На фоне экономического кризиса в России и войны в Новороссии набирает обороты очередная общественно-политическая провокация. Уже вошедшим в привычку атакам на Церковь предпочли спекуляции вокруг многострадальной русской истории в ХХ веке. Её спорность и крайняя запутанность, что осложняется отказом властей рассекретить документы, дают право разным силам толковать исторические события в свою пользу. На сей раз речь зашла о восстановлении памятника основателю ВЧК Дзержинскому перед зданием Лубянки.
Сегодня Россия находится в фазе, которую можно определить как промежуточный период, или «межвременье». Закончилась коммунистическая эпоха, но реставрация исторической русской России так и не произошла. От того наша страна пребывает до сих пор в мучительном поиске национальной идеи. Этим пользуются коммунисты, рассуждающие о т.н. «ресоветизации» и пытающиеся вернуть им самим не ведомое советское прошлое с его символами. Определение этого феномена до сих пор не дал ни один её сторонник, что позволяет говорить о полном отсутствии научного подхода в этой идеологической дискуссии. Если говорить схематично, то под «ресоветизацией» понимается некое возвращение советских порядков. Так, на станции метро «Курская» восстановили крайне спорные строки «Нас вырастил Сталин на верность народу» из советского гимна. В 2014 г. председатель целой парламентской партии (притом не КПРФ, а «Справедливой России») Сергей Миронов выразил поддержку идее восстановления памятника Дзержинскому.[1] Можно привести и другие примеры «ресоветизации» в разворачивающейся войне символов.
Однако правящий режим, уже не коммунистический по идее, но всё ещё советский по духу и мышлению, продолжает смотреть на это сквозь пальцы. Как же объяснить упорное нежелание власти замечать идеологические провокации? Уличить правящий класс в симпатиях к идеологии марксизма-ленинизма довольно трудно, зато глубокая моральная привязанность к советскому строю проступает, к сожалению, всё более явно. Есть и другое объяснение этого оглушительного молчания. Дело в том, что современная политическая система построена таким образом, что источником власти и единственным звеном в цепи принятия политических решений является один человек. В настоящее время он очень занят внешнеполитическими делами и, очевидно, просит его не беспокоить какими-то памятниками и столетней давности красными террорами. В то же время все остальные представители власти безмятежно занимаются повседневными делами и не обращают внимания на «мелочи» без свистка с капитанского мостика.
По «делу Дзержинского» у меня появляется желание задать власти два вопроса. Первый из них: «Зачем это нужно? Чтобы углубить идеологические трещины и разбередить национальные раны нашего общества?». Неужели в стране нет других проблем? Посмотреть хотя бы на запустение деревни и стагнацию в науке, тотальную коррупцию и оскудение нравов. Второй вопрос относится к материальной части дела и звучит так: «Вы вообще знаете, кто такой Феликс Эдмундович Дзержинский?». Складывается впечатление, что дальше ими же написанного учебника истории чиновники не углублялись. Итак, краткая биография этого деятеля состоит из следующих этапов: участвовал в подпольных социал-демократических кружках в западных губерниях Российской империи; занимался организацией диверсий и бунтов в Русской Польши в 1905 году; неоднократно задерживался царской полицией и отбывал приговор в местах лишения свободы; основал Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию и выступил одним из вдохновителей красного террора, чем и вошёл в историю. Никаких заслуг, кроме перемалывания врагов советской власти в мясорубке ВЧК, у Дзержинского не наблюдается. Идеологического наследия, что могло бы быть полезно хотя бы для коммунистов, он тоже не оставил. Просто ГлавПалач, не более.
Ситуация для тех, кто ищёт Правду Божью в Евангелие (а не в вырезках из советских газет) и потому противится коммунизму и всякой «ресоветизации», усугубляется тем, что на Украине местные радикалы сносят памятники советской эпохи. Это неожиданно даёт коммунистами в руки дополнительный козырь - а именно обвинение всех противников Ленина, Дзержинского и прочим проводников красного террора в т.н. «бандеровщине». Когда доходит до дебатов, они обличительно вопрошают, мол, что, лавры «майданутых» не дают покоя?
Разрешение Московской городской думой провести референдум о возвращении памятника Дзержинскому является наглядным примером «спайки» идеологических и стратегических «ресоветизаторов». С одной стороны, всё большую и уже настораживающую активность проявляют коммунисты - идейные сторонники ресоветизации. С другой стороны, эта деятельность не вызывает сопротивления со стороны власти, которая видит в ресоветизации следующие стратегические возможности: оправдание подавления гражданских прав разговорами о великой державе, оглупление людей путём навязывания коммунистических представлений о жизни человека и подмена кропотливой работы над национальной идеей советским суррогатом. Конечно, такая многоплановая стратегия на непротивление ресоветизации выглядит для режима соблазнительно.
Восстановление памятника Дзержинскому на прежнем месте, перед зданием Лубянки, трудно оценить иначе, как оправдание красного террора и геноцида русского народа советской властью. Сегодняшняя погоня за мифическим образом сильного государства в лице памятника «Железному Феликсу» может в ближайшее время стать важнее, чем память об убиенных им людях, наших соотечественниках. Нынешние власти не понимают, что поистине могучим и прочным является только то государство, граждане которого помнят свою историю и осознают преемственность со своими предками. Сто лет назад об этом размышлял Иоанн Кронштадтский. Обращаясь к будущему России, наш почитаемый святой говорил: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу - и будет по завету князя Владимира, - как единая Церковь». Так поможет ли памятник Дзержинскому и ресоветизация в целом возрождению сильного государства и уместны ли вообще памятники деятелям советской богоборческой власти в православной стране?[1] Миронов: Я бы поддержал восстановление памятника Дзержинскому:
100. Ответ на 94., Silvio63:
99. Ответ на 94., Silvio63:
98. Ответ на 96., РодЕлена:
97. Ответ на 95., Василий15:
96. Ответ на 94., Silvio63:
95. Ответ на 94., Silvio63:
94. Ответ на 84., г-н Инспектор:
93. Ответ на 92., Натали:
92. Ответ на 78., Потомок подданных Императора Николая II:
91. Ответ на 90., Василий15: