Сегодня, 74 года тому назад, началась Великая Отечественная война, унесшая 29 миллионов жизней советских людей...
Вот уже несколько лет я самостоятельно занимаюсь поиском пропавших на войне дедов: дяди Гриши, деда Егора и дяди Прохора. За время поисков удалось установить, где мои деды воевали, узнать, что все трое - пропали без вести. Дед Егор, красноармеец Егор Андреевич Переславцев воевал в составе 847 артполка 278 стрелковой дивизии 50 Армии Брянского фронта и сгинул без вести в Брянских лесах, прорываясь из окружения в направлении п. Гутов завод и Хвастовичи Калужской области. Вместе с ним также безвестными сгинуло несколько сот тысяч солдат.... Дядя Гриша, красноармеец Григорий Андреевич Переславцев отважно воевал в составе 922 стрелкового полка 250 стрелковой дивизии 30 Армии Западного фронта и погиб смертью храбрых 2-4 октября 1941 года у села Чичаты, что расположено на большаке, ведущем к городу Белый. Вместе с ним в боях 2-4 октября погибло более 800 солдат, стоявших насмерть на своих рубежах обороны. Но все они до сих пор так и числятся «пропавшими без вести». Дядя Прохор, старший из братьев- Прохор Андреевич пропал без вести весной 1944 года при освобождении Прибалтики... И таких «пропавших без вести» солдат - миллионы.
Запросы в архивы, как обычно, ничего не прояснили. А вот благодаря ОБД «Мемориал» и ОБД «Подвиг народа» по дяде Грише удалось обнаружить уникальные документы - «Именные списки безвозвратных потерь 250 стрелковой дивизии за период 23 июля 1941 года по 1 января 1942 года, в том числе, списки безвозвратных потерь 922 стрелкового полка». Более 2000 имен солдат вновь стали известны.
Из архивных документов было установлено, откуда в 922 полк были призваны бойцы. Это: Воронежская область - Нижнедевицкий, Хворостянский, Хохольский, Семилукский, Панинский, Усманский, Хлевненский районы; Сумская область - Тростянский, Ахтырский, Глуховский, Лужанский, Краснопольский районы; Чкаловская область - Бугурусланский, Абдулинский районы; а также: Курская, Куйбышевская, Горьковская, Свердловская, Челябинская, Черниговская, Тамбовская, Орловская, Омская области, Пермский край, Удмуртская и Татарская республики.
Из имеющихся документов установлено, что бойцы 922 стрелкового полка мужественно и отважно сдерживали превосходящие силы противника, удерживая рубежи обороны на большаках, ведущих к древнему городу Белый и далее на Ржев и Вязьму. В ожесточенных боях 2-4 октября 1941 года более 800 бойцов полка пропали без вести. Но есть все основания предполагать, что наши деды стояли насмерть, сдерживая яростные атаки противника. В ходе ожесточенных боев вести учет потерь было некогда, порой красноармейцы командовали отделениями и взводами, а то и ротами. Потери сержантского и офицерского составов были огромными. И архивные документы это беспристрастно демонстрируют. Так что хоронить погибших бойцов в тех жестоких боях было некогда, а порою, просто - некому. Все они так и остались на рубежах обороны зачисленные навечно в безвестные... Могилы их неизвестны, подвиг - бессмертен
За время поисков, специально я не считал, но, наверное, удалось помочь более 3000 человек. Кому-то повезло, и можно было сообщить точное место нахождения братской могилы, а для кого-то пришлось покопаться, чтобы связать в единое целое разрозненные факты и события. Бывает и так, что приходится сообщать о том, что помочь нет никакой возможности. Однако дело не в этом. Я часто спрашиваю - для чего вам нужно отыскать дядю, деда, прадеда? И вопрос этот не праздный. У нас сейчас много и красиво говорят о патриотизме, о сохранении памяти. О воспитании у молодежи любви к Отчизне. Все правильно. Порой мне доводится бывать на воинских братских могилах, мемориалах, встречаться с местными ветеранами войны, представителями администрации, с журналистами. И я замечаю, что репортажи журналистов все больше и больше направлены на участие в торжественных мероприятиях глав районов или местных муниципалитетов, а вот о самих ветеранах, как и о человеческих трагедиях семей, отдельных людей мы рассказывать стесняемся. Война за нашими красивыми словами утрачивает весь тот ужас и лишения, голод и холод, ежеминутную смерть и потерю близких. Мы утрачиваем остроту боли от потерь и погибший дед или прадед становится статистической единицей потерь. А ведь они, наши деды, также как и мы, кого-то любили и были любимыми, мечтали, встречали рассветы и закаты, слушали соловьев и нянчили своих детишек, что-то творили... Война враз перечеркнула все это... Моим дедам на войне было далеко за 30. Сейчас мой зять в том же возрасте. И когда я смотрю на него и понимаю, что вот также деду Егору или дяде Грише пришлось уходить на фронт, оставляя двоих детишек, жену, хозяйство, а впереди ждала неизвестность, может быть даже смерть, мне реально становится не по себе...
О дедах мы знаем из рассказов бабушек. В свою очередь, взрослея, становясь отцами и дедами, рассказываем о них уже своим детям или внукам. И с каждым поколением в сознании внуков-правнуков мы теряем ту остроту потерь, которые пережили наши прабабки и бабки, тетки. Сколько «солдаток»-молодок так и осталось одинокими после войны? Не счесть. Это они, наши бабки и прабабки из последних своих бабьих сил в буквальном смысле вытягивали нашу Победу, растили детишек, ставших нашими отцами и матерями, а потом своими натруженными руками нянчили нас... И когда обо всем этом задумаешься, на душе становится больно и тоскливо...
Многие из наших бабушек и прабабушек всю жизнь ждали своих мужей с войны, вопреки всему верили в чудо... Многие хотели отыскать могилки, чтобы приехать проститься в последний раз... В те послевоенные годы это не у всех получилось. Сейчас мы, внуки, правнуки, праправнуки, должны сберечь Память. Кроме нас, получается так, беречь Память уже некому.
Еще в 2010 году я задумал установить памятники своим дедам. Шли годы и вот первый памятник бойцам 922 стрелкового полка - готов. В память о мужестве и отваге, проявленных нашими отцами, дедами и прадедами - бойцами 922 стрелкового полка памятник будет установлен в районе бывшей деревни Черный ручей Бельского района Тверской области. Я хочу выразить признательность людям, которые поддержали меня - Леониду Меркулову, Юлии Кнытиковой, Галине Ивановне Урсеговой. Благодаря их помощи мы смогли изготовить наш памятник. Вместе с тем, за время поисков удалось отыскать 130 родственников бойцов 922 полка. Сообщить им о судьбе деда или прадеда. Сейчас я направляю именные списки в распоряжение руководителей регионов, глав муниципалитетов и прошу помочь в розыске родственников солдат 922 полка, а также в изготовлении памятных именных досок, чтобы установить их к открытию памятника 22 июня 2016 года, в день 75-летия начала войны.
Я полагаю, что будет правильным, если мы - внуки и правнуки - соберемся вместе у памятника, чтобы почтить память и выразить свою признательность и благодарность нашим дедам и прадедам.
А сейчас, давайте зажжем свечу и помянем всех солдат...
8. Ответ на 5., Михаил922:
7. Ответ на 6., ortodox:
6. НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА С ТАКИМ ГНУСНЫМ НАСЛАЖДЕНИЕМ НЕ ГНОБЯТ СВОЮ ИСТОРИЮ, КАК У НАС.
5. ПАМЯТЬ
4. Ответ на 3., зиф:
3. Re: Память о дедах и прадедах
2. Re: Память о дедах и прадедах
1. Re: Память о дедах и прадедах