В одной из своих лекций в информационно-просветительском Центре «Надежда» в Киево-Печерской Лавре профессор богословия Виктор Михайлович Чернышев, филолог по первому образованию, вновь вернулся к актуальной теме свободы, т.е. праву принимать решения исходя из внутренних побуждений
Пусть я убога, но я у Бога!
Марина Цветаева
Сам Христос сказал: «Я хлеб жизни, сошедший с небес» (Мф. 6:41, Ин. 6:48). Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Поскольку Слово - одно из имен Бога, то слово содержит в себе творческий аспект: им можно созидать, но можно, к сожалению, и губить. Слово Божье, растворенное верой, приносит нам подлинную свободу.
Для того чтобы использовать своё право на свободу - необходима определённая культура, дабы не обидеть этой свободой ближнего. Ведь дружба с миром есть вражда с Богом. Человек потому раб страстей, что страсти не его. Они чужды для Духа. Как некие паразиты, вцепившиеся и сосущие нас. Грех нас «пригвождает» и делается господином души.
Как мы уже говорили, либерализм понимает под свободой оправдание страстей и потому неизбежно приводит ко вседозволенности. На самом деле началом освобождения человека является его осознание себя рабом Божиим! Это когда раб греха, живущий страстями, становится рабом Бога и тем самым обретает свободу. Потому что свобода неразлучна с Истиной. Неслучайно сам Христос сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Рабство Божие - это выкуп человека из рабства греха с тем, чтобы даровать ему подлинную свободу, а затем и сыновство Божие. Свобода - это освобождение сердца от всего чужого. Это льющийся из вечности свет. Это выход из тварного, опредмеченного страстного состояния и приобщение к Божественному совершенству.
Киники, стоики, буддисты по-разному относятся к свободе. Киники - через насмешку, стоики - через гордое презрение, буддисты - через уничтожение всякого желания. Но это свобода... смерти. Киники разрушали традиции, этику, позволяли человеку делать постыдные вещи. Диоген, когда заболел лихорадкой и вместо куража лязгал зубами - он понял, что душа связана с плотью.
Стоики в себе воплотили безумие гордых и осудили мир, как недостойный их. Они заперлись в «башне из слоновой кости «, презирая людей и жизнь. Они не отвечают на оскорбления, т.к. считают унизительным обращать лай на свору собак. Божества для стоиков нет, т.к. такую скверную, как этот мир картину, не мог написать великий художник. Они пользуются учением о неких высших духах - логосах, и об энергетических элементах, порождающих нашу материальную, по сути никому ненужную жизнь. Эпикурейская свобода - «я наслаждаюсь ячменной похлёбкой», т.е. малым. Но поиски наслаждения во всём не могли удовлетвориться тюремным пайком, а выродились в гедонизм, где желания отнимают у человека свободу и делают его рабом.
В буддизме мы видим свободу от всякого психического содержания, т.е. уничтожение всяких желаний. «Танха» - желание - это причина всех наших страданий. Мы страдаем от нереализованных желаний, а на смену исполненному желанию приходит новое. По сути буддизм - это внутренняя эмиграция. Нирвана - это конечное состояние к которому устремлен буддист. Это искусство создавать психический вакуум и угашать в себе сознание, как бы проваливаясь в бездонную пустоту. Это свобода от самого себя, как индивидуума.
О свободе революционной мы уже говорили - это свобода дьявола. В результате первой революции и произошла вселенская катастрофа. Грех - это внутренняя революция против собственной совести, желание отделиться от неё, разрушить и растоптать. Возьмём слово «бездна» - без дна! Падение сатаны - это, заметьте, тоже полёт... У Иова сказано: «Пал денница, сын зари, на Север». Север у нас ассоциируется с холодом, тьмой, внутренним неустройством.
Разновидностью порочной свободы есть сквернословие, загрязняющее наши улицы, дома, подобно прорвавшей канализации. Это интеллектуальное зловоние звучит как клеймо - попытка низших душ уравнять себя с теми, кто выше их. Убить в себе собственное духовное достоинство, заключающееся в умении уважать другого человека. Часто в скверной брани упоминается имя Бога. В сквернословии человек освобождается от стыда и в этом он видит свободу...
А ведь, как мы уже сказали, Слово - одно из Имён Бога. Слово искусство напоминает творческим людям о том, что они как никто другой находятся близко к искушениям. Следовательно, им надо пребывать в душевной трезвости.
Слово вдохновение: Господь как бы вдохнул, вдунул «и стал человек душой живой» (Быт. 2:7). Звук, буква, глина не может одушевляться без участия Творца, Духа Святого. Отсюда вдохновение.
Возьмём призвание - это призыв: не пытайтесь делать всё, а только то, к чему призывает Бог.
Правитель - тот, кто призван вести вверенный ему народ по правильному спасительному пути. Следовательно, у нас не все - правители, а чаще всего «кривители».
Событие - некое происшествие, значимостью и масштабом отличающееся от серой повседневности. Это причастность к чему-либо, что сделало это происшествие знаковым, т.е. со-бытием.
Убогость - это не ущербность с точки зрения православного начала, в том числе физическая. «Я не от мира сего» (Иоанн. 8:23), - сказал Господь. То, что в миру - клеймо, перед очами Божиими - высшая добродетель. «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Коринф. 3:19). «Не бойся богатого грозы, а убогого слезы» - гласит пословица. Или вспомним строку из Марины Цветаевой: «Пусть я убога, но я у Бога!»
Славяне - это люди, одарённые особым даром слова. Ни у одного народа в мире нет такой великой, богатой литературы, каковой является русская словесность: язык Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. У нас литература называется словестностью, от слова. А не от «литера» - буква.
Образование - от образа, иконы. Мы являемся первой иконой, ибо мы - образ Божий.
Безобразие - потеря образа Божьего. Образ стремится к тому первообразу, каким он был в Эдемском Саду.
Наказание - это отдание наказа. Не потому ли такие люди как Сталин, Наполеон ассоциируются у нас с «личностью»?.. В то время как личности - это носители Лика. Это святые!
Слово бомж, неверное, по своей сути, не стоит так говорить. Есть хорошие слова бедолага, горемыка. Ведь в народе говорят, что от сумы да тюрьмы не зарекайся.
Скверные слова - это наросты в языке, подменяющие нашу свободу. Искажение языка - это позорное свидетельство отпадения русского человека от Бога. Это пребывание в несвободе. После переворота 1917 года присваивались такие сконструированные имена как Вилен (В.И.Лен-ин), Марлен (Мар-кс и Лен-ин), Дазрдраперва (да здра-вствует перв-ое мая), Уюрвкос (у-ра! Юр-а в кос-мосе).
Это новояз нашего времени: бабки, байк, башлять, бойфренд, гейклуб, ксимник, ништяк, лейбл, пиарить, пофигист. Это слова-уродцы: «кофехаус» вместо чайной, «фейсконтроль», «дрескод», «топ-менеджер» (куда он топает?), «спонсор» всегда был благодетелем. Люди сейчас не общаются, а «чатаются» в «сетях»... Ходят не в магазин, а на «шопинг». И образ свой создают с помощью «имиджмейкера». Все эти слова - смердяковы от языка. Это когда терпимость называют «толерантностью», преимущество - «преференцией», разногласие «плюрализмом», соглашение «консенсусом». Испытывать кураж - это по-нынешнему «драйв». Музыка к кинофильму - это «саундтрэк». А фильмы и вовсе уже не картины, а «блокбастеры» или «римэйки». Конечно, ведь кинопробы давно заменили «кастингами»... Это крепко отдаёт холуйством!
Мат - нецензурные выражения - вызывает мутации, ведущие к вырождению человека. Ученые утверждают, что любое произнесённое слово, есть не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая не только на нас, но и на жизнь наших потомков. Возьмем бранное слово «сволочь» - это когда мусор сволакивают в кучи и затем выбрасывают за порог жилища. Для верующего духовный дом - это храм. А вечное жилище - это Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» - это пожелание другому человеку, чтобы он был лишен своего дома, выброшен из вечного жилища, как мусор и отрепье. Как в Евангельской притче хозяин приказал рабам выбросить недостойного гостя за порог, в ночную тьму. Поэтому, в мистическом плане, «сволочь» означает - недостойный спасения, изгнанный или выброшенный вон. Или, к примеру, другое - «подлец»: низкий, ползающий, находящийся под ногами. Это образ демона, который в преисподней - он «под всеми». Это образ змея, который «подлез» к нашим праотцам и их искусил. Этим словом мы стремимся уподобить человека змею, чтобы он находился в глубине преисподней, подлез так, чтобы быть под всеми.
Не случайно в церковно-славянском языке слова язык и народ - это одно и то же. Каков язык, таков и народ. Грешники, для кого родным является ругательный псевдоязык, становятся псевдонародом. Именно эта общность первой и поклонится псевдоспасителю - антихристу. Апостол Павел сказал: «Вы искуплены дорогой ценой - не будьте рабами».
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия