Более справедливое общество начинается с себя

Бывший СССР 
0
619
Время на чтение 4 минуты

В прошлой статье я постарался показать, как желание справедливого общества может искажаться до желания получить все «на халяву». В этом содержится то лукавство, что таким образом общество сводится к самому себе. То есть задача общественного порядка оценивается по индивидуалистическому критерию.

Спору нет, более справедливое общество должно ощущаться и на личном уровне. Но известно, что система, состоящая из оптимальных частей, вообще говоря, не является оптимальной. И обратно: оптимальная система не ведет к тому, что все ее части по отдельности станут оптимальными. Но вопрос: а что выбрать в качестве критерия оптимизации? Ведь любая оптимизация проводится по какому-то критерию. Если взять критерий справедливости (который носит лишь качественный характер), то справедливое общество не подразумевает, что справедливость восторжествует по отношению к каждому его члену. Поэтому если мы хотим, чтобы общество в целом стало более справедливым, то должны отказаться от доли справедливости для себя лично, т.е. пожертвовать частью своих личных интересов в пользу целого, т.е. общества.

Другой пример из физики. Известно, что сумма масс отдельных нуклонов, из которых состоит ядро атома, больше, чем масса самого ядра. Этот парадокс масс происходит потому, что в ядре часть массы нуклонов «уходит» в энергию их связи. Так вот если оптимизировать «нуклонную систему» по критерию массы, то мы должны предпочесть целому ядру набор нуклонов, ведь они по отдельности «тяжелее», чем все ядро. Что здесь ускользает их виду? Энергия их связи, т.е. «коллективное начало». Если же его принять во внимание, то, конечно, оптимально только целое ядро, а не его «автономные граждане» - нуклоны.

Примерно то же самое происходит с оцениванием западного общества в наших умах, где нуклоны - это люди, атомное ядро - общество, а критерий оптимизации - личный материальный достаток. Ведь в условиях, когда индивиды предоставлены самим себе, у каждого из них больше шансов накопить денег. Именно сей факт так прельщает многих. Им кажется, что общество и государство у них все время что-то отнимают, и стоит только отказаться от лишних государственных функций (они называют это «пережитком патриархальности»), как каждый может стать кузнецом своего счастья. Ясно, что здесь упускается из виду «энергия связи» людей, которая только и делает их обществом, а не толпой индивидов. Если принять его во внимание, то наиболее оптимально, конечно, то общество, где каждый его член отказывается от потенциального личного богатства (которое он мог бы накопить в «обществе автономных граждан) в пользу «энергии связи», т.е. выстроенных на принципах СЕМЬИ образовании, медицине, армии и т.д.

Таким образом, более справедливое общество не связано с непременным личным удобством, комфортом и выгодой каждого из нас. Напротив, оно предполагает какую-то личную жертву ради общего блага. А вот стремление к безбедной и спокойной жизни независимо ни от чего - это уже несправедливость. В этом смысле сталинский СССР, связанный с лишениями и тяжелейшим трудом народа, несравненно более справедливее позднего СССР. Именно сталинская эпоха создала тот задел, который расходуется до настоящего времени. Советский народ накопил столько «энергии связи», которая «расщепляется» нами до сих пор.

Так почему же справедливость все время норовят подогнать под себя и свою выгоду? Дело в том, что все мы - дети эпохи модерна, который провозглашает высшей ценностью человека. Это уже в русском восприятии она преломляется сквозь призму общества в целом, но на уровне официального дискурса индивидуализм властвует безраздельно. Даже в Большой Советской Энциклопедии справедливость определяется как должное, связанное с правами человека. Правда, это поясняется рядом соответствий, но все равно апеллирует к личным правам. А значит, отдельного человека ставит выше общества в целом. Может ли общество стать более справедливым на таком идеологическом основании? Я считаю, что нет. Какие бы ни были лозунги, но критерий личной выгоды, а именно к этому в лучшем случае сводится болтовня о «правах человека», не ведет к более справедливому обществу. Здесь подмена понятий. Рассуждаем о справедливом ОБЩЕСТВЕ, а оцениваем его по отношению к СЕБЕ.

А как вообще «измерить» справедливость? Если она не сводится к личной выгоде, то сделать это очень сложно. Ведь тот, кто это делает, становится судьей всего общества, потому что рассуждает об изменении других, а не самого себя. В этом - опасность справедливости. Чрезмерное увлечение построением справедливого общества чревато осуждением чужих грехов. На этой почве даже возникает одержимость, уводящая человека от собственного исправления. Я наблюдаю эту картину очень часто: творящаяся несправедливость служит оправданием своих личных грехов, когда человек возмущается, что в ТАКОМ обществе нельзя быть честным. Или иначе: исправляться на личном уровне бесполезно, ведь это не исправит общества в целом. Здесь налицо нежелание принимать православное учение об ипостаси, целиком содержащей в себе все естество. Как каждый человек заключает в себе все человечество, так и справедливое общество содержится в «справедливом я». Не стремись изменить всех - измени себя.

Христос не зря ничего не говорил о справедливости, потому что излишняя озабоченность справедливым обществом уводит нас от собственных грехов. Не в том ли мудрость, что справедливости нельзя достичь без духовного преображения? Если же оно случается, то и проблема справедливости решается сама собой.

Ведь в истории всегда все войны и революции совершались под лозунгами справедливости. Последний яркий пример - «майданный» переворот в Киеве. Стремления людей во многом были справедливы, но без духовного очищения их стремления стали попросту сатанинским орудием. Мне могут возразить, что «высокие идеалы» этих людей просто использовали. Да, но ничем иным эти «идеалы» стать и не могли, ибо сами стремления были основаны на злобе, ненависти, осуждении. Вместо собственного исправления - мы не виноваты, виновата власть. Вместо упорного труда - желание получить все сразу. Вместо любви к своему - ненависть к другому. То есть сами требования были изначально искажены, поскольку их требовал народ, не ставший на путь духовного очищения.

Может быть, в этом и состоит истина: прежде чем строить справедливое общество, нужно очиститься от собственных грехов? А поскольку это целиком невозможно, то и справедливое общество недостижимо. Но коль скоро греховность бывает разной «тяжести», то и справедливость в обществе бывает разной меры. В этом и усматривается аналогия с атомным ядром: чем чище люди, тем больший вклад они готовы внести в «энергию связи» и тем более справедливым будет такое общество. Все просто. Хочешь более справедливого общества - начинай с себя.

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2., рудовский:

Но вообще автор ерунду какую-то написал:

Наверное, автор решил накрапать себе кучку публикаций (он же спец по "халяве"), вот и старается. Это, так сказать, процедура-операция. Но, как и бывает в подобных случаях, занятый другимми прагматическими мыслями о наработке числа публикаций, автор "проговаривается бессознательно" (привет Фрейду) - и все его мотивы вылазят наружу - вот уже не первую публикайи. Вообще-то это долгая игра типа "попался, сукин сын" - игра, когда всех ловят на каких-нибудь гадостях, а сам - весь в белом. А вообще то мне - не нравится - вот уже не первую статью "кого-то" "кое где у нас порой" обличают и уличают.
Лебядкин / 23.09.2015, 08:39

3. Re: Более справедливое общество начинается с себя

Статья отличная, все изложено просто и ясно.
bryzgalov-kv / 22.09.2015, 18:16

2. Re: Более справедливое общество начинается с себя

Спору нет: если указываешь другим не плевать и не сорить в лесу, то и сам, естесьсно, не плюйся и не сори. Но вообще автор ерунду какую-то написал: Так почему же справедливость все время норовят подогнать под себя и свою выгоду? Дело в том, что все мы - дети эпохи модерна, который провозглашает высшей ценностью человека. Как будто до "модерна" не было эгоистов, эгоцентричных созданий и просто балбесов-халявщиков!..
рудовский / 22.09.2015, 14:58

1. Re: Более справедливое общество начинается с себя

Общество ообще с себя в христианстве на начинается. Спасение тысяч других - если найдешь "дух мирен" - да, но не общество. Тут просматривается позиция чисто человекобожеская, а значит - люциферианская - более справедливое общество начинается с себя. Хитро - но видно - как черное на сером.
Лебядкин / 22.09.2015, 09:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Александрович Чернышев
Бывший СССР
Царица Оперы
К 100-летию великой русской, советской и мировой оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой
23.01.2025
«России нужна ослепительная новизна»
Сегодня Россия лежит под капельницей, вымывает из себя яды, которыми наполнила её духовную жизнь победившая в 1991 году Америка
23.01.2025
День памяти святителя Феофана Затворника
Сегодня мы также вспоминаем балерину А.М.Павлову
23.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Русский Иван
23.01.2025 19:20
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Русский Иван
23.01.2025 19:17
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.01.2025 17:59
Работать? Ни-ни! Часть II
Новый комментарий от Денис Никонов
23.01.2025 16:43
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от АБС
23.01.2025 16:31
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от учитель
23.01.2025 16:31
Когда власть остановит вакханалию мигрантов?
Новый комментарий от Ленчик
23.01.2025 15:13