Только что вышла в свет новая книга писателя-очеркиста и эколога Анатолия Егоровича Стерликова «Под игом осенних ночей». Поскольку мы оба состоит в одной и той же писательской организации - Ленинградском областном отделении Союза писателей России - книга мне была подарена автором одной из первых. Скажу честно: до этого я прочла только одну его вещь («Куширь болотная»), и больше автор был мне известен как последовательный борец в защиту природы Северо-Запада и убеждённый коммунист (Стерликов - член КПРФ и активный участник общественного движения «Русский лад»). Ещё хочу отметить, что Анатолий Егорович - один из основателей выше упомянутой писательской организации, куда входили такие значимые фигуры русской культуры, как легендарный журналист-фронтовик Иван Дроздов, чей бронзовый бюст можно увидеть на Поклонной горе, знаменитый оперный певец Борис Штоколов, глубоко чтимый всеми православными, почивший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), замечательный современный публицист и патриот Марк Николаевич Любомудров и другие достойные люди.
В своем вступительном слове к книге её редактор Максим Швец подробно и обстоятельно рассказывает об этом произведении, называя его «лесной лирической повестью» и особо подчёркивает её целостность и оригинальность. Сразу скажу: я полностью согласна с мнением редактора. Более того, давно не испытывала такой душевной радости от прочитанного! Автор книги приятно удивил великолепными описаниями природы Вытегорщины (это северо-запад Ленинградской области, граничащий с Вологодчиной), которые гармонично перемежаются воспоминаниями о днях детства и юности, проведённых в родном Семиречьи (районы Киргизии и Казахстана), в поймах местных рек, например реки Чу, что берёт начало в горах Тянь-Шаня. Стерликов и не скрывает, что поначалу суровый лес Северо-Запада казался ему чем-то враждебным, непонятным, но потом он полюбил его до самой глубины души. Иначе не стал бы так упорно, годами бороться против его хищнического уничтожения! Перепитиям этой неравной борьбы в книге уделено немало места, и вместе с автором я, читатель, также переживаю, волнуюсь, сжимаю в бессильной ярости кулаки... Так попало, варварски, без мысли даже о восполнимых в будущем посадках, УБИВАЮТ РУССКИЙ ЛЕС!! Сосновые боры, что не одно столетие горделиво красовались по берегам озёр и рек, принося людям радость и тепло! Поразительно, но в этих вырубках участвуют не только мигранты, которым, понятное дело, наплевать, что делается в чужой и чуждой им стране, но и русские люди, даже местные (!) участвуют в этом позорном деле, или взирают на всё происходящее с безразличием и апатией!
С другой стороны, куда податься людишкам на заработки - ситуация в русской деревне, думаю, известна всем. Да и каким-то седьмым чувством чует русский человек, что никто, по сути, и изменит кардинально эту ситуацию: ни отдельные совестливые депутаты, ни администрация (и местная, и повыше). Пока не перестанут воровать на высоком уровне, пока мы не перестанем узнавать из СМИ о воровских уже не миллионах, а миллиардах... И главное, всё практически безнаказанно, вот что самое страшное! Так исторически и геополитически сложилось (о причинах распространяться не могу, это тема другой заметки), что русский человек честно, много и хорошо работает только при сильной государственной власти! Пусть эта власть жёсткая, пусть местами даже жестокая, но если эти жёсткости и жестокости нужны для укрепления государства российского, русский человек всё стерпит, пойдёт на любые лишения... А вот если власть антигосударственная, антинародная - тогда всё! Тогда всё - в сторону, тогда - в запой! Самоуничтожение в алкоголе - так реагирует чуткая славянская душа на все вопиющие несправедливости жизни!
И всё-таки, книга Стерликова прежде всего - гимн русской природе, русскому лесу! Я сама горожанка, но тоже страстно люблю лес, может потому что детство и юность прошли тоже в лесу, конечно, не таком по-настоящему диком, который описывает автор в своей книге, но всё же тогда ещё достаточно большом и чистом. Я имею в виду лесной массив в районе пос. Сиверской, это Гатчинский р-н Ленинградской области. В моём, к сожалению, уже далёком детстве дачников там было очень мало, а потому можно было увидеть промелькнувшего в осиннике лося или случайно вспугнуть куропатку на клюквенном болоте... В пять лет я уже знала название каждого съедобного гриба, и слыла хорошим грибником. Да и белые росли буквально везде, в двух шагах от дома... Целыми днями мы с бабушкой бродили по лесу, и радость от общения с ним до сих пор жива в моём сердце, вот только лес тот изменился очень, и не в лучшую сторону!..
Но вернёмся к книге. Как нельзя больше автору подходит известное выражение: «природа мастерская, и человек в ней работник». Действительно, вот буквально первая фраза из книги Стерликова: «в лесу не бывает праздников, не бывает и выходных, всегда есть работа»... И автор не торопясь, обстоятельно, со вкусом рассказывает о своей работе в лесу: то набрать лесных ягод и грибов, то наладить нодью (это, оказывается, такой длительный постоянно тлеющий костёр, что не даёт замёрзнуть во время ночёвок в лесу), то срубить изобку (сторожку с печкой для той же цели), то заняться рыбной ловлей... Дел не впроворот! Кстати, рыбной ловле на щуку-утятницу (снова новое для меня слово) посвящено в книге много места, и даже мне, совсем не рыбаку, было увлекательно читать описания всех перепитий и тонкостей этого дела... Такое я встречала только у Аксакова в его замечательной книге «Детские годы Багрова-внука»! Иногда автор напоминал мне трудягу-муравья, который находится в беспрестанном труде, и которому и на небо-то некогда взглянуть! А это совсем не так! Таких поэтических описаний природы я не встречала давно, у современных авторов-прозаиков точно! Даже в самих названиях многих глав звучит поэтика русского слова: «Звезда богородичная», «Сердце Палого мха», «Пролетье. Иванов день», «Осенины» и др. Да и сами описываемые объекты также имеют весьма примечательные названия - Кельручей, Ясень-озеро, Вой-ручей, Ронга-речка... Не одну, наверное, тысячу километров намотал автор за многие годы странствий по лесам Вытегорщины, да он и сам себя называет не иначе как «странником», но странник он очень внимательный, многое примечающий и многим восхищающийся. Автор тонко чувствует красоту леса, и не только столетних сосен или чистых родников; его радует и маленькая пчёлка с золотыми крылышками, «что сладко звенят», и алый кипрей, и «красноватые узоры рябиновой листвы»... Иногда эти описания природы достигают истинных высот настоящей поэзии в прозе». Да известно ли тебе, читатель, что капли росы - не что иное, как слёзы богини Лады?» И дальше: «согласимся с тем, что мироощущение человека Руси изначальной, Руси юной, было наполнено чистой поэзией, искренним, детским чувством»...
Вот поэтому и выражаю искреннюю признательность автору за доставленную душевную радость! Будто родниковой чистой воды напилась в жаркий день!