Маленький исторический экскурс. После падения Константинополя, Третий Рим всегда с христианской любовью и попечением с широтою русской христианской души опекал христиан Востока, хоть это были Цари Московии, князья Севера Руси, хоть это были малороссийские атаманы, Императоры России, всегда находили возможность даже в самый трудный час помогать и опекать восточные Патриархаты, а особенно Константинопольский, которые находились под гнетом мусульман. Визиты Восточных Патриархов, митрополитов, епископов, всегда принимались с большими пышностями и щедрыми подарками. Многие восточные иерархи даже имели на русской земле свои дачи. Такие знаменитые святыни православного мира, как, например, Почаевская и Межирицкая иконы Матери Божьей, ими были оставлены русскому благочестивому народу в дар за гостеприимство. Русская православная душа всегда жалела христиан Востока и Балкан, что даже многие войны из-за христианской братской солидарности, даже в ущерб себе проводила ради них.
К сожалению, как тогда, так и сейчас не всегда были эти жертвенные поступки России оценены. Находясь в мусульманском политическом рабстве, Патриархам Востока, а особенно Константинополя, приходилось в этих очень сложных условиях более заниматься политическими вопросами, чем душепастырством. Паства их сократилась до квартала в городе – Фанар. Титул Патриархата и Патриарха историчен, но весьма номинальный. В истории даже доходило, что Патриархам приходилось под давлением властей накладывать незаслуженные анафемы на политических оппонентов Турции, ведь турецкие султаны утверждали кандидатуры на сан Патриарха.
Катехон ослаб и был до времени поражен безбожной властью, Россия потеряла на политической христианской арене свое место, только прямое историческое вмешательство Матери Божьей, обращение к генералиссимусу Сталину возвратиться к Богу переменило исход войны и историю человечества. Сейчас РПЦ имеет первенствующее место по приходам, количеству паствы и влияния на другие поместные Церкви. Александрийский Патриархат миссионерством завоевывает Африканский континент и заслуживает уважение в других Церквях. А Иерусалимский Патриархат? Ведь исторически оттуда начал проповедь Христос? Мягко говоря, это немало беспокоит Константинопольский Патриархат, где в борьбе за место по влиянию на Церкви со своим титулом «Вселенский» не очень-то все по «вселенски».
В современных обстоятельствах, когда внешнюю политику большинство стран ограничила или заменила колониальная геополитика англосаксонского мира, вместо Турции, на выбор Патриарха Константинополя, его внешней деятельности имеют влияние США. США уже давно себя заявили на мировой арене как судья и полицай в вопросах религии и нагло вмешиваются в вопросы религий.
Какие же основные внешнеполитические «духовные» заботы проявляет Константинопольский Патриархат?
В силу должности это, конечно же, решать споры поместных Церквей, быть предводителем Церквей – «Старший среди равных», руководящим органом, и само собой, в первую очередь, быть Евангельским миссионерским светочем, хранить христианское единство.
Но при попытке решать выше поставленные цели на самом деле получается, к сожалению, совсем другое. Это экуменические встречи, молитвы (!) с иноверцами, что противоречит канонам Церкви, это ослабление благочестия и аскетизма, что касается нравственных и молитвенных требований к пастве и духовенству. Раболепство перед католиками – папой Римским. И даже в лоббировании необходимости Вселенского собора действия Константинополя приобретают не совсем православную окраску. Это споры в диптихе Церквей, о первенстве. Претензии на подчинение ему всех диаспорных греческих Церквей. Это постоянная борьба, претензии и вмешательство в жизнь помесных Церквей, это касается вопроса канонической территории, их опеки в мире, это претензии даже на ту паству, где не трудились миссионеры Константинопольского Патриархата. И это один из самых больных канонично-исторических вопросов. Константинополю все время приходиться доказывать свою «вселенскость», выходящую за грани Фанарского квартала Стамбула, выживать в угнетающих обстоятельствах. При этом так и не делать выводы с прежних ошибок, таких как греческий национализм, что даже образованные православные церковные общины в Турции не хотят ему подчинятся, а быть Турецкой Помесной Церковью.
Претензии и самоутверждение «вселнскости» иногда даже сейчас доходит до абсурдности. Так, например, Константинопольский Патриархат требует от митрополитов «новых земель» (епархий, переданных в 1928 г. под управление Элладской Православной Церкви) перестать носить архиерейские митры во время совершения богослужений с участием многих архиереев. В прошлом нечто подобное уже потребовал от архиереев Критской Церкви, но это было единодушно отвергнуто ими. Один из митрополитов «старых земель» Элладской Православной Церкви комментирует: «Патриарх Варфоломей если станет вводить это предложение в действие, хоть оно не имеет для него большого значения, а просто использует его как способ достигнуть большей явки митрополитов на Фанар. Если же введет, то можно говорить о литургической пародии, поскольку митрополиты «старых земель» будут носить митры, а митрополиты «новых земель» будут казаться архимандритами».
А почему бы такой церковный потенциал с «вселенскими» претензиями и амбициями не взять на «панель» геополитики? Подумали и сделали ЦРУшки США, а ведь растраты совсем не большие, пиар Патриарха, защита греческого квартала от исламских фанатиков, относительная мировая поддержка, и иногда подачки, что бы на хлеб хватало. Но зато какой замечательный уже проамериканизованый голос на весь мир в решении их задач!
И это активно продвигается.
Так на днях мы узнаем, что Элладская Православная Церковь (ЭПЦ) закрыли свое представительство при ЕС. Согласно информации, как сообщает Infocatho, оказывается, причины, которые озвучила Церковь, не только финансовые и из-за «неудовлетворенности поведения Евросоюза по отношению к нуждам греческого народа», но из-за отношений с Константинопольским Патриархатом, которые осложнил ЕС. Суть спора ЭПЦ и КПЦ в следующем. Фанар всегда претендовал на то, чтобы представлять за границей все Поместные Церкви греческого происхождения. Но предшественник нынешнего Архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима — Архиепископ Христодул — захотел иметь при Евросоюзе собственное представительство и действовал в этом направлении, оказывая давление на Патриарха Константинопольского Варфоломея, отклоняя его просьбу об открытии представительства Константинопольского Патриархата в Афинах до тех пор, пока его желание не стало реальностью.
Роль геополитики США здесь весьма очевидна, это разрывы в отношениях в христианском мире, а ЕС как рычаг и структура по воплощению этой задачи не только в Европе, но и на
Украине.
Но более сложен и весьма опасен вопрос, который касается проекта Украины и жизни на ней каноничной Православной Церкви. Какой же интерес Константинополя в данном вопросе?
Этот интерес, как и появление расколов, не возник сам по себе. Раскольнический проект, как и ересь украинства, готовился за рубежом и успешно воплотился на землях Польши и Малороссии, суть которого – русских сделать не русскими. УГКЦ выполнила на западных землях эту миссию, но в основном население Малороссии и Новороссии так и осталось православным и набожным. Тогда встает следующая задача по разделению каноничного Православия и Русского мира, это раскол и создания автокефальной церкви, да еще обязательно антагонистической к Руси и Русской Православной Церкви.
Ну а выгода от это для КПЦ какая? Абсолютно не какой! КПЦ не заинтересована в появлении в диптихе еще одной не греческой Церкви, а тем более появление славянской и большей, чем Константинопольский Патриархат. Славянские Церкви и так многочисленны и влиятельны. КПЦ прекрасно понимают, что даже подогреваемые от раскольников амбиции претензии о потерянной Киевской митрополии, о ее возврате весьма призрачны и не состоятельны, а раскольники УАПЦ и УПЦ КП не объект переговоров! Но если это будет воплощаться и появится Украинская помесная церковь, то здесь свою роль Патриарх КПЦ видит однозначно - не просто быть арбитром, а основной решающей личностью. Реализовать «вселенскость» за гранями фанарского квартала. Соблазн весьма велик. Вмешиваться ли бесцеремонно и нагло в жизнь самой большой в мире Православной Церкви или нет? Какие еще возможны от этого последствия для мирового Православия? И соизмеримы ли те временные выгоды, которые получит КПЦ после этого поступка?
Но поступки сейчас следующие. Официальных встреч раскольников с КПЦ нет, даже консультативные разговоры КПЦ и раскольников не афишируются. Попытки прежних президентов Украины в решении на государственном уровне успехом не увенчались. В процессе объединения в помесную церковь УАПЦ и УПЦ КП сдвигов нет, причем департамент США приложил свои усилия. Перейти под прямое подчинение УПЦ КП и УАПЦ под Константинополь никто не хочет, даже если это захочет КПЦ. Диаспорные украинские епископы от КПЦ США и Канады, что приезжали и вели «переговоры», много пообещали в решении этого вопроса, как, в прочем, и в прошлые разы. Но тут следует заметить, что автономный статус УПЦ МП на Украине со своим Синодом намного свободнее и выше в составе РПЦ, чем диаспорных украинских епархий в составе КПЦ.
Как Патриарх КПЦ, так и раскольники УАПЦ и УПЦ КП, - очень желанный объект и инструмент в геополитике США по разделению канонического Православия и Русского мира. И если Европа легла под США, примкнув к антироссийским санкциям даже в ущерб себе, то США однозначно прилагают все силы для воплощения своих целей в церковной геополитике. И в этом будет играть роль Константинопольский Патриарх, настолько он лег на панель геополитики США.
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия
Уважаемые читатели! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580.