О VIII республиканских педагогических чтениях, посвященных Василию Сухомлинскому 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О VIII республиканских педагогических чтениях, посвященных Василию Сухомлинскому

Владимир  Шкляев, Русская народная линия

15.12.2015

Воспитываться в моральном климате памяти

Под таким девизом в поселке Ува Удмуртской республики прошли недавно 8-е республиканские педагогические чтения. Они были посвящены творческому наследию выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского, который после фронтового ранения работал директором школы в этом поселке. В чтениях участвовали не только учителя, но и университетские ученые, студенты, УРА «Родительская забота», Миссионерский отдел Ижевской и Удмуртской митрополии. В средней школе № 2 создан единственный в России музей имени В.А.Сухомлинского. Учителя и старшеклассники под руководством Натальи Павловны Годяевой, педагога Божией милостью, ежегодно проводят до ста различных встреч с людьми из разных мест России. Музей поддерживает тесную связь с украинской Павлышской школой, с родственниками В.А.Сухомлинского. Все педагогическое творчество великого педагога основано на жертвенной любви к людям, и эту любовь учителя старались взращивать в своих учениках. В его трудах не найти слова «Бог», но Божественная Христова любовь растворена в каждой его строке, в каждом школьном деле. В России, по слову приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева), большинство людей, даже считающих себя не церковными, в решающих случаях поступают вполне православно. Если вникнуть в работу современных учителей, особенно в провинции, то становится очевидным: российские учителя - это та сила, которая на корню губит сорняки буржуазных школьных реформ. Поселок Ува - советский рабочий поселок с населением мене 20 тысяч жителей. Но здесь построено уже четыре православных храма и строится пятый.

Доклад сотрудника Миссионерского отдела В.В.Шкляева.

Гипноз всеобщего обучения

 

                                                                 Пустите детей приходить ко Мне

                                                                  и не препятствуйте им, ибо таковых

                                                                  есть Царствие Божие. (Мк. 10:13-16).

                                                                      

                                                                 В книге К.Льюиса «Письма Баламута»

                                                                  от имени беса говорится: «Поскольку

                                                                  мы не можем обманывать все челове-

                                                                  чество во все времена, очень важно от-

                                                                  делить каждое поколение от предыду-

                                                                  щих и последующих...  

                                                                  Великие ученые сейчас так же мало

                                                                  питаются прошлым, как и самый не-

                                                                  вежественный мастеровой, считающий,

                                                                  что «в старину была одна ерунда».                                                             

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, свыше 25 лет преподававший в гимназии, говорил: «Нет, современная школа не дает познания воли Бога живаго. Не дает и понимания того, как жить по вере и творить добро. Не отвечает ни на основной мировой вопрос о том, что есть истина, ни на насущный жизненный вопрос о том, как жить.... Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, существенно нужное для ученика в его положении».

Процесс непомерной информатизации образования вполне оформился во второй половине ХХ века. Известный отечественный психолог А.Леонтьев утверждал, что образование в ХХ веке есть процесс обогащения информацией при обнищании души. Уже очень давно известна истина - ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Напомним, что слово «сердце» в Библии встречается свыше 700 раз, а слово «мозг» - лишь два раза. От передозировки информации зависает даже компьютер, и перегруженная память вовсе ничего не гарантирует. Наоборот: «много будешь знать  - скоро состаришься». 

Мы пришли работать в школу в конце 60-х годов, когда на  многочисленных совещаниях повторялось имя В.А.Сухомлинского. Но на деле в большинстве своем учителя не читали его книг и не использовали его опыт, который опирается на тысячелетнюю евангельскую традицию. Весь этот опыт был направлен на то, чтобы в первую очередь воспитать хорошего, доброго человека, живущего по совести. В последние десятилетия это отступление от нашей традиции под давлением Минобраза России, работающего по указке разных Соросов, приняло катастрофические размеры. Весной 2015 года на одном из совещаний по вопросу семейного и полового воспитания, проводившемся на уровне республики, некая НКО раздала участникам презервативы! А школьная театральная группа показала постановку, сводящуюся к тому, что дети сами должны решать эти интимные вопросы посредством опыта и противозачаточных средств. Напомню, что планировал в еще 1938 году Гитлер для России: «Должны быть использованы пресса, радио, кино, а также брошюры, буклеты и лекции, чтобы распространить в русской популяции идею, что вредно иметь несколько детей. Мы должны указывать на расходы, которые приносят дети, и на хорошие вещи, которые люди могли бы иметь на деньги, потраченные на детей. Мы должны намекать на опасность рождения детей для здоровья женщины. Параллельно этой пропаганде должна быть запущена широкомасштабная пропаганда в пользу противозачаточных средств.... Нельзя преследовать ни распространение и производство противозачаточных средств, ни аборты». Кроме того, Гитлер планировал, чтобы в покоренной России на каждой остановке продавалось спиртное и табак, всегда звучала громкая музыка, не позволяющая человеку задуматься, устраивались бы разные веселые конкурсы и развлечения, была бы открыта сеть публичных домов.  Как видим, сегодня эта гитлеровская разработка уже внедрилась в сознание и быт нашего народа.

В школе В.А.Сухомлинского эта тема тактично прорабатывалась с родителями и старшими школьниками с привлечением врачей. Для старшеклассников предлагались книги, которые они могли почитать без свидетелей и даже унести домой. Делалось все, чтобы не нанести вреда целомудренному мировоззрению подрастающего поколения.

Большинство учителей в России не приемлет сердцем искусственно навязываемых сверху буржуазных западных реформ  образования. Многие сознательно или инстинктивно обращаются к Первоисточникам: Евангелию, Домострою, трудам отечественных педагогов, народной мудрости.  Но их прочтение должно быть не буквальным, а духовным, ибо сказано в Евангелии: «Буква убивает, а Дух животворит».  Наша историческая традиция, основанная на Евангелии, должна стать своеобразным «антивирусом Касперского» во всех вопросах нашей жизни. Вспомним для примера основные принципы создания православной семьи.                     

Русский человек всегда видел в любви не просто обладание, но и высшее духовное единение. «Где любовь - тут и Бог». «Где совестно - там и любовно». «Пол» по-старославянски значит «берег». Создавая семью, освящая брак в Церкви, русский человек делал это столь же прочно, насколько прочно стоят берега реки, стремясь достигнуть высокой степени духовного, душевного и телесного единения. Река не бывает с одним берегом, - так и то, что сочетал Бог, человеку разделять нельзя. «Первая жена от Бога, вторая - от человека, третья - от черта», - говорили русские. Именно по этой причине старику из сказки о рыбаке и рыбке и в голову не пришло попросить у золотой рыбки заменить ему злую старуху на добрую. А нам это уже трудно понять. 

Брак начинался всегда с длительного знакомства семьями - ведь вокруг молодых завязывают отношения как минимум четыре взрослых человека, и они должны быть друг другу не в тягость, иначе в том месте, где хотя бы у одного из четырех взрослых возникнут натянутые отношения с кем-либо из семьи, контакт, что называется, будет «греться». Этого старались заранее избегать: лучше не строить никаких отношений, чем заведомо напряженные.

Длительное знакомство могло привести к сватовству, и если оно оказывалось удачным, то в храме совершался чин обручения, когда молодые обменивались кольцами и их объявляли перед Богом и людьми женихом и невестой. В этом состоянии потенциальная семья пребывала от нескольких месяцев до нескольких лет. Отношения немного раскрепощались, но не более того. Добрачные половые отношения категорически запрещались и запрещаются Церковью - это смертный грех, именуемый блудом. «Не бери жену богатую, бери непочатую» - до середины прошлого века это было всеобщим правилом. Нарушение этого закона наказывается в наши дни так же, как и тогда: неполноценная жена рожает неполноценных детей - это подтверждают ныне в родильных домах. В православной традиции браки заключались не по признакам т. н. «сексапильности», а по духовному и душевному единению. Православная традиция всегда сохраняла истину, что от блуда рождаются ублюдки. Семья, начавшаяся с блуда, как правило, и заканчивается блудом. Жених и невеста не обязательно должны были пожениться, можно было, пока еще не поздно, и прекратить отношения, но это случалось нечасто.

Если же брак созревал, то он завершался венчанием в церкви и свадебным обрядом, проводившимся по полному или краткому чину. Венчание совершается в храме священником только в понедельник, среду, пятницу и воскресенье, чтобы брачная ночь не пришлась на постный день (четыре больших поста, среда и пятница каждой недели). Не венчают под воскресные и праздничные дни. В эти дни положено супружеское воздержание. Грех - то есть нарушение Закона Божия - в эти дни совершаемый, также плохо отражается на супругах и детях. Зачастую мы удивляемся, что в одной и той же семье, от одних и тех же родителей рождаются совершенно разные дети. Где одному везет - другой терпит скорби. Может, он зачат в постный день, а они об этом и не подозревают...  Венчание в храме соединяет с Божией помощью сердца молодых и дает Благословение семье.  Муж обязуется любить жену, как «Христос возлюбил Церковь», то есть даже до смерти быть ей верным и не пожалеть жизни своей за нее; жена обязуется «бояться» (слушаться) мужа во всем. Это не потому, что она слабее или глупее, но потому, что в семье должен быть один лидер, а не два. Если жена умная, она тем более исполняет это правило, жертвуя на алтарь семьи часть своей воли.

Народный идеал - добрая жена и  крепкая,  дружная семья. «Доброю женою и муж честен», «Не ищи красоты - ищи доброты», «С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне» - говорили о добрых семьях. Перед венчанием было принято готовиться постом и молитвой к исповеди и причащению и чистыми идти под венец. Сегодня во время венчаний в храме случаются искушения: женихи и невесты слабеют, иные падают в обморок. Причина в формальном подходе к венчанию: не очистились от грехов и поэтому не в силах устоять на ногах под давлением духов злобы.

Из храма свадьба отправляется к застолью через дома родственников. Эта стадия требует отдельного описания, скажу только, что постыдным считалось быть на свадьбе пьяным, а молодые накануне брачной ночи не пили ничего. Остальное можно прочитать в «Домострое».

Читая церковный устав, «Домострой», осознаешь, как далеко мы отошли от правил жизни тысячелетней православной культуры. Что же делать, если уже есть семья, а брака церковного нет? Молиться друг за друга, взяв благословение у священника, чтобы Господь помог обвенчаться и освятить этим семью и детей. Это не поздно сделать в любом возрасте - «любви все возрасты покорны». Венчаются и глубокие старики, прожившие совместно по 50 - 60 лет.

Традиционно православие во все времена видело в воспитании и образовании две стороны единого процесса. Смысл образования содержится в самом слове - он состоит в раскрытии Образа Божия в человеке. Образ Божий формируется посредством вос-питания.

Учитель питает ученика знаниями: во-первых - о Боге; во-вторых - о Его высшем творении - человеке; в-третьих - о сотворенном космосе. И учит его упорно и целеустремленно трудиться, развивая данные ему Богом способности.  В своем современном состоянии система образования лишь перегружает память учеников фрагментарной информацией о физическом мире, ничего не сообщая им о самом важном. И наши ученики, подобно отработавшим компьютерам, безвременно отправляются на кладбище. В Х1Х веке был такой предмет - словесность. Как только из него убрали стержень - Слово Божие - словесность распалась на язык и литературу. В отрыве от Слова они быстро деградировали до их современного состояния, когда о словесности пушкинского масштаба мы можем только мечтать. Выстроить и выправить свою жизнь по тысячелетним правилам православной русской культуры - это значит вновь стать русским. Более того - чадом Божиим. К этому призывает нас св. Апостол и евангелист Иоанн:

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 12, 13).

РS.  За 25 лет пребывания в Церкви мы убедились, что жизнь регулярных прихожан устраивается не так, как в миру. Большие дружные семьи, нормальная продолжительность жизни, верные любящие супруги, послушные здоровые дети, отсутствие разводов и самоубийств, почти полное отсутствие наркомании, сравнительно  редкие случаи пьянства, с которыми люди борются и побеждают. Церковная семья по-прежнему остается райским местом на земле. И этот опыт необходимо вновь сделать всеобщим достоянием.

 

 

ЧтенияЧтенияЧтения

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме