itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Химера православного социализма

0
2159
Время на чтение 5 минут

В последнее время на передний план выдвинулась идея христианского (православного) социализма. О ней говорят. У неё оказалось неожиданно много сторонников, которые рассматривают православный социализм как единственную альтернативу бесчеловечному капитализму. При этом практически все оперируют православным социализмом как неким допустимым рациональным конструктом, не замечая внутренних противоречий этой идеи.

Далее - тезисы.

1. Социализм мыслится как строй, основанный на социальной справедливости. В идеале общество должно быть устроено так, чтобы никто не чувствовал себя обделённым. Но все люди не могут быть праведниками. Некоторые будут обижены уже тем, что не имеют превосходства над другими. Поэтому социалистический порядок может и обделять, и обижать. Важно лишь, чтобы это делалось «правильно»: чтобы были обижены лишь те, которых действительно следует обидеть. А обделенность проявлялась лишь в том, в чем и следует обделить человека.

2. Возникает вопрос, а как будет определено, кого и насколько следует обидеть? Что будет критерием? Исторический социализм не даёт внятного ответа на этот вопрос. И тут как раз оказывается востребованным Православие. Есть христианские заповеди, именно по ним и следует судить, как надлежит оценивать поступки человека. Например, богатство оценивается негативно, а служение ближнему достойно похвалы и поддержки.

3. Православный социализм мыслится как строй, карающий грех и взращивающий добродетель. Кодекс православного социализма совпадает с кодексом православного человека. Именно поэтому социализм и выглядит привлекательно. Однако, обладая конгруэнтной семантической структурой, идеология православного социализма по своей сути совершенно не православная. В Православии нет заповеди «обидь обидчика». Наоборот, говорится о терпении лишений от другого человека, отказе от осуждения и суда. Суд оставляется Богу: «Мне отмщение, и Аз воздам». Таким образом, православный социализм оказывается неправославной и даже антиправославной социологической практикой. Иными словами, наименование православного он получил незаслуженно.

4. Те из сторонников православного социализма, которые это понимают, однако, не смущаются. Они говорят, что общественная практика и не должна быть проявлением собственно Православия. Мир социума не тождественен миру веры. Православное поведение реализуется в личной жизни, а социум живёт по другим законам. Главное, чтобы он помогал личной православной жизни. Функция любого государства - наказывать грех и поощрять добродетель. Часто звучит ссылка на слова апостола Павла: начальник не напрасно носит меч. И это верно.

5. Однако православный социализм тут особенно уязвим: желание освятить светом Православия всю полноту социальной практики оказывается ревностью не по разуму. Православный социализм смешивает социально недопустимое (преступления) и личностное недолжное (грехи). Меч начальника начинает карать за любой грех, не оставляя возможности для нравственного выбора. Грешник оказывается преступником перед лицом государства и общества. Конечно, в таких условиях грешить менее сподручно, но отказ от греха в этом случае не производит изменений в душе. Православный социализм, таким образом, подменяет покаяние функцией государственного контроля. Человек становится более плоским (добродетель его не имеет корня), менее самостоятельным и инициативным (он склонен перекладывать ответственность на государство и общество). Впрочем, это - достаточно тонкая материя, и редко кто задумывается на эту тему.

6. Одна из базовых ошибок сторонников православного социализма состоит в вере в идею. Это - семантическая ошибка. Верить можно только личности. Истинной вера возможна только в отношении Истинной Личности (поэтому мы верим в Бога). Идея же - интеллектуальный конструкт, нечто, созданное человеческими усилиями, и по сути своей ничем не отличается от идола. Идея не обладает самостоятельной силой. Любая идея получает свою силу посредством людей.

Поэтому нельзя считать, что идея православного социализма является альтернативой капитализму. Капитализм - реальность. Идея - ментальный конструкт. Капитализм, кстати, никогда не существовал в виде идеи. Как и феодализм. Идею нельзя считать состоянием, предшествующим социальной практике. Наличие идеи православного социализма не является условием или фактором изменения общественной жизни. В ней нет силы, способной изменить мир.

7. Для того чтобы изменить социальную практику, нужны люди. Предполагается, что люди вдохновятся идеей православного социализма и реализуют ее на практике. Тут следует задать вопрос: чем будет определяться результат - параметрами идеи или параметрами исполнителей? Очевидно, что параметрами исполнителей: существование обретет лишь то, что они могут создать. Полнота воплощения идеи, таким образом, зависит даже не от того, насколько полно ее смогут воспринять потенциальные исполнители, а насколько они будут ею претворены - изменят своё мировосприятие и поведение в соответствии с воспринятой идеей. То есть последовательность такова - сначала преображение людей, потом преображение общества.

8. Для устроения совершенного общества нужны совершенные люди. Если мы говорим о православном социализме, нужны святые. И тут мы попадаем на территорию парадокса: святой человек не сможет заниматься строительством социализма. Ибо для этого надо переступить через личное следование заповедям и обидеть обидчика. Как следствие, обустраивать социализм будут люди, не обладающие святостью. И именно они будут трактовать, в каком случае человека надо обделить, а кого надлежит обидеть. Фактически это будет означать, что они будут заниматься толкованием православного кодекса. А как это сделать, не переходя к толкованию Писания и Предания?

9. Таким образом, активисты православного социализма неизбежно попадают в позицию, на которой ранее находились отцы Церкви. Это может быть решено двояко: либо через внесение светского элемента во внутрицерковную жизнь, либо через сакрализацию собственной деятельности. И то и другое по своей сути - повреждение Православия.

Подведем итоги. Мы не затрагиваем вопроса, возможен ли в принципе социализм. Скорее всего, нет, поскольку никто еще не описал механизма самовоспроизводства социалистического общества. Однако, безусловно, невозможен православный социализм. Если кто-то и будет двигаться в этом направлении, то неизбежно пойдёт путями, не имеющими отношения к Православию, и получит в итоге нечто, которое православным назвать будет никак нельзя.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

187. Ответ на 176., Лебедевъ:

А ещё, как показывает практика социалистического строительства: там где начинает развиваться социализм (на Кубе ли, в России, в Китае) - монастырям приходит конец. Интересно, почему?

ЛебедевЪ, как продвинутый "богословЪ", Вы спорите с самим собой. Потому, что спастись можно только когда есть банкиры, процентщики и капиталисты - только тогда монастырям "не приходит конец". Как известно, конец приходит исключительно приходам и соборам, которые вынуждены распродавать из-за отсутствия прихожан. Это обычная практика капиталистического строительства.

186. Re: Химера православного социализма

Уважаемые читатели, а вы видели, Николай Владимирович Сомин ответил на всю это перепалку на РНЛ в своей статье! Вот ссылка http://chri-soc.narod.ru/polemika_na-RNL_o_christ-socializme.htm
Олеся Сергеевна / 10.08.2015, 08:53

185. Ответ на 181., Туляк:

высказывания Апостолов которые я привёл, это "не должествование", а всего лишь "призывы", которые совсем не обязывают человека поступать так, как говорит Апостол? Так?

Что значит "обязывают"? Мы вот обязаны быть святыми или как? Обязанности, которые накладывает государства, означают непременность их исполнения. Обязанности, которые накладывает вера, человек несет добровольно: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко"(Матфея 11:29-30). Это - личное дело человека, берет ли он на себя это бремя... И ответственность его же, которая приведет к расплате не в этой жизни, а в вечности. Так что каждый решает сам - обязан он или нет. Вот не желает человек и всё тут! Он не желает искать пользы для другого, а ищет пользы только для себя любимого! Мало того, он ещё идёт и крадёт у того - "другого"! Он также не желает отдавать свою жизнь за други своя. А зачем? Пусть другие это делают, а у него есть ПРАВО ВЫБОРА - идти на войну, или - нет! И никакой светский закон и апостольские "призывы" ему не указ! Вот что тут делать с этим человеком? Оставить ему его "право выбора" как поступит, таки поступит?! Так что ли?

Вот тут и разница между Православием и государственной политикой. Государство определяет, что оно может требовать с человека. А Православие ничего требовать не может. И как Вы можете это соединить? Никак. Поэтому и не может быть православного социализма. , если один человек ограбил другого

Есть негативные проявления, а есть позитивные. Государство может пресекать негативные проявления, и этого требовать. Но оно не может требовать позитивных проявлений. Воровство можно наказывать, но обязать человека заботиться о других нельзя. Отнять у человека, который не хочет заботиться о других, часть его денег и перераспределить в пользу другого можно. Это будет заботой со стороны государства. Но обязать самого человека заботиться о ком-то нельзя, ибо это не будет заботой. Вы понимаете, в чем тут разница?
Андрей Карпов / 07.08.2015, 14:08

184. Ответ на 176 ., Андрей Карпов:

Андрей, простите, но скажу прямо, Вы опять всё забалтываете словоблудием. В комментарии (п.171) специально сделала акцент на "вашем" - во множестве. Социальная община - не церковная община, это - разные реальности. В идеале они могут совпадать. То есть те же самые люди, что составляют приход, составляют и общину-социум. Будучи людьми православными, члены общины выстраивают и свои социальные взаимодействия на основе любви, и для человека-члена общины нет разницы, в каком виде деятельности он находится. Он чувствует себя членом семьи.

. Это для вас они могут совпадать, для вас это некий мифический идеал социального общества - общины, а для нас это не идеал, это норма. Совсем не потому, что мы считаем себя чем-то, кем-то - более идеальными: выше, умнее, талантливее, "звонче" и т.д. всех остальных наций и национальностей на планете Земля, мы так устроены - по Милости Божьей, а все попытки, а их было немало, вырвать из нас этот Божий Дар кончались и будут кончаться эффектом - "бумеранг" для тех, кто, ... от чего-то(?!), перманентно пытается это делать. Но зачем же в Тулу, да со своим самоваром!? На это: Для того, чтобы это реализовалось на практике, нужно , чтобы в общине были духовные лидеры, умеющие вести людей за собой, люди с расширенным сердцем. Если таковых людей нет, то стоит различать церковную общину и общину-социум. Иначе возникнут довольно нехорошие явления, - принуждение от имени Христианства. Принуждение в социуме неизбежно (как и в семье), но в Христианстве принуждения быть не должно.

. , Ваше замечание вспомнился "бородатый" анекдот "на мотив" сказки Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях": Молодица Царица: "Свет мой - зеркальце, скажи, да всю правду расскажи. Я ль на свете всех белее, всех румяней и милее?" Зеркальце: "Отойди в строну, из-за тебя никого не видно." Андрей, все очень просто, надо отойти, чтобы в "зеркальце" показались духовные лидеры, умеющие вести за собой русских людей, в широком смысле - русских по духу и идеалам людей, которые уже многому научились, чтобы не верит в очередную ложь. Ну что ж поделаешь ..., остальным "всё опять повторяется" на диссидентских кухнях, "думы думать": Если таковых людей нет, то стоит различать церковную общину и общину-социум. Иначе возникнут довольно нехорошие явления, - принуждение от имени Христианства. Принуждение в социуме неизбежно (как и в семье), но в Христианстве принуждения быть не должно

. ещё всегда остаётся, как вариант - это "свободное цивилизованное общество равных прав и возможностей". P.S. Андрей, поверьте, ничего личного. Мне глубоко несимпатичны антисемиты, просто, я - русская. Вы же сами знаете, что ярыми антисемитами, как правило, бывают сами же евреи, доказанный исторический факт. Конечно, не все евреи, а хронические, неизлечимые больные - фарисеи и т.д.. Ещё признаюсь, что навряд ли, писала бы этот комментарий, если бы моя мама умерла во время Великой Отечественной войны. Её жизнь спас старик еврей, инвалид (без ноги). Мама, совсем маленькой девочкой оказалась на улице, на тот момент - никому ненужным беспризорным ребёнком. Родилась она в московской семье, а выросла и воспитывалась в Ленинграде (Питере) у родной тёти, сестры матери, мать умерла. В Питер приезжал её отец, а маму, очень часто, возили к нему в Москву. Так случилось и летом 1941 года. Отца призвали в армию, на фронт, а маленькие дети - мама и её брат остались ... с очередной женой отца - злой, жадной тёткой, до конца 1942 года, которая их не кормила и била. Дети убежали от побоев и заблудились в большом городе, потом потеряли друг друга. Голодного и беспризорного ребёнка - мою маму спас от голодной и "холодной" смерти старик еврей. Многим - лично рискуя, "устроил" маленькую девочку в швейную мастерскую, которая шила военное обмундирование, научил её пришивать к фуражкам пуговицы, а это дало возможность получить продовольственные карточки, как на работника и, конечно, время, чтобы разыскать её отца и вызвать в Москву. Отец приехал с фронта и отвёз ребёнка в Питер, блокаду уже сняли. Спрашивала маму, почему она помнит. что старик был евреем, помнит потому, что женой они разговаривали на непонятном для неё языке, а когда она спросила их - почему они непонятно говорят, ей ответили, наверное, чтобы ребёнок понял, что говорят на еврейском языке.
вода / 07.08.2015, 13:04

183. Ответ на 162., Андрей Карпов:

Делаем понемногу с Божией помощью. Воспитываем - у нас с женой их пятеро.телевизор мы вообще не смотрим (только парад 9 мая), интернет - в пределах страницы воскресной школы (ее ведет моя жена), там много всего интересного, деткам хватает - времени на интернет немного. Друзей тоже можно мягко так комплектовать (в самом раннем возрасте, конечно, но главное - дать правильное направление в самом начале. Окружение, конечно влияет. Но это влияние надо обрабатывать...

У вас всё как в сказке прямо, вы прям по плану живёте, всё учли, всё запрограммировали! Снимаю шляпу перед вами! Наверное и всем 5-м детям жену/мужа подберёте правильных? А если ваши дети влюбятся не в тех, кто нравится маме и папе, что делать то будете? И совсем не факт, что дети послушают в этой ситуации именно родителей. Это сейчас вас слушают ваши дети, но совсем не означает, что так будет всегда. А что будете делать если ювенальную юстицию в нашей стране введут и секс-просвет в школах? Дай Бог чтобы к этому времени ваши дети уже выросли, ну а судьба других детей вас по всей видимости мало заботит.
Олеся Сергеевна / 07.08.2015, 11:23

182. Ответ на 174., М.Яблоков:

Там о Церкви речь и о нравственности, а не о социальном устройстве.

Да? А я то наивный думал, что это апостолы обращаются КО ВСЕМ НАМ и учат нас правилам, как обустроить наш социум... Социальное устройство во времена Христа было только одно - монархия

Да, но мы то с Вами живём не во времена Христа! Проснитесь, Яблоков, уже две тысячи лет прошло с тех времён! На дворе России - либерально-рыночный капитализм! Он Вас устраивает? Меня - нет! Монархию хотите? Где Вы сегодня монарха искать собрались? Может давайте Путина демократически царём изберём? А может сразу Вас? А как назвать то, что было во времена царской России? Монархический православный капитализм? А что, все атрибуты капитализма тогда внедрялись нашими православными монархами по полной программе! И совсем неважно, что не получалось "как в Европе", важно что старались изо всех сил сделать так же "КАК У НИХ!" - "на австриякский манир", "на голландский манир!", "на аГлицкий манир", на Хранцузский манир"... Вообщем - ПЛЕВАТЬ на чей "манир", лишь бы только не на РУССКИЙ!!! Потому и получалось всё это, прямо скажем - уродливо! А всё почему? А потому, что - ну, не принимает Русская Душа париков и лосин австрийских! А попробуй возрази - опала! Потому всё и рухнуло!
Туляк / 07.08.2015, 11:00

181. Ответ на 161., Андрей Карпов:

И всё это: “Никто не ищи своего, но каждый - пользы другого” (1Кор.10:24). “Не о себе каждый заботься, но и о других” (Фил.2:4). “Нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих” (Иоан.15:13) обращено к каждому из нас как проповедь (...) Это - не долженствование, это призыв. Человек должен обязать самого себя - искать пользы другого, заботиться о других, положить, наконец, душу свою за други своя... Сам. По собственной воле. Не по закону. По любви. А как только это же самое делается общественным нормативом, внешним долженствованием, за которым начинает следить институт, - конец христианству.

По Вашему получается, что высказывания Апостолов которые я привёл, это "не должествование", а всего лишь "призывы", которые совсем не обязывают человека поступать так, как говорит Апостол? Так? Ну, хорошо. А что делать государству и всем нам, если человек НЕ ЖЕЛАЕТ - "обязать самого себя - искать пользы другого, заботиться о других, положить, наконец, душу свою за други своя... Сам. По собственной воле. Не по закону?! Вот не желает человек и всё тут! Он не желает искать пользы для другого, а ищет пользы только для себя любимого! Мало того, он ещё идёт и крадёт у того - "другого"! Он также не желает отдавать свою жизнь за други своя. А зачем? Пусть другие это делают, а у него есть ПРАВО ВЫБОРА - идти на войну, или - нет! И никакой светский закон и апостольские "призывы" ему не указ! Вот что тут делать с этим человеком? Оставить ему его "право выбора" как поступит, таки поступит?! Так что ли? Ах, вот оказывается где находится ответ по А.Карпову: И вот государство тут находится в очень сложном положении. С одной стороны, оно должно побуждать людей принимать доброе семя, вырывать плевелы, а с другойоставлять человеку право выбора между грехом и добродетелью.

Андрей, знаете КАК называется всё то, что Вы нам тут "проповедуете"? ТОЛСТОВСТВО!!! Вот как! По Вашему выходит, если один человек ограбил другого, то государство попадает в "очень сложное положение"! С одной стороны, оно ДОЛЖНО "вырвать этот "плевел", а с другой ДОЛЖНО - "предоставить ПРАВО ВЫБОРА МЕЖДУ ГРЕХОМ И ДОБРОДЕТЕЛЬЮ этому самому ВОРУ! А как же, ведь если это государство, где правит православный император, то и тот кого ограбили и тот кто ограбил, для православного государя - "братья во Христе"! Тут, (как Вы сами пишите) православный государь, попадает в очень сложном положение: - то ли, посадить этого вора в тюрьму (а может даже и лишить жизни) а то ли, закрыть на всё это глаза и - оставить этому вору - "ПРАВО ВЫБОРА МЕЖДУ ГРЕХОМ И ДОБРОДЕТЕЛЬЮ"!!! Ну а как же ещё, ведь по Вашему: Социализм - строй тоталитарный. Он спускает смыслы сверху вниз. Поэтому если он будет спускать православные смыслы, то они обернутся антиправославными

. А Империя православной быть может, потому как для этого достаточно, чтобы был православным император.

Андрей, я Вам открою одну Большую Тайну, только никому об этом не говорите! Воинская обязанность, была как в православной РИ, так и в тоталитарном СССР! Воров, что в тоталитарном СССР, что в Православной РИ, либо сажали в тюрьму, а либо - лишали жизни! Никакого - "права выбора между грехом и добродетелью", им не предоставляли! О подобных "правах", любят рассуждать либо "толстовцы", либо нынешние лукавые либеральные "правозащитники" воров и косящих от армии трусов! И Вы вместе с ними! Прекращайте свои демагогические, либеральные, унылые проповеди: http://goo.gl/ANERoa
Туляк / 07.08.2015, 10:07

180. Ответ на 172., Олег Московский:

Без закона сверху обойтись никак нельзя, без жесткой нормативной организации общества - тоже никак.

Да, соглашусь... Я вижу разницу между народным коллективизмом и социалистическим, но тут над существенными признаками надо еще подумать.
Андрей Карпов / 07.08.2015, 09:59

179. Ответ на 173., Олег Московский:

//Перераспределение собственности противоречит заповедям. Построить социализм без этого невозможно.// Так-так, с этого места поподробнее, пожалуйста

Христианин не может прийти и сказать - "отдай!" Он может попросить отдать, но не может взять силой. Даже если человек получил собственность незаконным, хищническим путём. Христианин не может распоряжаться чужим, только своим. Государство же способно перераспределять собственность. А социализм без перераспределения собственности построить невозможно. Поэтому социалист будет отбирать у других. Он может оправдывать это социальной справедливостью, но для этого ему надо забыть о своем христианстве. Это как с палачом. Палач был востребован даже в христианском государстве. Но он должен был убивать. Как бы не оправданы были эти действия, они являются нарушениями заповеди. Этот вопрос легко решается на уровне законодательства, но сложно на уровне собственной совести.
Андрей Карпов / 07.08.2015, 09:54

178. Ответ на 171., вода:

деревенская община

Деревенская община - это социум, который регулируется общественно, то есть к человеку долженствование приходит извне... Социальная община - не церковная община, это - разные реальности. В идеале они могут совпадать. То есть те же самые люди, что составляют приход, составляют и общину-социум. Будучи людьми православными, члены общины выстраивают и свои социальные взаимодействия на основе любви, и для человека-члена общины нет разницы, в каком виде деятельности он находится. Он чувствует себя членом семьи. Для того, чтобы это реализовалось на практике, нужно , чтобы в общине были духовные лидеры, умеющие вести людей за собой, люди с расширенным сердцем. Если таковых людей нет, то стоит различать церковную общину и общину-социум. Иначе возникнут довольно нехорошие явления, - принуждение от имени Христианства. Принуждение в социуме неизбежно (как и в семье), но в Христианстве принуждения быть не должно.
Андрей Карпов / 07.08.2015, 09:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31