Доктрина русского мира: 6 лет скитаний и неизбежность обновления

Бывший СССР 
0
1090
Время на чтение 11 минут

6 лет назад, в ноябре 2009 года, Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх всея Руси Кирилл провозгласил доктрину русского мира, ставшую в России официальной. Что изменилось с тех в жизни русского народа и русского мира? Прошедшие недавно очередные празднование Дня народного единства, Ассамблея Русского мира и Всемирный Русский Народный Собор наводят на серьёзные размышления. Данные формы сыграли и продолжают играть важную роль в консолидации русского народа и в повороте государственной идеологии в сторону русских. Но вместе с тем, очевидно, что кардинальные вопросы жизни русских они решить и даже поставить не могут. Причина как в их теоретическом содержании, таки в практической реализации, точнее не реализации. Непростую судьбы доктрины переживаем и мы, сознательные русские люди, поэтому не можем не видеть её недостатков и необходимости перезагрузки.

Насколько реален «русский мир»? Ровно настолько, насколько реальна русская нация. «Русский мир» в расхожем варианте, употребляемом в СМИ, является эвфемизмом, лишённым точного объема, с подвижными границами, и поэтому легко превращается в идеологический стереотип, в том числе, и с негативным переносным и ироническим смыслом, что делает его обоюдоострым инструментом идеологической работы. Смысл эвфемизма приспособлен под корпоративные нужды. Надо признать, что популярность идеи русского мира вряд ли выходит за пределы большой русской нации, ибо другим народам идентичность другой нации не нужна, какой бы великой она не была. Пытаясь неясностью формулировки русского мира усыпить бдительность ограниченных и расчётливо эгоистичных соседей, поддавшихся на уловку своего узкого национализма в расчете поживиться с русских, мы убаюкиваем только самих себя, но отнюдь не этих расчетливых приземлённых простаков, смачно жующих в своих гоголевских мазанках, которые уж точно знают, что с русских можно содрать три шкуры.

Эвфемизмы, конечно, тоже нужны в идейной борьбе, но реальную стратегию и политику лучше строить на твёрдом фундаменте научного понимания и здравого смысла. Таковым может быть только понятие нации, чётко определяющей, кто в неё входит, независимо от несправедливо проведённых границ и навязанных самонаименований. Тогда многое встанет на свои места, например, понятно, что ключевой вопрос для русского мира, украинский вопрос, должен быть решён путём отделения русской части юго-востока и Левого берега и создания там русского государства с перспективой воссоединения с Россией. Затем реальный, а не мифический русский мир уже планомерно распространён на центр и запад. Пытаясь же говорить с Украиной как целым, Вы получите русофобское государство вместо «братского», хотя Вы и объявите его исконной частью русского мира, даже колыбелью.

Сироты русского мира. Теперь о практической стороне русского мира, которая, очевидно, более важна, чем доктрина, какая бы удачная или не очень удачная она ни была. За примерами далеко ходить не надо. Русские без российского паспорта до сих пор чужие в своём государстве и вынуждены отчаянно пробиваться через рогатки миграционного законодательства и миграционной практики. Даже получение российского гражданства не гарантирует прав, если некуда прописаться. Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем русскому из-за рубежа получить российский паспорт, да что там паспорт, даже вид на жительство, если он не имеет каких-то особых прав. Это судьба настигла волну политэмигрантов с Украины, которые боролись там за русский мир во время Майдана и русской весны 2014 года. И обращений их на эти темы нет числа, в том числе и ко мне лично. Хотя речь идёт, может быть, не о такой уж отягчающе большой для России группе, всего в тысяч десять соотечественников. Речь о принципиальной политике, которая, увы, кардинально не меняется, с 1990-х годов. Смысл её в том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, а закон одинаков для всех иностранцев. Казалось бы, категория соотечественников провозглашена, созданы программы их переселения, но попасть в них сложно, и сами объединения носят формальный характер. Русские - разъединённый народ, десятки миллионов живут за границами России, в том числе и компактно, часто вопреки своей воле, и даже не имеют права на своё название-этноним. Объединение русского народа не происходит, да и задача такая формально не ставится не то что государством, но и политиками и партиями. Существование в разных государствах считается теперь нормой и, видимо, судьбой русских.

Что такое русские? С точки зрения науки это нация, причем одна из крупнейших, насчитывающая по моим подсчётам около 170-180 миллионов человек. Правда, в Российской Федерации нацией официально считается российская нация, включающая все народы России, но не учитывающая русских и иных соотечественников в других государствах, то есть фактически доктрина российской нации закрепляет разделение русского народа. Около 90% российской нации составляют русские, входящие в состав большой русской нации. Это позволяет говорить об одном и том же объёме понятия внутри страны. Всё вроде бы хорошо, и единство внутри России, и название! Если бы не соотечественники за рубежом, коих не мало, и не сбросишь со счетов.

Русских по ошибке или по злому умыслу считают великороссами, хотя русская нация уже давно переросла границы великорусской народности, переплавившейся в горниле XX века вместе с традиционной аграрной цивилизацией, и включила в себя значительные группы украинцев, почти всех белорусов, большую часть финно-угорских народов и ряд диаспор. Попытка подхода с точки зрения гражданской или политической нации, зацикленной на оторванное от остальных частей русского народа государство, является фатальной теоретической и практической ошибкой, подсказанной архитекторами перестройки и ельцинско-гайдаровских реформ с явно вашингтонских рекомендаций. Это подобие мины, заложенной большевиками при создании УССР и БССР, сведение русского народа к усечённым границам Российской Федерации. Смогла ли их перешагнуть доктрина русского мира? Если да, то это подобие культурно-этнографического туризма, за исключением короткого эпизода русской весны, в общем-то, темы самостоятельной.

Доктрина триединства: если мы говорим о трёх братских народах, то мы и будем иметь соответственно три разных народа, а не один. Сторонники доктрины русского мира любят говорить о триедином русском народе в составе русских, украинцев и белорусов, считая это простой и ясной формулой единства восточных славян. При этом ссылаются якобы на прочную историческую базу, которая в действительности не так уж прочна и обширна. Древнерусская народность охватывала всего лишь Левобережную Украину и Поднепровье, а также часть социальной верхушки в разных восточнославянских землях. На деле триединство - подчас пустая декларация, выдающая желаемое за действительное, которое не хотелось бы видеть во время торжественных собраний! Но, тем хуже бывает похмелье!

Так чего же мы хотим на самом деле: единства в рамках одной русской нации или наличия трёх братских народов? Если мы говорим о трёх народах, то мы и будем иметь соответственно три разных народа, имеющих претензии друг к другу и живущих отдельно, как и остальные тоже «братские славянские народы», например южных или западных славян. Объединиться в одно государство? Так ведь потом опять оно может развалиться, как уже случилось с СССР. А если мы будем говорить об одной русской нации, то мы и получим, в конце концов, единую русскую нацию, пусть и не все в неё войдут, и не сразу. Или - или, но «три в одном» в таком вопросе вряд ли возможно. Фактически речь идёт о реальных, а не мифических русских. Во всяком случае, практические наблюдения подтверждают это. Но, похоже, в реальной политике русского мира и соотечественников объединение русского народа выносится за скобки. В действительности триединая формула давно устарела. Она была своевременной в эпоху конца XIX-начала XX века, когда ещё сохранялись со времён позднего средневековья три крупные русские народности: великороссов, малороссов и белорусов и ряд более мелких русских народностей и групп. Они не были ещё единой нацией, её формирование только началось. Просто они имели один этноним русские и принадлежали к одной восточнославянской ветви, имели общие связи, языковые и культурные традиции в верхних слоях общества. Но языки у них в основной массе населения были разные. Не было единой народности Руси в объёме восточнославянских земель, это легко разрушаемый миф. Как мы видим, формула триединства легко сочеталась с развалом Российской империи в 1917 году, когда сначала Украина получила автономию, а потом и государственность в лице УНР, так что и УССР большевики уже стоили не на пустом месте, зачем-то приписав к ней Донбасс. С тех пор утекло много воды, и единство всех восточных славян растёт не в прошлом, а в будущее. Украинцы создали собственную нацию, украиноязычная, по крайней мере, часть которой не считает себя русскими. Да, есть украинская нация, ничего не поделаешь, хотя и её границы намного теснее границ Украины, и многие украинцы стали фактически русскими. А где русская нация на Украине? Есть ли она, или некий единый народ? До сих пор внятной позиций мы не услышали, хотя справедливости ради отметим, что на пике русской весны, всё русские в Новороссии были названы своим именем, но ненадолго.

Белорусы, несмотря на 80% и более господства русского языка тоже считают себя другим народом, причем особая белорусская идентичность, отличная от общерусской, внедряется братским режимом. Ситуация весны 2014 года с Новороссией, видимо, была всерьёз воспринята Лукашенко так, что Белоруссия может пойти по пути Новороссии и перестанет быть королевством одной из трёх народностей. Это следствие разделяющей политики «трёх братских народов», причём в данной формуле понятие «братские» является условным, и ни к чему не обязывающим, ибо, как известно, и родные братья иногда враждуют друг с другом. Пользуясь формулой трёх народов, большевики и внедрили три разные национальные проекты. Является ли «Русский мир» нацией в трактовке авторов и администраторов этой доктрины? Вряд ли.

Формула «мы один народ» не работает, если нет строительства одной нации. Формула «мы один народ» не работает, если часть его не хочет этого, и если нет строительства одной нации, а речь идёт либо о так называемом «суперэтносе», либо о цивилизации. Конечно, весьма отрадно, что есть такая форма признания русскости в её широком значении в государственной и общественной жизни России, а то ведь мы были лишены и её в 1990-е годы! Но надо признать, что многие из этих официальных мер были ответом на рост национальной протестной активности русского народа в конце 1990-х его интеллигенции, а также национального сознания русской молодёжи, пусть нередко и в искажённой форме, которые трудно было игнорировать. Фактически речь идёт не о стратегии собирания, а о некоей идеологической игре на национальном, культурном и геополитическом поле, в которой «русский мир» - одна их карт не самого верхнего эшелона, и его цель скрыть национальную тему как опасную и неудобную и отложить решение русского вопроса до непонятных времён. Олигархии не нужна «русская тема» и активное русское большинство, с которым придётся считаться и делиться, но ради её «прикрытия» она готова на уступки, в том числе, и на легализации национального объединения и самосознания.

Вместе с «народностью», а не вместо «народности». Попытка отойти от темы нации с целью непонятного компромисса (с кем?...) являются глубоко ущербными и отталкивают нас в далёкое или недалёкое прошлое, ссылаясь на взятые с потолка рассуждения о якобы пагубности племенного сознания давно ушедших эстетствующих публицистов. Термин «народность», означающий национальность, со времён Уварова и Николая I, является неотъемлемой частью триады наряду с суверенной государственностью - Самодержавием - и истинной Верой - Православием. Вот какое триединство нам нужно! Основой государства должна быть нация, опирающаяся на Веру. Пытаясь заменить вопрос нации и её самосознания темой Православия, Вы тем самым подвергаете и его угрозе обмирщения и использования не по назначению, не для Спасения в Вере, а для национального и культурного строительства, что напоминало бы превращение последнего в идола. Православие не может быть «ведомством русского мира», тем более в его значении эвфемизма. Церковь вообще не может быть поставлена в один ряд с цивилизацией, нацией, государством, это явление иного, высшего порядка, хотя это и имело место в уваровской триаде, здесь уже вопрос о её историографической оценке.

Низкую эффективность существующей идеологии русского мира и удалённость её от реалий продемонстрировала национально-конфессиональная ситуация на Украине. Несмотря на активное продвижение доктрины русского мира таким авторитетным миссионером, как Патриарх Кирилл, данная доктрина встретила на Украине активный отпор националистов и не была воспринята даже большинством прихожан Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, по сути, отделённой частью одной поместной Церкви. Многие из клириков УПЦ МП восприняли её, но многие и старались её игнорировать либо из внутреннего неприятия, либо из соображений безопасности, либо, не желая вносить раздор в свою паству. Приведу собственный пример: в одном маленьком киевском приходе со мной вместе причащались как сторонники русского мира, так и украинские националисты по взглядам. Причём священник был русофилом, даже писавшим книги о церковном единстве с Россией. Рядовые же миряне центральных и западных областей Украины вообще в большинстве не восприняли доктрину русского мира всерьёз, не относя себя к русским как к нации. Иными словами, обойти национальный вопрос, опираясь на авторитет Церкви, не удалось, да и было бы странно, если бы это случилось.

Славянская евразийская цивилизация заметно шире, чем русский мир. Избегая говорить о нации, «русский мир» часто связывают с отдельной цивилизацией, оставляя за кадром жёсткие национальные рамки. В этом, собственно, и была главная «фишка. Мол, цивилизацию нельзя не принять, особенно, если её связывают с принадлежностью к Церкви. Да, русские, восточные славяне, россияне принадлежат к особой цивилизации, обладающей своими яркими особенностями типа человека. Но и здесь нас поджидает, к сожалению, неприятный сюрприз, аннулирующий эту широкую объединительную конструкцию. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эта цивилизация и этот тип человека характерны не только для русских или всех, кого можно записать в русский мир, но и многих из тех, кто в него заведомо не попадает в силу другой национальности и другого языка. А именно, южных славян Балкан, которых так любят упоминать сторонники русского мира, а также и те, кого они упоминают реже из-за принадлежности к другой конфессии, западных славян: поляков, чехов, словаков. А балты: литовцы и латыши? Ведь у них тот же похожий тип человека Восточной Европы, что и у нас, который христианская религия меняет, да сильно меняет, но не полностью и далеко не у всех. Да и похожая религия, несмотря на различия Православия и Католицизма. Не попадают в рамки русской цивилизации и православные греки, и грузины, которые согласно логике религиозной принадлежности, доминирующей у сторонников доктрины русского мира, также относятся к одной с нами православной цивилизации. (Хотя я всё же считаю, что они относятся к несколько иному типу человека, греки - к западному, а грузины к кавказскому). Большое количество людей в перечисленных странах не относятся к Церкви из-за атеизма и индифферентизма, но всё же являются носителями нашей цивилизации. В общем, с какой стороны не посмотри на доктрину цивилизации русского мира, будь то тип человека, будь то религия, всё равно русский мир оказывается намного уже наших реальных цивилизационных объёмов и задач, и не позволяет консолидировать многих наших цивилизационных союзников, будь то в Восточной Европе, будь то в Евразии. Цивилизацию всё же научно правильнее и геополитически дальновиднее определять не как «русский мир», хотя он, бесспорно, является наиболее прочным ядром и оплотом восточноевропейской цивилизации, а как восточноевропейско-евразийскую, с прицелом на славянский тип человека и близкие к нему восточноевропейские типы. От модели России как цивилизационного острова (затерянного русского мира «Остров Россия» - Русский мир), сложившейся на исходе «чёрного десятилетия», надо отходить, иначе она нас заведёт в необитаемые дебри и болота севера. Такими островами не были ни СССР с его коммунистической цивилизационной идеологией, ни Российская империя, ни Московское царство, ни империя ранних Рюриковичей. Соответственно, и идеологию русского мира нужно изменить, развернув вовне, лицом к миру и к правде, и к простым соотечественникам без денег и паспортов.

Границы России к концу третьего десятилетия нашего века должны быть приведены в соответствие с границами русского мира, а геополитический блок - в соответствие с границами восточноевропейской цивилизации. Позволю себе несколько практических рекомендаций. Первое, изменение миграционной политики на избирательную и дружественную именно к русским, нередко покидающим прежние места проживания не по своей воле. Это урок придётся пройти, как бы ни не хотелось кому-то. Российское гражданство должно быть доступно соотечественникам, даже всем украинцам, не входящим в русский ареал. Второе, формирование политики преобразования государств в интересах русского мира и их русской части в интересах воссоединения русского народа. Русские должны стать реальным государствообразующим народом в России и её окружении. Границы России к концу третьего десятилетия нашего века должны быть приведены в соответствие с границами русского мира, создав монолит. В-третьих, идеологии и политики всей Восточной Европы в соответствии с представлениями особой цивилизации, особенно, балкано-карпатской и дунайской части. При необходимости и здесь Россия должна руководствоваться не мнимой незыблемостью границ, режимов и устройства государств, повернувшихся к нам задом, и попавших под протекторат запада, а своими национальными интересами и логикой восточноевропейского типа человека, отличного от западного. Всё эти процессы должны быть доведены до конца в ближайшие десятилетия, при активной жизни наших поколений, иначе судьба народа и государства отдаётся на волю случая, а лучше сказать, врагов. Эвфемизм тогда наполнится реальным содержанием и превратится в геополитический объект.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: Доктрина русского мира: 6 лет скитаний и неизбежность обновления

Обратило на себя внимание значительное снижение уровня представительства органов власти РФ на последнем Всемирном русском народном соборе. Если ранее такие форумы посещались первыми лицами государства, то теперь уровень представительства, можно сказать, просто технический. Это очень знаковая тенденция. Предаются забвению и ползучей обструкции не только идеалы Русской весны, Русского мира, но теперь уже – значение и государствообразующая роль собственно русского народа. Думается, что тезисы выступления известного представителя «оппозиции Его Величества» - не просто пробный камень, а предполагаемый дискурс в формировании «национальной идеи» россиянского гос-ва, как обезличенной, подконтрольной истинному глобалистскому «суверену», сырьевой «державы» https://youtu.be/NGuV_KXEbSg
зиф / 16.11.2015, 17:36

6. 4. C.Д.Баранов

Уважаемый Сергей Дмитриевич! Согласен, что "цивилизация" - это больше, чем нация. Но, особенность Руси-России в том, что она не поддается классификации и универсализации. Разве можно мир в орбите России сравнить с Западом? Запад -энное количество государств, соответственно подтипов цивилизаций - англосаксы, германское направление, французское, испанское и т.д. С религиозной точки зрения эти подтипы объединены? Сложный вопрос. Католицизм, протестанство, англиканство и т.п. Плюс к этому сейчас - постхристиансво, т.е. антихристианство. Не случайно, что в Россию на подсознательном уровне стремятся многие думающие люди с Запада, потому как понимают, что Россия - другие, традиционные, ценности в отличие от Запада. Последнее относится к Вашему утверждению, что "русский мир как идеологема работает только на объёме русской нации, и малоэффективен за её пределами". Сегодня малоэффективен, но более эффективен, чем 10 лет назад, а через 10 лет, соразмерно своему слову традиционной цивилизации всему миру, будет более эффективен, чем сегодня. Стоит ли из сегодняшних трудностей и несправедливости, с которыми Вы сталкивались непосредственно, например, на Украине, делать столь уж далеко идущие выводы по "разведению" понятий "цивилизация", "русский мир" и "нация" для русских? Так вот. А Россия, в отличие от стран Запада, одна. И русский народ один, а не три, как Вы совершенно верно утверждаете. И Православие одно! И одно Православие не только для России, но и для всего мира. И эти истины призвана нести всему миру именно Россия, русский народ, Русский Мир. Я разделяю Ваше огорчение, что "усилия РПЦ по продвижению русско мира" не столь эффективны. В основном здесь объективные причины. Но мы-то с Вами свидетели хоть очень важного и концентрированного событиями времени, но с точки зрения развития цивилизаций всё-таки - это исторический миг. Перспективы - безграничны. Поэтому, русская нация, русский мир - и есть цивилизация. В отличие от Запада, например. И здесь нет никакой "замены", как Вы говорите, а только констатация факта. Вы говорите, что "русский мир стыдливое дополнение к русской нации"? Нет же! Русский мир духовное воплощение нации во всём мире и мiре. Извините за высокопарность, но, тоже факт. Я понимаю, что Вашим мыслям по "разведению" понятий можно найти некое основание у Данилевского насчет типов цивилизаций. Но путем цитат отдельных его мыслей, но не всей сути. Достоевский высочайше ценил наследие Данилевского, но с точки зрения базы для начала осмысления процессов. А всё наследие самого Достоевского в подтверждение - Русский Мир-цивилизация. Да и в частных вопросах, например, по Славянской цивилизации, приверженцем которой Вы являетесь, Вы найдете опровержение у Достоевского и Леонтьева. Местами - испепеляющая критика такого подхода. К сожалению, история учит, что для западного славянства "славянство" - пустой звук. Кроме, может, сербов. Последнее - это чисто моё мнение. Не пустой звук, а реальное воплощение, "славянское единство" получит только при развитии и укреплении русской цивилизации. Многие из них (славянских народов) смогут войти в орбиту русской цивилизации.
А.В. Сошенко / 16.11.2015, 13:52

5. Re: Доктрина русского мира: 6 лет скитаний и неизбежность обновления

Я не понимаю зачем нужен "Русский Мир" в таком виде в каком он есть. Вот Русская весна, до конца апреля 2014г. когда ее слили, понятно зачем была. У Русского мира нет твердой основы в виде русского государства. Индикатором этого факта является такая мелочь как: ...Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем русскому из-за рубежа получить российский паспорт, да что там паспорт, даже вид на жительство, если он не имеет каких-то особых прав.

Оказывается для РФ нет разницы между русскими и другими иностранцами. То есть по факту, а факты вещь упрямая, РФ не русских. Потому, что РФ не нуждается в Русском Мире и не является для него опорой. Следовательно, Русский Мир это некое сообщество любителей помечтать о том, как обустроить нам Россию. Сообщество, которое не может завоевать умы русских, потому что ничего не делает практически. Даже прикормленный РФ Лукашенко, неоднократно позволял себе негативные высказывания о Русском Мире. Есть Русский Мир или нет Русского Мира никому от этого ни жарко ни холодно и мало кто про него знает. Значит идея Русского Мира мертворожденная. А вот идея Русской Весны сразу захватила огромное количество русских людей и мгновенно сплотила народ. Потому, что идея лежала на поверхности, была всем понятна и даже не нуждалась в словесном оформлении,и тем самым была защищена от словоблудия. За что ее Русскую Весну и слили, что бы меньше хлопот было. Новое вино обязательно бы разорвало старые мехи (РФ со всеми ее прогнившими институтами).
Анатолий Пронин / 16.11.2015, 11:39

4. Ответ на 3., А.В. Сошенко:

Уважаемый Андрей Витальевич! Поясню свои идеи. Во-первых, русская нация (большая русская нация см. статьи на этом сайте по моей одноимённой книге) и русский ми - по составу и идентичности это одно. А наша цивилизация - другое. Так же, как запад как цивилизация - одно, а западные нации - другое. Русский мир как идеологема работает только на объёме русской нации, и малоэффективен за её пределами. По сути, он дополнение к русской нации, призванный её стыдливо заменить, подобно конструкту "россиян". Нужна ли нам такая замена? Во-вторых, наша цивилизация, я её определяю как восточно-европейскую, возникла задолго до русских, и задолго до Крещения Руси и Восточной Европы. Где-то 3 тыс. до.н.э. Это тип человека - комплексный. Православие сильно изменило его и закрепило особенности. Но его влияние было не таким, чтобы полностью сменить тип, это возможно только у святых подвижников. Византийские заимствования не так велики, Византия - это вариант западной цивилизации. Попытки свести нашу цивилизацию к Крещению не состоятельны. А нас цивилизация другая, на славянской базе, и народов по разным причинам близких к славянскому типу: славян, балтов, финнов, угров, румын и молдаван, а также тех евразийских народов, и только тех, которые приблизились к нашему типу, например, казанских татар. Так что в Евразии доминирует наша цивилизация. И в Восточной Европе. за пределами половины Украины и Белоруссии, и некоторых групп, нужно навязывать не русский мир, а восточно-европейскую цивилизацию со своим видением Христианства. В-третьих, я против туранизма и евразийства в смысле туранизма. Славянская цивилизация - вариант индоевропейской цивилизации, самостоятельный, как, например, Индия или Иран. В-четвёртых, я поддерживаю все усилия РПЦ по продвижению русского мира, но вынужден обратить внимание на неэффективность и недостаточность.
C.Д.Баранов / 16.11.2015, 10:12

3. Доктрина русского мира

Поднимаемые темы автором полезны. Большинство утверждений справедливы. Но... Многое из сказанного уводит в сторону. Не удивительно. Сейчас много мыслей и теорий (в основе которых, чаще, искренняя обеспокоенность), но уводящих от генеральной линии русского мира. "Православный социализм", "русский космизм", "евразийство"... - только некоторые примеры. Автор задается вопросом: "Насколько реален «русский мир»? Ровно настолько, насколько реальна русская нация. «Русский мир» в расхожем варианте, употребляемом в СМИ, является эвфемизмом". Ну как же так? Сама постановка вопроса некорректна. Русский мир - эвфемизм? Да вы что?! Правда, автор именно в этом месте, смягчает, говоря об эвфемизме "в расхожем смысле", "употребляемом СМИ". Так нужно добиваться отсутствия "расхожего смысла", а не ставить под сомнение метафизику. Я понимаю, что в своей статье местами автор и пытается найти пути перевода "расхожего смысла" в истинный смысл, но с утверждениями и определениями нужно быть внимательнее. Многие вопросы снялись бы сами собой, если бы автор внимательнее рассмотрел определение русской идентичности (нации по большому счету), данным ВРНС, не 6 летней давности, а более позднего. Только несколько цитат из Декларации русской идентичности ХVIII ВРНС: «Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции... В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же верно утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры...». Русский мир - все кто стоит на позициях Русской идеи, как на идее истинного развития мировой цивилизации и альтернативной «концепциям» «избранности и посвященности» и «золотого миллиарда». С чем в абсолютной степени согласен, так это с подменой "русской нации" на "россиянский народ" и понятия "единый русский народ" на "братство трех народов". Здесь - очень серьезные подмены, на которые автор обращает внимание. "Если мы говорим о трёх братских народах, то мы и будем иметь соответственно три разных народа, а не один... Попытка отойти от темы нации с целью непонятного компромисса (с кем?...) являются глубоко ущербными" - абсолютно верно. Сожалею лишь, что говоря об этих подменах и "компромиссах", автор предлагает другие, если не подмены, то смешивания вопросов. "Славянская евразийская цивилизация заметно шире, чем русский мир". Зачем на это концентрирует внимание автор? Ну, как бы не поспоришь с самим утверждением, но тема рассмотрения здесь "русская нация" и "русский мир". Здесь слышатся отголоски "евразизма","туранства". И чуть ниже находится подтверждение моего опасения. Вот оно в устах автора: "Цивилизацию всё же научно правильнее и геополитически дальновиднее определять не как «русский мир», хотя он, бесспорно, является наиболее прочным ядром и оплотом восточноевропейской цивилизации, а как восточноевропейско-евразийскую, с прицелом на славянский тип человека и близкие к нему восточноевропейские типы". Так в чем вообще озабоченность автора статьи? В русской нации, которой посвящена статья, или в "растворении" русских, как говорят многие "неоевразийцы" в новом "евразийском народе"? Если рассматривать последнюю приведенную цитату, то, что называется, приехали. Давайте всё-таки остановимся на русской нации, на проблемах мешающих ей, а не соскакивать при любых сложностях на другие понятия. Интересно, что дальше у автора? "В общем, с какой стороны не посмотри на доктрину цивилизации русского мира, будь то тип человека, будь то религия, всё равно русский мир оказывается намного УЖЕ наших реальных цивилизационных объёмов и задач, и не позволяет консолидировать многих наших цивилизационных союзников, будь то в Восточной Европе, будь то в Евразии". Во как! Причем это утверждение не является причинно-следственным из предыдущих размышлений автора. Вот если слово "уже" заменить на слово "шире", то всё становится на свои места. Далее. "От модели России как цивилизационного острова (затерянного русского мира «Остров Россия» - Русский мир), сложившейся на исходе «чёрного десятилетия», надо отходить, иначе она нас заведёт в необитаемые дебри и болота севера". Уважаемый автор, в этой части, к сожалению, Вы в "дебрях и болотах". Искренне желаю успехов!
А.В. Сошенко / 15.11.2015, 15:28

2. Re: Доктрина русского мира: 6 лет скитаний и неизбежность обновления

Русский мир и Беларусь (с 9.35 до 22.02 мин.) Нужно бить в набат! https://youtu.be/xH2vYhnTcUU
зиф / 14.11.2015, 17:59

1. Re: Доктрина русского мира: 6 лет скитаний и неизбежность обновления

Спасибо автору за анализ реального состояния Русского мира и за рекомендации по его возрождению и формированию восточноевропейской цивилизации. Хотелось бы, чтобы размышления-поиски патриотического сообщества по этому важнейшему вопросу, имевшие место в последнее время в виде многочисленных публикаций и выступлений видных ученых, государственных и религиозных деятелей, а также обсуждения в СМИ и на форумах соответствующих интернетресурсов, привели в оперативной разработке практических шагов по выходу их исторического тупика, в который был завлечен Русский мир технологией с названием "перестройка". Может быть, стоило бы поручить их разработку авторитетным специалистам по отраслевому принципу - экономистам, правоведам, предпринимателям, промышленникам и технической интеллигенции, деятелям культуры и образования и т.д. при духовном окормлении пастырями нашей Церкви, твердо стоящими на канонических основах Святого Писания. Думается, что результаты такого плана преобразований следует срочно официально представить действующим органам всех ветвей власти РФ, с широким освещением в СМИ и Сети. Передачу такого документа необходимо оформить таким образом, который исключил бы игнорирование и "спуск на тормозах" ответственными лицами народной инициативы, вызванной обострившимися проблемами в стране и в мире, и реализующей конституционное право народа на участие в решении своей судьбы. Иначе повторится судьба похожих многочисленных Обращений и Воззваний разных патриотических организаций, Соборов и Собраний в адрес слабо заинтересованной в решении этих вопросов власти. P.S. Сегодня, исходя из общего настроения комментаторов на различных патриотических сайтах, представление о тех, кто определяет судьбу Русского мира, выглядит подобным образом : http://cs627216.vk.me/v627216014/255f2/DxucRl00FSQ.jpg
зиф / 14.11.2015, 13:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Баранов
Все статьи Сергей Баранов
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49