Есть весьма замечательный фильм «Игры разума». Суть которого в следующем. Студент, а в будущем профессор ‒ выдающиеся лауреат Нобелевской премии по математике, ведет весьма активную студенческую и профессиональную деятельность. Его жизнь наполнена научными исследованиями, друзьями и событиями связанными с ними, так что даже из ЦРУ предлагают ему сотрудничество по разведке. Но оказывается, что в один момент сам главный герой, а вместе с ним изумленный телезритель приходит в понимание, что все, что выше было перечислено, является паранойей - иллюзией, где во внутреннем мире события у главного героя нет отличия от реальности. Это - игры разума. Ему только под старость приходит возможность с невероятными душевными усилиями в призме математических вычислений ужиться, или уметь с этим жить. Фильм не лишен и глубокого нравственного смысла. Его супруге приходиться на протяжении совместной жизни нести жертвенно-искренне опасные тяготы такого образа жизни супруга, что без любви не возможно было бы это вынести. Как бы этот параллельный и еле присущий не основной сюжет придает вкус и смысл в трагичности жизни человека.
В призме рефлексии показательного собирательного образного сюжета этого фильма рассмотрим, что есть игры разума. Какое лекарство от «игр»? Какие нравственные императивы, упреждающие такое состояние души человека? Какая эсхатология Мировой войны и наше участие в ней?
«Игры разума» присущи на всех уровнях социальных отношений и, главное, во внутреннем макро- и микромире человека, где соприкасаясь «миры» людей и производят конфликт, и, без преувеличения в конечном итоге - Мировая война. Это не есть порождение современного разума человека, оно более древнее внеземное, от дьявола, от «духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). И уже от первых дней после грехопадения и до сегодняшних, и в будущем до кончины Мира, «игры разума» ‒ эсхатологическая реальность человека. Но дальнейшая история порождает и более ужасное состояние человека, это то, что мы называем в изречении - «сон разума порождает чудовищ». Расстройство гармоничной природы человека, ее дисбаланс, ее рабская страстность уже как искаженная онтология человека, делает не возможным, вне Закона Божьего построение, будь какой социальной модели справедливости. Тогда начинаются «игры разума», пародия, профанация, паранойя, чудовище - Мировая война как эсхатологическая неизбежность. Ярчайшим таким примером представляется современным укладом общества иллюзия называемая демократией. В мировом масштабе демократия в руках англо-саксонского мира, а в частности США превратилась в экспортирование колониальной геополитики, а в локальном плане демократия - не власть народа, а обслуживание интересов олигархии с помощью манипуляций «воли» народа под эгидой власти народа - это «игры разума», запускание «сна разума». Попытки восстановить и построить справедливость в рамках греховности выражается не в природной, а в искусственной альтернативной системе - равноправии. Хоть оно по мировоззрению коммунистическое, хоть демократическое или будь какое иное - это искажение соборности и гармонии как справедливости. «Справедливость» в системе и контексте равноправия не справедлива, а если еще с амбициями истины в последней инстанции, то - фанатична и наполняется фашистской идеологией. Как например: «Украина понад усе», где в мировоззренческой система бандерофашизма Украина - божество, а кто не поклоняется божеству - «смерть ворогам».
Апокалиптика нашего времени в контексте конкретного исторического примера, это когда уже не нужно подменять слова, что бы обманывать, а это когда уже само естество души человека готово принять ложь ею жить, и те остатки понятий справедливости нравственности во имя новых идеалов откидываются напрочь ведь «Украина понад усе!». Уже не нужно говорить и применять термин «это ваш новый бог», но во имя этого «бога» убивают людей и всеобщее участие в этом не только прямое убийство военными (а это уже воспринимается как необходимая норма) но и поголовное поощрение или предательское молчание. «И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2.12). Желающий подобного или подобному сочувствующий, воспримет такой же удел, этот удел не минет и равнодушного: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16), говорит Господь Лаодикийской Церкви. Нравственная развязка близка - катастрофа - Мировая война!
«Мир во зле лежит» (1 Иоан. 5.19) говорит апостол Иоанн, и речь идет о зле, в первую очередь, в душевной сфере взаимоотношений человека. Мировая война начинается на поле сердца человека, как говорил Ф.М.Достоевский, а значит и решение войны происходит на том же поле. Никакие технические рецепты, или борьба не решают данный вопрос. Как бы не льстили человеческому самолюбию голливудские фильмы, формирующие ложное мировоззрение о спасении человечества от инопланетян, метеорита, зомби, потопа и т.д. с помощью физических хоть жертвенных усилий. Эсхатология как наука дает ответ на этот вопрос.
Эсхатологические настрои, а именно что дух антихриста уже в мире, присущи с момента апостольской проповеди, они звучат на протяжении веков, в них для христиан преподаются нравственные императивы, сохраняющие и руководящие человека в жизни, как прочем и в Мировой войне. «Что он (антихрист) придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их (1 Иоанн. 4: 3-4). «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить «я Христос», и многих прельстят» (Мт. 24.5). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2.2-12). «Дух антихриста в мире», о будущем сказано - «узрите мерзости запустения на святом месте»(Мт. 24.15; Мк.13.14). Апостол Павел говорит: «мы живущие ни как не опередим умерших» (1 Фес. 4:15). Это императивы упреждения, можно так сказать и прививка от «охлаждения»(Отк.3.15) - «достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1Кор.14:1), говорит апостол Павел.
Постоянная духовная война воина как образ аскетической жизни христианина, есть духовный ответ и решение этой проблемы - освободиться от «сна разума»: «Возьмите щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6, 16-17). «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его... но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9. 23-27).
Ведь именно похоть и страсть являются причиной всех войн: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4. 1‒4). В контексте современных событий на Украине как раз прямо в точку. Нет желанного вступления в Евросоюз (Евросодом!), если не боготворит бандеро-фашизм, значит нужно убивать всех тех, кто стоит на пути похоти! «Слава Украине! Смерть ворогам!» Знакомо?
Чем более похотливый мир человеческий, чем более «разум во сне» или более развертываются «игры разума», тем неизбежнее Мировая война на всех фронтах человеческих, а именно против нравственных идеалов, а значит Церкви Христовой. События на окраине Руси (Украина) одно из звеньев происходящих мировых событий, предсказанных в Апокалипсисе, где жена ‒ это образ Церкви Христовой. «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12: 3-17). «И собирать их на брань; Число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20: 7‒10).
Протоирей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
1. Re: «Игры разума» по-украински