В последнее время на передний план выдвинулась идея христианского (православного) социализма. О ней говорят. У неё оказалось неожиданно много сторонников, которые рассматривают православный социализм как единственную альтернативу бесчеловечному капитализму. При этом практически все оперируют православным социализмом как неким допустимым рациональным конструктом, не замечая внутренних противоречий этой идеи.
Далее - тезисы.
1. Социализм мыслится как строй, основанный на социальной справедливости. В идеале общество должно быть устроено так, чтобы никто не чувствовал себя обделённым. Но все люди не могут быть праведниками. Некоторые будут обижены уже тем, что не имеют превосходства над другими. Поэтому социалистический порядок может и обделять, и обижать. Важно лишь, чтобы это делалось «правильно»: чтобы были обижены лишь те, которых действительно следует обидеть. А обделенность проявлялась лишь в том, в чем и следует обделить человека.
2. Возникает вопрос, а как будет определено, кого и насколько следует обидеть? Что будет критерием? Исторический социализм не даёт внятного ответа на этот вопрос. И тут как раз оказывается востребованным Православие. Есть христианские заповеди, именно по ним и следует судить, как надлежит оценивать поступки человека. Например, богатство оценивается негативно, а служение ближнему достойно похвалы и поддержки.
3. Православный социализм мыслится как строй, карающий грех и взращивающий добродетель. Кодекс православного социализма совпадает с кодексом православного человека. Именно поэтому социализм и выглядит привлекательно. Однако, обладая конгруэнтной семантической структурой, идеология православного социализма по своей сути совершенно не православная. В Православии нет заповеди «обидь обидчика». Наоборот, говорится о терпении лишений от другого человека, отказе от осуждения и суда. Суд оставляется Богу: «Мне отмщение, и Аз воздам». Таким образом, православный социализм оказывается неправославной и даже антиправославной социологической практикой. Иными словами, наименование православного он получил незаслуженно.
4. Те из сторонников православного социализма, которые это понимают, однако, не смущаются. Они говорят, что общественная практика и не должна быть проявлением собственно Православия. Мир социума не тождественен миру веры. Православное поведение реализуется в личной жизни, а социум живёт по другим законам. Главное, чтобы он помогал личной православной жизни. Функция любого государства - наказывать грех и поощрять добродетель. Часто звучит ссылка на слова апостола Павла: начальник не напрасно носит меч. И это верно.
5. Однако православный социализм тут особенно уязвим: желание освятить светом Православия всю полноту социальной практики оказывается ревностью не по разуму. Православный социализм смешивает социально недопустимое (преступления) и личностное недолжное (грехи). Меч начальника начинает карать за любой грех, не оставляя возможности для нравственного выбора. Грешник оказывается преступником перед лицом государства и общества. Конечно, в таких условиях грешить менее сподручно, но отказ от греха в этом случае не производит изменений в душе. Православный социализм, таким образом, подменяет покаяние функцией государственного контроля. Человек становится более плоским (добродетель его не имеет корня), менее самостоятельным и инициативным (он склонен перекладывать ответственность на государство и общество). Впрочем, это - достаточно тонкая материя, и редко кто задумывается на эту тему.
6. Одна из базовых ошибок сторонников православного социализма состоит в вере в идею. Это - семантическая ошибка. Верить можно только личности. Истинной вера возможна только в отношении Истинной Личности (поэтому мы верим в Бога). Идея же - интеллектуальный конструкт, нечто, созданное человеческими усилиями, и по сути своей ничем не отличается от идола. Идея не обладает самостоятельной силой. Любая идея получает свою силу посредством людей.
Поэтому нельзя считать, что идея православного социализма является альтернативой капитализму. Капитализм - реальность. Идея - ментальный конструкт. Капитализм, кстати, никогда не существовал в виде идеи. Как и феодализм. Идею нельзя считать состоянием, предшествующим социальной практике. Наличие идеи православного социализма не является условием или фактором изменения общественной жизни. В ней нет силы, способной изменить мир.
7. Для того чтобы изменить социальную практику, нужны люди. Предполагается, что люди вдохновятся идеей православного социализма и реализуют ее на практике. Тут следует задать вопрос: чем будет определяться результат - параметрами идеи или параметрами исполнителей? Очевидно, что параметрами исполнителей: существование обретет лишь то, что они могут создать. Полнота воплощения идеи, таким образом, зависит даже не от того, насколько полно ее смогут воспринять потенциальные исполнители, а насколько они будут ею претворены - изменят своё мировосприятие и поведение в соответствии с воспринятой идеей. То есть последовательность такова - сначала преображение людей, потом преображение общества.
8. Для устроения совершенного общества нужны совершенные люди. Если мы говорим о православном социализме, нужны святые. И тут мы попадаем на территорию парадокса: святой человек не сможет заниматься строительством социализма. Ибо для этого надо переступить через личное следование заповедям и обидеть обидчика. Как следствие, обустраивать социализм будут люди, не обладающие святостью. И именно они будут трактовать, в каком случае человека надо обделить, а кого надлежит обидеть. Фактически это будет означать, что они будут заниматься толкованием православного кодекса. А как это сделать, не переходя к толкованию Писания и Предания?
9. Таким образом, активисты православного социализма неизбежно попадают в позицию, на которой ранее находились отцы Церкви. Это может быть решено двояко: либо через внесение светского элемента во внутрицерковную жизнь, либо через сакрализацию собственной деятельности. И то и другое по своей сути - повреждение Православия.
Подведем итоги. Мы не затрагиваем вопроса, возможен ли в принципе социализм. Скорее всего, нет, поскольку никто еще не описал механизма самовоспроизводства социалистического общества. Однако, безусловно, невозможен православный социализм. Если кто-то и будет двигаться в этом направлении, то неизбежно пойдёт путями, не имеющими отношения к Православию, и получит в итоге нечто, которое православным назвать будет никак нельзя.
187. Ответ на 176., Лебедевъ:
186. Re: Химера православного социализма
185. Ответ на 181., Туляк:
184. Ответ на 176 ., Андрей Карпов:
183. Ответ на 162., Андрей Карпов:
182. Ответ на 174., М.Яблоков:
181. Ответ на 161., Андрей Карпов:
180. Ответ на 172., Олег Московский:
179. Ответ на 173., Олег Московский:
178. Ответ на 171., вода: