Интеллигенция с приподнятыми идеалами ‒ крылья и боль почвы, а также воплощенная совесть нации своего времени. Она дышит «большим временем», твердо верит в светлое будущее и созидает стратегии жизнедеятельности на базисе нравственно-эстетических столпов. «Мыслящий класс» то прославляли, то всячески порицали.
Производный от слова «интеллект» (лат. intellectus - понимание) термин «интеллигенция» имеет богатеюшие ракурсы и значения. Логико-семантическое расследование выражений «интеллект» и «интеллигенция» высвечивает их связь с умственно-духовными дарованиями. Интеллигенция не поклоняется интеллекту, а использует его и иногда грешит инакомыслием.
Новозаветная церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.
На перманентно загнивающем Западе мыслящая в пределах личной убежденности интеллигенция ‒ это, прежде всего, представители умственно-мозгового труда с высоким IQ, полетами эрудиции и философией успеха. Калининградский философ И.Кант использовал слово «интеллигенция» для обозначения «высшего мыслящего существа» (hоchste Intelligenz).
Идейно-российская интеллигенция имела специфический элитогенез и воплощала «больную совесть эпохи». Она родилась в петровском изломе и иногда думала на опережение законов. Поразительно стойким интеллектуально-российским признаком был радикализм.
В отношениях с природой важна истина, а с обществом - правда. Под интеллигентностью понимался какой-то всеразрешающий источник ликвидации неясностей жизни. Не «образованцы» (удачный термин страстотерпца А.И.Солженицына), а интеллектуальные трудники как «служба совести» действовали не только в состоянии найма и отношением к этносу возбуждали резоны о себе.
Развитие, согласно Гегелю, есть «форма существования идеального». История развивается, потому что развивается ее идея и смысл. Вместе с тем, она творится людьми (не всегда в белых перчатках или в черных рукавицах) и сама по себе есть деятельность. Социальная деятельность объемлет историю.
Гегельянство послужило интеллектуальным семенем для славянофилов и западников. Книги русских философов дают шансы и на эстетическое наслаждение. Разбуженный декабристами А.И.Герцен издавал журнал «Колокол», был ответственным за один главных русских вопросов «Кто виноват?» и вольно глаголил: «Мы (славянофилы и западники‒ С.Е.) ‒ как двуглавый орел, головы смотрели в разные стороны, но сердце билось одно».
Интуиции славянофильства акцентировались на первой части гегелевской формулы «все действительное разумно и все разумное действительно», а евро-западники - на второй. На самом деле было неверно ни то, ни другое. Действительное не целиком разумно, а разумное не вполне действительно. Трудно было считать «разумной» российскую реальность с протяжными стонами бурлацких артелей. Однако и «все разумное» (европеоидные ценности и идеалы) не могло претвориться в добрую-чистую-светлую действительность, так как находилось в «контре» с ментальными архетипами.
Славянофилы защищали пасхальные яйца и искали опорную точку в быте и одежде старообрядцев, считая Петербург совсем нерусским городом. Абрис Святой Православной Руси ‒ Третьего Рима обрел завершенный вид. Профессиональные любители славянства часто оглядывались на Древнюю Русь как на «свою античность», печально оценивали перспективы Запада и вопрошали: «Зачем бежать за теми, кто движется к пропасти?».
«В Начале было Слово...», а богомольную Россию насыщают души ее сыновей. Не избыточно грамотная Россия в ХIХ веке от Р.Х. дала лучшую в мире литературу как блестящую философию в красках слова. Запредельные идеалы располагались за видимыми горизонтами. Философ как физическое лицо не часто становится героем романа, повести или поэмы. Однако без идеи трудно не только фантастике. Оплодотворенная философскими смыслами литература обретает шансы на бессмертие.
Именно философичные русофилы и почвенники в исканиях правды сотворили становую мировоззренческую систему под обобщенным понятием-символом «русская идея» (от др.-греч «iδϵα» -представление). Национальная идея была русской по понятной причине. Художественная литература всегда немного отставала от прочих искусств в освоении новых эстетических ландшафтов, однако предсказывала будущее лучше и раньше, чем институты и аналитические группы. Восприятие писателя как пророка существует только в несовершенной России.
Факт существования русской идеи известен не только из письменных первоисточников, однако в первый раз данный стратегический термин был употреблен в 1862 г. в «Дневнике писателя» художником слова Ф.М.Достоевским. Только в силу ограниченности архивно-библиографических сведений классик не знал, что судьбоносная идея почти в полном объеме существовала в древне- русском публицистическом формате. Возраст русской идеи есть почтенные лета самой России.
Поэт Евангелия Ф.М.Достоевский в жизнетворящей русской идее как зерне новой реальности и социальном фэнтези сформулировал зародыш красивой и справедливой жизни. Идеей не может быть то, что уже есть. Российская реальность без мифа- образа почти невозможна, и в этом сродство исконного философствования с искусством («Мир красотой спасется»).
Наиболее крупно-плановое осмысление православной идеи можно найти у утописта по природе и образованию В.С.Соловьева. Философ всеединства ставил Бога сверху Мамоны и 13 мая 1888 года в лекции «Русская идея» сказал без эвфемизмов: «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в Вечности».
Философ полагал, что субъектом исторического процесса является весь соборный организм человечества, а его отдельными частями - нации и народы, исполняющие свои особые цели. При сопоставлении христианского Запада и мусульманского Востока был сделан далеко-идущий вывод, что должна быть и третья - объединяющая сила, которая даст положительное сальдо двум первым, освободит их от односторонности, примиряя «единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов».
Пишущие слово «родина» с прописной буквы прозападники дорожили каждым яичком к Пилатову дню и через петровское окно удовлетворяли субъективно-объективный геополитический интерес. Они ратовали за социальную эволюцию по денежно-цивилизованной европейской траектории. Вечно юный Китай с компасом и порохом рассматривался как полная противоположность Западу. Однако связь с восточно-культурным ареалом стояла не слишком устойчиво и Дальний Восток воспринимался как очень «дальний».
Вместе с тем по мере заострения европейских противоречий тема народа перерастала во всеобъемлющий сюжет судьбы и облика России. Всем российским существом артикулировалась проблема ‒ как радикально преобразоваться, оставаясь в то же время самими собой?
Честь виц-мундира на пути умного делания регулярно защищал Министр народного просвещения С.С.Уваров. В преддверии социальных катаклизмов он сформулировал идеологическую триаду «Православие. Самодержавие. Народность» как консервативный «освежитель» русской идеи и единственный якорь спасения России. Члены «тройчатки» менялись местами, превращались в собственные противоречия, исчезали и неожиданно появлялись вновь, как птица Феникс из пепла.
Славяно- и европофилы с приносящим горе умом стремились не только верить, но и понимать. Они были зачарованы русской тайной, не сбрасывали с души философский камень и мучительно искали фантастическую перспективу через социальное преображение. Сам факт существования границ воспринимался как неполнота Абсолюта и Единого Космоса, а духовная экспансия ‒ как глубинный импульс к Божественному.
Русская безмерность противостоит золотой середине оптимальности. Расставляя точки над «ӗ», профессиональные мифотворцы, члены «творческих союзов», а также философско-политические потоки и ручейки сходились в суждении, что России с непредсказуемым прошлым суждено великое будущее, а русскому этносу‒ всемирный жребий. Идейный вектор был направлен от общего потока истории к особому пути. Земное благополучие рассматривалось как дезертирство и ренегатство по отношению к искусу великой Идеи.
Христианская империя семейного типа с ямской гоньбой и тоской по Абсолюту отрицала пошлость середины и оказалась у развилки принудительного выбора между «невыносимо» и «недостижимо». Для выхода из непреодолимых противоречий логика необходимо подчинялась Вере. Красота и Добро должны были победить в любом случае.
Активно выходит из народа и «за флажки» интеллигенция художественная. У данной умной, красивой и все понимающей до правильного конца группировки ощущается богемная склонность к идеализации, высокая впечатлительность и зуд внутреннего беспокойства. Она говорит на языке «архетипов», предвидит и усиленно думает о Вечном или о том, что подразумевается под этим понятием.
Художественное сознание артикулирует идеалы в форме прекрасного. Искусство не «отменяет» действительность, однако втягивает воспринимателей в присвоение идей и увеличивает радиус круга сторонников и делателей. Для богемной интеллигенции с огоньком чувственного восприятия творческий абсцесс есть родовая характеристика бытия.
На жизненной оси отечественного Творца прошедшее, настоящее и будущее сходились в одном распятии. Многие художники обратились к евангельским сюжетам и вечным христианским ценностям: И.Н.Крамской «Христос в пустыне» (1872), И.Е.Репин «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Г.Семирадский «Христос у Марфы и Марии» (1886), И.Прянишников «Крестный ход» (1893). Основные вехи жизненного пути Иисуса Христа как реально- исторической личности изображены в цикле посетившего Землю обетованную В.Д.Поленова «Из жизни Христа» (1909 г.).
Из специфики труда богомаза истекает духовный облик. Ориентация на вневременные ценности и идеалы как родовое качество возбуждает критику социальных фасонов. Следующий вечному зову субъект с интеллектом художественной конфигурации - почти всегда еретик с высокими идеями трансформации. Искусство имеет коммуникативную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую функции только в «мирное» время. «Возвышающий обман» и глубоко проникающие в недра социального бытия идеи становятся камертоном социальной настройки. «Тут кончается искусство и дышат почва и судьба». Измененное сознание сдвигает реальность.
К исходу ХIХ века в России регулярно выпускалась Библия, а светская культура стала соизмеримой с христианско-церковной. Мессианская инициатива консолидировала не очень громкий голос Церкви с активизаторами эстетического и политического сознания. В унисон с «Небесной идеей» православия художественно- интеллигентская мысль генерировала «земной модус» социализма.
Эстетическая и политическая мысль иногда близко подходят друг к другу. В глубине всякого словесного творения лежит некая философия, а влияние романиста сводится к умственному прогрессу и феномену духовного заражения. В футуристическо- астральном произведении А.Белого «Петербург» есть символы надвигающейся революции и исчезает граница между человеком и объективной реальностью. В строю идеологов возмущения стояли футурист В.В.Маяковский и символист В.Я.Брюсов.
Предвосхищение будущего звучит и в творчестве А.М.Горького с нижегородским оканьем. Поэзия есть искусство средствами языка, а у хороших прозаиков иногда присутствует поэтическая жилка. Поэтические метафоры в разговорной речи создают комический эффект. Однако они преодолевают предвзятость концепций и две стихотворные строчки могут быть объемнее долгих страниц прозы. Почти рифмованная «Песня о Буревестнике» переписывалась в городах и весях и полна предчувствия революционного циклона. Образы мятежной стихии наполнялись политическим содержанием, а идеал трактовался как лозунг борьбы.
Писатель бессознательно видит прекрасное и обычно ощущает потребность сказать нечто такое, что другим захотелось бы прочитать. Как многие великие, русско- советский А.М.Горький при постановке и решении «проклятых» вопросов говорил о пессимистической трагедии «плесени и ржавчине», примиряющих с несправедливостью. На гонорары от ночлежной пьесы «На дне» познавший прижизненную славу основоположник соцреализма делал партийно-финансовые вливания.
Не все книги пишутся из книг. Вместо страдающего и униженного человека появляется образ Борца, способного одолеть зло мира. В философской поэме «Человек» провозглашает оптимистический девиз, согласно которому иногда почти потерянный во Вселенной одухотворенный субъект «мужественно движется ‒вперед! И‒выше! Все ‒вперед! И‒выше!».
Мятежный преобразующий разум и тайные воздыхатели революций фигурировали еще в античности. Нет господина хуже, чем вчерашний раб. Флюиды бунта- это протест против мира рабов и господ. Абсолютное ненасилие оправдывает рабство с римскими веселыми сатурналиями. Взрывы социальных иерархий есть активизм и адреналин вне установленных рамок. Они содействуют фиаско старых идей и ценностей, ратифицируя новый взор на мир.
Иногда не находящая вековечной славы политическая и художественная интеллигенция генерирует авангардно- революционный модус бытия и экспансию по насильственному переступанию границ. В процессе «переделки всего человечества по новому штату» (Ф.М.Достоевский) сила эстетической и этической правоты возбуждает притягательность идеала.
12. Ответ на 9., Иванович Михаил:
11. Ответ на 8., Потомок подданных Императора Николая II:
10. Re: Интеллигенция и социальный оптимизм
9. Ответ на 8., Потомок подданных Императора Николая II:
8. Ответ на 7., вода:
7. Ответ на 2., рудовский:
6. Re: Интеллигенция и социальный оптимизм
5. Ответ на 1., глас кухни:
4. Re: Интеллигенция и социальный оптимизм
3. Ответ на 2., рудовский: