Не подлежащим сомнению является утверждение, что сознание одного человека не может не воздействовать на психику другого через подсознание. Однако многие считают, что манипулирование подсознанием - это суеверие, фантазия и не более того.
Тем не менее, такое воздействие на других людей давно перестало быть экзотической выдумкой, но стало суровыми буднями наших дней.
Как считают российские ученые В.Смирнов и Е.Безносюк, сотрудники кафедры психиатрии Московской медицинской академии им.Сеченова: «Часть информации... может быть не контролируема сознанием, но воспринята мозгом и психикой, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания».
В последнее время многие ученые отмечают увеличение количества людей, обладающих экстрасенсорными способностями. В связи с этим возникает опасность проявления так называемого феномена открытой личности, сущность которой заключается в следующем. Оказывается, значительная часть человечества психологически не защищена от воздействия отдельных личностей и коллективов, обладающих развитыми экстрасенсорными способностями. Это создает угрозу формирования общества, состоящего из покорной и безвольной толпы, управляемой «сверхлюдьми».
Такие структуры существуют и в современном нам мире, не говоря уже об опыте истории, когда целые группы образованных людей (интеллигентов, аристократов) подпадали под воздействие сильных личностей.
Особняком от других мистических сект стоит наша доморощенная украинская секта «леонтиевцев».
В начале 50-х годов Леонтий Герасимович Грицан (см.: «От ровенского Леонтия к протодиакону А.Кураеву», «Украинские автокефалисты создают свой пантеон?»), уроженец с.Новая Молощаница, Ровенской обл., сформировал свою общину. Отличительной особенностью ее было то, что она кочевала вначале по Ровенщине от храма к храму, и по воспоминаниям очевидцев, куда бы зимой не приходил Леонтий, он всегда начинал проповедь с того, что нагребал большую кучу снега под босыми ногами, становился на нее, а потом призывал всех к покаянию. Такой своеобразный «флешмоб» поражал его последователей, которые были склонны видеть в нем сурового аскета и подвижника.
Известно также и то, что святой прп. Кукша осуждал деятельность Леонтия и даже его не исповедовал. Чудачеств за этим ровенским «пророком», носившем на себе иерейский крест, а порой и панагию, водилось немало. Выводы Синодальной Богословской комиссии УПЦ об отношении к «старцу» были однозначны - еретик. Эта Комиссия проходила по благословению Председателя УПЦ Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира 18 мая 2001г. в Свято-Николаевском монастыре в с.Городок Ровенской епархии (где самое большее число последователей «старца»).
Нередко Леонтий осуществлял поход в Почаев, из Почаева в Киев и обратно. Внушал своим последователям, что грех работать, служить в армии, иметь паспорт. Наоборот: следует «странничать» - ходить по городам и селам, петь духовные песнопения и жить подаянием. Все собранные деньги отдавали Леонтию, которого считали великим подвижником, а некоторые - самим Богом. Девицы «из верных» мыли ему ноги, а слитую воду почитали великой святыней.
Нынешние последователи этого «святого» разделяются между собой по степени его почитания. Многие почитают его за великого старца, пропагандируя его учение о запрете есть мясо, обуклонении от брака и супружеских отношений через близкий конец света.
Есть и такие, которые считают его самим Богом Саваофом (!). Они благоговеют перед его изображением и помещают его фотографии в один ряд с другими иконами.
Когда в 1952 г. к «леонтиевцам» попал некий И.С.Курач, то ему как наиболее грамотному, приходилось писать т.н. «святые письма». Каждое из них заканчивалось так: «Перепиши двенадцать раз и по одному передай другому». В этих письмах старались указать ближайшую дату конца света (как это было, например, в 1953 году), а если конец света почему-то не наступал в назначенный день - то дату переносили. Здесь сразу вспоминаются «пророчества» о конце света в секте адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Иеговы. Причем неоднократные предсказания этого конца, который переносился с регулярным постоянством (эсхатологическая ересь).
Люди, не из окружения его последователей, вспоминали, что на Херувимской Леонтий подлаивал, а порой ему становилось на ней плохо. Тем не менее в 1969г. он, зайдя в пономарку во время богослужения, стал свидетелем разговора двух священников: «А правда ли про Леонтия говорят, что он Бог?» Ничтоже сумняшеся, Леонтий бесцеремонно заявил: «Все знают, что я Бог. Это только вы не знаете» (Из книги по экспертному заключению Комиссии «Из мертвых идолов на землю падал тлен», с.53).
В их секте есть свои «апостолы», «жены-мироносицы», «небесные чины». Была и «богородица» - некто Александра Наумова (с.35).
Есть свидетельства о блудных соитиях у «леонтиевцев», которые позже подтвердила Комиссия (с.24, 26).
Где бы «старец» ни находился, его в обязательном порядке сопровождали молодые девушки-сектантки, его последовательницы, которые должны были мыть ему ноги. Грязная вода сливалась в отдельную посуду и считалась у сектантов освященной. Ею умывались, использовали как лекарство от болячек, кропили помещения (с.22).
Вот некоторые моменты леонтиевских ритуалов в среде его последователей:
- при словах священника на богослужении «Мир всем», сектанты складывают руки вверх ладонями, а затем демонстративно умываются этой благодатью (на манер мусульманского намаза);
- надо носить на себе «ангельский пояс» (специальная веревка), за которую ангел вытащит тебя из ада после смерти;
- фотография Леонтия в обязательном порядке находится у последователей в общем иконостасе с другими образами.
Леонтий, уже будучи в пожилом возрасте, решил вспомнить молодость и наведался к некоей Марии Дрозд, которая когда-то попала из-за него в психбольницу. Женщина повела себя очень решительно, так что старцу пришлось ретироваться (с.56).
Умер «саваоф» в 1973г. Могила Леонтия находится в Ровно. Когда в 2000-х гг. сектанты пытались ее вскрыть и канонизировать «святого», то в яме никаких мощей не обнаружили, поскольку все сгнило. Тогда поспешно забросали землей могилу и договорились не предавать огласке эту неудачу.
То, что Леонтий Грицан был в глубочайшей прелести, сомнению не подлежит. Его последователи - это типичная мистическая секта, каких в XVII веке была масса, отпочковавшихся от беспоповских толков старообрядчества.
Сама прелесть, как известно, имеет два вида: первый вид состоит в том, что когда тот, кто молится, фантазирует и визуализирует силой своего воображения свои мечтания, взятые даже из Священного Писания, то в сущности, из-за своего падшего состояния, из-за честолюбия, гордости, заносчивости - сам себя обманывает. Святые Отцы категорически запрещают такой способ молитв, при котором есть представления и мечты. Обычно такой вид прелести постепенно ведет человека к суициду.
Второй вид прелести называется мнение. Это означает, что одержимый мнит, т.е. думает о себе, что он имеет много добродетелей и достоинств, переполнен дарами Святого Духа. Этот самообман, мысль о значимости самого себя, вытекает из неправильного понятия и ложного ощущения. Когда тот, кто молится, признает неправильные чувства за истинные и благодатные, то он приобретает соответствующие этим чувствам заблуждения. Потом эти ложные чувства усваиваются сердцем, и от неправильного подвига появляется самообман и бесовская прелесть, которая именуется «мнением». Человек, пропитанный этим видом прелести, высокомерен, горд, честолюбив, хотя для многих внешне видится скромным и смиренным.
Иоанн Береславский, Сергей Тороп, Порфирий Иванов, Ольга Асауляк, Юрий Кривоногов, Марина Цвигун, Надежда Антоненко и масса других наших доморощенных «пророков», «святых», «апостолов», «христов» и даже «саваофов» разлились сегодня по необъятным просторам страны, прельщая и соблазняя неискушенных наших сограждан подобием некой «духовности».
Искушение властью и авторитетом - то, что в психиатрии называется «комплексом спасителя» - сегодня достаточно распространенное явление, связанное в определенной мере с инфантильностью и слабоволием многих верующих, которые хотят свои духовные немощи переложить на плечи кого-нибудь, освобождаясь от ответственности за них перед Богом.
Если «монастырский» принцип духовничества проявляется в миру, то получается такая картина: около «пророка» формируется группа духовных чад; отныне решение всех вопросов личной и деловой жизни зависит от этой последней инстанции - благословения или запрещения. Он, как заботливый сват, подбирает молодым людям будущих супруг и супругов, подсказывает в какие ВУЗы следует поступать старшеклассникам. Или не поступать вовсе. Может заставить уйти с работы, если она по каким-то причинам не устроила наставника, настоять на разводе в семье, «благословить» на принятие монашеского пострига. Запретить есть шоколад, мороженое, пить кофе или смотреть телепередачи даже познавательного характера. Может запретить обращаться к врачам даже в случае неотложной необходимости - поскольку «все в руках Божиих».
Так всегда формируется внутрицерковная или околоцерковная группировка с культом личности «старца», «пророка», «прозорливца» (хотя часто этооккультныевизионеры, ничего общего не имеющие с подлинной духовной жизнью). Такая группировка обычно враждебно и подозрительно настроена ко всему окружающему их: к светской культуре, к другим «не своим» верующим, к священникам и епископам.
Структура таких группировок чисто сектантская, с тревожным эсхатологическим ожиданием, потому что все жизненные процессы им кажутся апостасийными.
В XVII веке было множество беспоповских толков, трансформировавшихся в мистические секты по аналогии с «леонтиевцами», с такой же претензией на истину в последней инстанции в лице своих «христов», «богородиц», «кормчих», «корабельщиков»: прыгуны, дырники, адамиты, бегуны, запощеванцы, аристовцы, немоляки, голбешники, рябиновцы, небрачники, беседники, лучинковцы, новожены, сусловцы, телеши, перемазанцы, хлысты, нетовцы, скопцы, пасхальники, спасовцы, шалопуты и проч., и проч.
Прием подделки под Православие не нов. Дьявол испокон веков приятно прельщал верующих, принимая облик ангела света. О том, как убежать этих козней, верующие узнавали из «Добротолюбия» и других творений Свв. Отцов. Но даже неискушенные в богословии люди, не выходя из послушания Матери-Церкви, твердо знали, как избежать лукавых искушений. Однако сейчас, когда мы переживаем духовые последствия расцерковления православного народа, когда дан большой простор для фальсификации духовности, исстрадавшаяся в безверии душа перестала отличать тьму от света, считая, что безусловно хорошо все, где идет речь о чудесном, магическом, «духовном».
На авторитете Православия, духовном невежестве и беспечности людей паразитирует сегодня великое множество проходимцев, стремящихся в лидеры на рынке мистических услуг - от мелких колдунов-жуликов, вроде «мудрых жермен», «прорицательниц серафим», «ворожей алис», «ведуний ирин» и проч., до дипломированных оккультистов особого посвящения.
О нашем лукавом времени в Писании сказано: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4: 3-4).
Сегодня мы все это видим воочию.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор Киевской духовной академии