церковного единства. Чьи авторы с лихорадочной поспешностью делают крайние, далеко идущие выводы.
Не стоит впадать в оголтелый тоталитаризм и обвинять кого-либо за неизвестные, а тем более за несуществующие намерения.
К тому же, как мы уже показали, патриарх Кирилл заявил о своей позиции и о своих намерениях во всеуслышание. И заявленное, мягко говоря, слишком далеко от того, чтобы быть квалифицированным как «измена Православию».
В текущей ситуации подобными внутриправославными «поисками врагов» пользуются действительные враги. Депрессивные песнопения «всепропальщиков» умело вплетаются в антицерковную агитацию необольшевиков, ведущих системный глобальный поход на христианство, христианские ценности, христианскую цивилизацию.
Цитаделью же этой цивилизации была и остается Православная Церковь.
Именно в этом (не в имперскости как таковой и не в каких бы то ни было «измах») выражено наше всемирное, метаисторическое предназначение.
То предназначение, за которое весь народ Божий и, конечно же, церковные иерархи должны держаться, должны драться руками, зубами, всеми известными способами. Держаться до крови, до самой смерти, как это делали исповедники и отцы Церкви на протяжение веков...
Необходимо сказать и несколько слов о проявившейся в некоторых публикациях тенденции выискивать «ненужных» для церковной жизни людей, исходя из их обеспокоенной реакции на«внешнеполитическую» деятельность РПЦ.
Да что там «ненужных». Если судить по публикации «Папа Франциск как санитар леса» за подписью «иеромонах Макарий (Маркиш)», все те, кто крайне взволнован нежелательными последствиями сближения с Ватиканом - просто были выявлены «волком в овечьей шкуре». Вот, мол, какволк (санитар леса) помогает выявить больных (бешеных) особей, так и папа проявил реакцию всех этих сугубых «ревнителей» и «зилотов», которых, «аще же не покаются» надо понимаешь... Того.
Тонко. И Франциска в звери записал и тех, кого тот «выявил», определил в «чумной барак». Остается гадать, кому отец Маркиш предоставляет участь расправы с мучимой тревогами, а стало быть «отставшей» (волк в природе атакует именно ее) частью церковного стада. То ли папе (как «санитару леса»), то ли уже сейчас готов самолично возглавить новую инквизицию. Направленную на сей раз против «православных ревнителей».
Что ж, не нами придумана данная терминология, но если ей следовать то папа, он же «санитар леса» и впрямь выявил в лице толкователей, подобных иеромонаху-натуралисту, действительную опасность. В церковную среду ныне часто привносится неизжитая нехристианская ментальность.
Кроме того, слишком уж явно, с реально пугающим скрежетом вращаются в сознании у иных сограждан «старые пластинки». На одной из них, кстати, кажется, был записан выкрик: «Стрелять как бешеных собак»...
В целом сложившаяся ситуация, если обращаться к двухтысячелетней истории Церкви, нормальна.
Как это уже часто бывало, возникла угроза губительной ереси. В данном случае ересь называется экуменизмом. По поводу ее губительного для Церкви характера двух мнений быть не может.
Зато можно привести две убежденные оценочные позиции таких разных по своему церковному пути, но таких поистине единых в христианстве, в верности православию пастырей Христовых. Это прославленный недавно (будем верить неслучайно) святой Серафим (Соболев) и многолетний ревностный предстоятель Русской зарубежной православной церкви митрополит Виталий (Устинов), чей труд, посвященный разоблачению экуменизма, приобретает сегодня особое значение.
Задача каждого православного человека сегодня - участвовать в деле предотвращения губительного, ведущего к утрате благодатности единения с конфессиями, давно отпавшими от апостольских основ Веры. Предотвращения слияния с папством (на практике поглощения им), которое все больше изменяет сути Церкви Христовой.
Нынешний Ватикан вовлечен в сложную и неизвестную нам по своим истинным параметрам игру с антихристианскими силами. Решения II Ватиканского собора и некоторые аспекты поведения последних пап не отставляют сомнений, в чью пользу складывается результат данной игры. Известно, дьявол всегда расплачивается разбитыми черепками.
Так неужели же нам следует теперь спешить к «разбитому корыту»?
Это не значит, что мы должны чураться католиков (коих сотни миллионов) и тем более ненавидеть их. Ведь они любят Христа, верят в Него Распятого и в Него Воскресшего, воспринимают Его Заповедь. Однако церковное единение с добрыми братьями католиками может быть только в одном случае: если они пожелают спастись и отрекутся от всех веками накопленных их папами и кардиналами заблуждений.
Чтобы оставить им такую возможность, а также для решения неотложных дел, связанных с гонениями на всех, кто исповедует себя христианами, необходим диалог. Мы не имеем права держать дверь закрытой ни для кого из тех, кто захочет приобщиться к благодати, сохраненной нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью.
Если же допустим «растворение» Церкви во всеереси экуменизма, то лишим возможности полноценной христианской жизни не только себя, православных, но и всякого желающего подлинного приобщения. Потому что приобщаться станет негде.
Неужели сами разрушим крепость своей Веры, ту самую цитадель, из которой только и может выйти всемирное реальное христианское возрождение?
Впору задуматься об этом. Отрезвиться безудержным и елейным хвалителям любого сближения с Ватиканом. Находясь в благостной некритичности к деяниям человеческим, в обольщении приписываемой себе благонамеренности, расслабленно и безвольно идут (а вернее бредут) они сами не зная куда. Накопленным авторитетом (в том числе в патриотической среде) влекут, доверяющих им, к падению. Но ведь всё это не духовно неопытные студенты 80-х, подпевавшие песенке Леннона «Imagine».
Это взрослые, зрелые люди, прошедшие большой жизненный путь. Осознанно ставшие православными христианами. И попавшие в прелесть. И идущие к ереси.
Ведь под предлогом общей «борьбы за традиционные ценности» от нас, в конечном счете, хотят добиться вхождения на правах подчиненного (пусть почетного подчиненного) во всемирное экуменическое движение, ведомое Ватиканом. А впоследствии в еретическую всемирную «всецерковь».
Стоит остановить бессмысленные попытки направить чистые благодатные воды православного источника в мутную общеэкуменическую жидкость.
Бодрствуя и трезвясь, можно лишь до известного предела участвовать в диалоге. С тем, чтобы звать на православные берега заблудших участников в надежде на их спасение, свидетельствовать об Источнике жизни и проявлять готовность с любовью вести к нему любого, кто этого пожелает.
События нашего времени ясно показывают - указанный предел приближается. То, что называется межконфессиональным диалогом, рискует окончательно превратиться в совет нечестивых. К сожалению, единственным вариантом поведения будет выход из оного.
Спор должен и может вестись вовсе не о «параметрах сближения» с кем бы то ни было, а о моменте, о времени этого выхода. Такова реальность, которую надо четко осознавать и действовать, не питая себя никакими иллюзиями.
1. Марина