Несколько слов о Малевиче

Бывший СССР 
0
2271
Время на чтение 11 минут

В конце января этого года на заседании пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви обсуждался проект документа «Церковь и культура». Выступая в ходе дискуссий, Святейший Патриарх Кирилл говорил об особенностях русской культуры начала ХХ века и, среди прочего, сказал в контексте общей темы разговора несколько слов о Малевиче: «Черный квадрат Малевича является очень важным феноменом в истории искусства, потому что он помогает понять, что в душе человека и эпохи. Когда иногда спрашивают, как Вы относитесь к абстрактному искусству, говорю, Вы знаете, я отношусь к любому подлинному искусству с уважением, потому что искусство помогает понять душу человека, его мировоззрение и состояние эпохи. Не будь квадрата Малевича, мы не могли бы понять, что творилось в начале XX века. А когда мы сравниваем Владимирскую икону Божией Матери с Малевичем, нам тоже становится все ясно. Более сильных аргументов нет. Никаких статей писать не надо. Вы хотите понять, что происходит в душе неверующего человека, бросающего вызов традиции? Вот вам черный квадратик, вот вам Владимирская икона Божией Матери. Вы сами рассуждайте... Мы должны проникнуть в суть явления, связать историю культуры с духовной жизнью человечества... Мы должны какое-то уделить внимание и нехристианской культуре, потому что это, в конце концов, фундамент для нашего диалога с миром».

Слова Патриарха о Малевиче (хотя он говорил очень о многом), именно о Малевиче сразу были замечены самыми различными СМИ. «Эхо Москвы» посчитало, что «Малевич не угодил Патриарху», «Газета ру», что «Патриарх раскритиковал Малевича». «Радио Свобода» для защиты Малевича от Патриарха срочно пригласило Самодурова (директора Сахаровского центра, где проходили антирелигиозные, оскорбительные кощунственные выставки), который по обыкновению мутно и скучно рассуждал о «визуальных метафорах», «соотношении между художественным творчеством, смыслом произведения, с одной стороны, и истоками и мотивами творчества в душе и мозгу, в физическом и духовном состоянием художника - с другой». Человек, не знакомый с сутью разговора, мог даже, услышав это, подумать, что обсуждается какая-нибудь «Тайная вечеря» Леонардо. Ну и т.д. и т.п.(http://www.rosbalt.ru/video/2015/02/04/1364738.html, http://www.ruscur.ru/themes/0/00/68/6800.shtml?news/0/07/73/77376

Почему все либеральные издания так кинулись на защиту Малевича, хотя защищать его было не от кого, так как Патриарх на него не нападал (к этому мы еще вернемся). Не говоря уже о том, что, если уж на то пошло, любой человек имеет полное право не любить Малевича. Дело в том, что для всей этой публики защита Малевича (то есть кружочков, полосочек и квадратиков вместо классической живописи) есть защита либеральных завоеваний 1990-х, а вовсе не святого искусства. Защита себя. Только и всего. Ибо весь «постмодерн» (об этом уже говорилось подробно) - это средство расчеловечивания культуры в интересах либеральной демократии. Это инструмент оболванивания, ибо человека, у которого в культурном запасе Леонардо, Нестеров и Репин, сделать своим союзником довольно сложно. Ему знакомы, понятны и близки сложные конструкции, он воспитан и привык думать, а это значит, что на пустые лозунги «занашуивашусвободу», на вопли «мы здесь власть», на одухотворенные навальные лица, на рекламные паузы его не поймаешь. Человеку же, для которого кляксы, квадратики и синие пятиногие лошади, ходящие по потолку, как мухи, есть искусство, можно всунуть чего угодно, главное, побольше слов и словосочетаний с раздвоенным смыслом или вообще без смысла: «деривативы», «концептуализм», «архетип», «актуальное искусство», «ревизия очевидности» и т.д. «На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь и делай с ним что хошь». Поэтому человек, идущий за нашей оппозицией, сторонник «либеральных реформ», «свободы от всего», обязательно любит «современное искусство», «авангард», «концептуализм» и прочее, ибо одно неразрывно связано с другим.

При этом важно понимать, что он любит и авангард и концептуализм «в целом», не размениваясь на детали и фамилии. Конкретно Малевич ему (им) не интересен вообще, он (они) его не знают, не читали и видели только тот самый «квадрат». Фамилии в данном случае это просто опознавательный знак в системе привычных координат, поэтому для того же «Эха Москвы» разницы между Малевичем и, например, Гельманом или Кулябиным нет никакой. Это просто флажки, за которые посторонним запрещено заходить. Поэтому те, кто защищает «черный квадрат» от Патриарха, прекрасно понимают, что как только кто-то неодобрительно отозвался о Малевиче, то это прямая угроза их кругу в целом. Это значит жди беды, ибо сегодня Малевич, завтра Кабаков, а послезавтра, того и гляди, не согласятся с «Синими носами», Куликом, Кулябиным и Мездричем, а это уже подкоп под алтарь. Поэтому надо вставать грудью, так как все современные кляксы, мазня и богохульства держатся только постоянной возгонкой заказных восторгов, рукоплесканий, восхищений, а не объяснениями, чем так все это ценно для культуры на самом деле. В итоге самый широко распространенный аргумент звучит как «в нем что-то есть», хотя точно так же можно сказать о человеке, который страдает глистами.

А теперь вернемся к тому, что сказал Патриарх. В принципе, сказанное им аксиоматично и не содержит вообще никакой критики. И Богоматерь Владимирская и «квадрат» это показатель состояния души. В одном случае ее высочайшей гармонии, в другом распада. Вспомним, как все у авангарда начиналось. Начать следует с того, что почти весь русский авангард начала ХХ века был внешним выражением того, что можно назвать «коммунистической религией». Переворот 1917 года и последовавшие за ним события имели серьезную религиозную основу, а формирование коммунистической партии, ее обрядовой стороны копировало внешние формы церкви и ее атрибуты.

Вскоре после революции Всероссийский Исполнительный комитет опубликовал «Десять Заповедей Пролетария», имевшие прямые аналогии с Десятью Заповедями Моисея. Многие плакаты большевиков напрямую подражают иконам. Так, обычным сюжетом стало изображение рабочего или солдата в образе Святого Георгия - сидящим на красном коне и поражающим дракона-буржуазию. Известен сюжет плаката, на котором всадник-большевик на крылатом коне держит открытую книгу, надпись на которой «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» выполнена церковнославянской вязью. Ленин (особенно после смерти) становится аналогом главного божества, чьи «мощи» лежат в мавзолее в центре Москвы и СССР, а перед мавзолеем проходят военные парады и демонстрации - «крестные ходы» с портретами и лозунгами. Возникают «святые места», связанные с жизнью и деятельностью Ленина и его соратников. В их честь переименовываются улицы, площади, города, области. В каждой воинской части, на каждом заводе, в каждом колхозе и совхозе устраиваются «часовни» - ленинские комнаты, «красные уголки», само название последних отсылает нас к «красным углам» изб, где был киот с иконами и висела лампада. В 1937 году выходит «катехизис» новой религии - «Краткий курс истории ВКП (б)», где представлена «каноническая версия» событий, отныне не подвергаемых сомнению.

Кстати, во многом именно все эти обстоятельства и детали позволили коммунистической, партийной идеологии так быстро овладеть умами огромного количества людей и так крепко закрепиться в сознании (см. подробнее http://boris-yakemenko.livejournal.com/481245.html, http://boris-yakemenko.livejournal.com/481486.html), так как пали на религиозную почву.

При этом важно понимать, что эта коммунистическая «церковь», имея все внешние признаки христианской, была, по сути, глубоко языческой. По точному замечанию исследователя древнерусского искусства Г.К.Вагнера, принципиальной чертой язычества было безличностное понимание Бога, характерное в целом не только для славянского язычества, но и для античного греческого. Именно это понимание Бога во многом формировало языческое мировоззрение целиком и определяло отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Из отсутствия личностного восприятия Бога естественным образом вытекал и «посюсторонний» характер язычества, его исключительная обращенность к этому миру, а также невнимание к человеку, как к личности.

Коммунистическая языческая «религия» закономерным образом исключила и потусторонний мир и отдельного человека, личность из своей идеологической, социальной системы, оставив только «массу», «коллектив», «пролетариат». Не случайно, В.Маяковский писал, что «Eдиницa! Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка... Единица - вздор, единица - ноль...» Коммунистический человек исчезает, расплывается в своих творениях, наразрывно сливается с ними, утрачивая себя полностью. «Мы любим электрические провода, железную дорогу, аэропланы - ведь это наши мышцы, наши руки, наши нервы, - писал один из литераторов того времени, - мы любим заводы - это узлы нашей мысли, наших чувств. Это железная голова коллектива, это голова нового Спаса». «В пролетарской поэзии живут не люди и даже не столько машины, сколько слитые воедино машины-люди», - писал один из идеологов Пролеткульта Ф.Калинин. Пролетариат становится главной святыней новой религии.

Все, кто убиты

С тобою слиты...

В тебе ответа,

И теперь на российской равнине,

На амвоне Круглого Храма, Шара Земного,

Пред тобою, всесветный, моей святыней,

Стою пред тобою, Пролетарьят.

Во имя Солнца, во имя Света,

Отмщения ждут.

Мечты распятых,

В веках проклятых

В тебе цветут.

Существенную поддержку в создании этих новых культов оказали советской власти именно представители творческой интеллигенции и, прежде всего, сторонники «авангардных» форм искусства. Как и большевики, они жаждали уничтожения всего старого, классического наследия и создания новых форм. Поэтому они активно участвовали в оформлении большевистских уличных мистерий, создавали стихи, картины и поэмы, в которых славили новый культ.

Среди них был и Малевич. Он в своих художественных «работах», которые не имели в живописи никакого отношения, а были общественными акциями, эпатирующими манифестами «нового искусства» (что роднило их с известными «ничевоками» и футуристическими прокламациями), активно утверждал ту самую, языческую «полную беспредметность» (супрематизм). «Искусство вышло к пустыне, в которой нет ничего, кроме ощущения пустыни. Художник освободился от всех идей - образов и представлений и проистекающих от них предметов, и всей структуры диалектической жизни». В этой пустыне хаотически «в вихре вертятся все созданные им (человеком. Б.Я.) предметы, он ... руководит ими и влечет за собою в неведомый ему путь бесконечного». (Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность. http://detectivebooks.ru/book/26157949/) То есть мы видим сознательно выстраиваемую картину первобытного хаоса, в котором носятся вместе с человеком предметы, природные явления и вообще все, что есть в мире. Перед нами возникает натуральная языческая космогония, подчиненная стихиям, в которой, что важно, особую роль приобретает ритм - «первый и наиглавнейший закон всего проявляющегося в жизнь, без этого ритма ничто не может двигаться и создавать». Хорошо известно, что ритм это одна из праформ искусства, стержень, на который нанизывалась вся первобытная культура.

Таким образом, супрематизм Малевича это возвращение к дохристианской эстетике. «Авангардом в искусстве называется движение вспять - от христианской парадигмы назад к языческим корням», - писал М.Кантор. Но если вернуться к тезису о «коммунистической религии», то именно авангард оформил, эстетизировал эту религию. Хорошо известна фраза Малевича из полемики с Бенуа о «Черном квадрате» как о «голой иконе своего времени». И это словосочетание возникло не случайно - новому искусству придавался пророческий смысл, его задача была стать новым откровением новой религии. Авангардные, супрематические люди без лиц становятся образами (в прямом и иконологическом смысле) новой реальности. И разъединить их не получается. Г.Ревзин очень точно писал о том, что при изъятии из культурных феноменов того времени «коммунистического тренда» эти феномены становятся чрезвычайно бедны и утрачивают ценность. Например, «конструктивизм превращается в формальный поиск новых решений осуществленный малообразованными людьми на отсталой технологической базе». То же самое можно сказать и об авангарде. Хуже то, что для него была естественной, среди прочего, среда разрухи, насилия, распада. Именно поэтому авангардисты охотно занимают в новой власти высокие должности (можно посмотреть, сколько их было у Малевича) и не протестуют ни против расстрелов, ни против цензуры. Беспредметная их душа была не в состоянии протестовать.

Эта же самая беспредметность души (то есть пустота) неизбежно стала, по словам профессора университета Париж-2 Жан Луи Аруэля, «патологией саморазрушения в живописи. Принципиальной его особенностью было то, что художники воспроизводили действительность все хуже и хуже и в конце концов вообще отказались от воспроизведения ее». И если бы только в живописи - хорошо известно, сколь трагична была судьба и жизненный финал многих апологетов «нового искусства». Тяжелые душевные болезни, распад личности, самоубийства - все это становилось закономерным. «Малевич нам показывал свой квадрат, мы делали вид, что нам очень интересно, - вспоминал один из организаторов русского футуризма, поэт, литературный критик С.Бобров. - Он почувствовал это, сказал: «С ним было очень трудно: он хотел меня подчинить» - «Как?» - «А вот так, чтобы меня совсем не было». - «И что же?» - «Я его одолел. Видите: вот тут его сторона чуть-чуть скошена. Это я нарочно сделал - и он подчинился». Тут мы поняли, какой он больной человек». (Цит. по: М.Гаспаров. Записи и выписки. М., 2002).

Проблема была еще и в том, что авангард, сделав стремление к беспредметности главной стратегией, ключевым инструментом, так и не смог дать своей эпохе язык. Вместо него были либо квадраты и полоски, либо «Дыр бул щил убещур...» (тот самый, уже явившийся за полвека до наших авангардистов «Бобок! Бобок!») Не случайно Маяковский в самый разгар революционных событий сетовал, что «пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». В результате власть, не дождавшись, дала улице свой «совдеповский язык». И вскоре «колхозы», «наркомвоенморы», «наркомнацы» и «даздрапермы» стали гораздо понятнее и употребительнее, чем динамические супрематизмы, а уже через десяток лет после переворота 1917 года начинается возвращение к старой эстетике в живописи, к академизму.

Подводя итоги, следует сказать, что, таким образом, «Квадрат» Малевича стал, действительно, диагнозом. Причем не только для него, но и для всей авангардной системы. При этом важно помнить, что даже если какая то клякса была ляпнута на холст сто лет назад, со временем она не наполняется смыслом (а такой аргумент есть). Можно продержать в бутылке триста лет коньяк и он станет гораздо лучше. Но для этого триста лет назад в бутылку должен быть налит именно хороший коньяк. А если там помои, то ни через триста, ни через пятьсот лет они не станут благородным вином или коньяком. Это будут просто очень старые помои, вот и все. Так и здесь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Re: Несколько слов о Малевиче

Сергей Владимирович с чего вы решили, что вопрос я задаю вам?.. И с чего вы решили, что вопрос вообще требует ответа?.. Что Е-бурга... Это ваша реплика не имеет ни малейшего отношения к теме, но один раз я все же прокомментирую. Знаете, рассуждения вида "что-то будет построено с парковкой (переходом, спортплощадкой и пр.)" хороши в отношении рядовых светских инфраструктурных объектов (пара корпусов жилых домов, больница, мелкий торговый центр). Подобная риторика в отношении храмов приводит, мягко говоря, к печальным последствиям. Вон в соседней статье про какой-то пригород Питера уже пытаются совместить церковь и каток. Каток!.. Кстати, в том же Питере есть совершенно чудесное место - торгово-офисный центр "Меркурий", если мне память не изменяет. Суть даже не в том, что это имя языческого бога, а в том, что там между магазинами ухитрились вклинить церковь. То есть это даже не отдельно стоящая рядом часовня и не домовая церковь. Это прямо просто органичный элемент галереи салонов (аптека, оптика, фотоателье, церковь, кроссовки, строительная техника). Давайте-давайте, инфраструктурьте, превращайте церковь в сеть заведения вроде "Магнита" или "Евросети". И причем тут Олимпиада? В Византии олимпиад, кстати, тоже не было. Или у вас душа болит о том, что на проведение Сочи денег хватило, а ветеранам, как всегда, 9 мая достанутся подачки в виде 7 тыщ рублей? Последний вопрос ответа опять же не требует. Так что сходите лучше в Третьяковку - именно там висит ЧК. Насладитесь произведением искусства, висящим близ других шедевров РРРусского искусства*!.. Как говорил сам Малевич, если ничего не путаю, "если вы будете долго глядеть на мои квадраты*, то вам откроется окно в бесконечность..." * - кстати, там недалеко висят картины Левитана (кстати, еврея и - о ужас - также не получившего академического звания художника). ** - у него их несколько.
рудовский / 14.04.2015, 08:49

22. Ответ на 20., рудовский:

Сергей Владимирович,что за вульгарная демагогия?..Это вы тут растеклись, а я лишь прокомментировал (и то выборочно) ваш пост, послчего вы ухитряетесьа)упрекать меня в растеканииб)приписывать мне то, чего я не говорил (я Я никому ничего не приписываю. Я лишь беру некий тезис и комментирую его, не переходя на личности. Но при этом я, разумеется, не путаю ваш текст с текстом автора статьи или чьим-то еще текстом.Перечитайте свой же текст. (с)Зачем?

"...художник и его соратники взялись не только за кисть, но и за перо, дабы писать объяснения к своим, так сказать, полотнам. Из-под кистей «художников» вырастали художественные стили. Один другого мудренее - лучизм, супрематизм, аналитическое искусство. Ведь все их «художества» требовали обоснования. Но очень сложно обосновать то, что в принципе и сам не можешь сформулировать." Это текст статьи. А вот ваше переосмысление оного: Из-под кистей «художников» вырастали художественные стили. Один другого мудренее - лучизм, супрематизм, аналитическое искусство. Ведь все их «художества» требовали обоснования. (с) А почему художества в кавычках?.. Вопрос-то вы мне задаете, Рудовский. Не автору, заметьте, а мне. Что до того, что вы никогда не перетолковывали смысла высказывания людей... Речь, помнится, шла о строительстве церкви в Екатеринбурге. Вы, в кавычках (прямая речь, ответ человека на вопрос), написали:"вместе с подземным переходом и парковкой будет строиться храм", начав изгаляться по поводу того, что храм будет строиться как "довесок" к парковке и подземному переходу. И дали ссылку... Но, пройдя по ссылке, можно было прочитать: "вместе с храмом будут строиться подземный переход и парковка"... Слова вроде те же, но смысл-то совершенно другой. На первом месте всё-таки храм!.. Так кто у нас любитель заниматься дешёвой демагогией? Или опять скажете, что этого не было? Ну-да, ну-да, унтер-офицерская вдова тоже сама себя высекла. А про Византию, что же... напишите. Да вы уже что-то и писали? О непрерывной олимпийской традиции и несчастной отсталой Руси, где таковых традиций не было? В общем, "... Пилите, Шура, пилите" ("Золотой телёнок", Ильф и Петров).

21. Re: Несколько слов о Малевиче

Андрей Карпов ну здесь еще важен вопрос репродуцирования. ЧК часто повторяют без белой рамки/контура и строго квадратным. И воспринимают его именно как черный квадрат, не более и не менее. А непараллельность линий - это вообще малевичский выпендреж. Помнится, у него была картина (на которой мать кормит ребенка или что-то такое, смутно помню) без единой вертикальной или горизонтальной линии.
рудовский / 13.04.2015, 20:07

20. Re: Несколько слов о Малевиче

Сергей Владимирович, что за вульгарная демагогия?.. Это вы тут растеклись, а я лишь прокомментировал (и то выборочно) ваш пост, послчего вы ухитряетесь а)упрекать меня в растекании б)приписывать мне то, чего я не говорил (я нигде не утверждал, что считаю ЧК гениальным произведением). Это невежливо, нечестно. Рудовский, пустословите зачастую просто из духа противоречия. (с) Нет. И в этом уже берегов не видите, цитаты из статьи приписывая мне лично. (с) Я никому ничего не приписываю. Я лишь беру некий тезис и комментирую его, не переходя на личности. Но при этом я, разумеется, не путаю ваш текст с текстом автора статьи или чьим-то еще текстом. Перечитайте свой же текст. (с) Зачем? Впрочем,вы и раньше весьма вольно обращались с высказываниями других людей, когда собственные домыслы "закавычивали", придавая им вид прямой речи человека, но при этом изменяя смысл его слов на прямо противоположный. (с) Никогда таким не занимался. Адью, Рудовский!.. Возможно, вам стоит написать свою статью о творчестве Малевича и разместить её здесь, на сайте. (с) По-моему, не стоит. Я не искусствовед, биографию Малевича знаю плохо и никаких особых эмоций и мыслей все эти квадраты у меня не вызывают. Давайте лучше про Венецианова, Левитана или хотя бы про Серова. Про Тропинина можно, про Дейнеку... Рискнёте? (с) Это что, такая проблема, обсуждение которой требует использования терминов вроде "риск"? Думается, что нет: одно дело словоблудить в комментариях, другое - попытаться объяснить... нечто необъяснимое в виде аргументированной статьи. (с) Ну а вы рискнете проектировать космический корабль? Искать нефть? Разрабывать интернет-браузер? Нет, разумеется. С какой стати? Я могу написать статью про Малевича, но она не будет глубокой, вероятно, не будет умной и содержательной. Давайте лучше про Византию что-то напишу или про роль церкви в возвышении Москвы в 14 веке.
рудовский / 13.04.2015, 18:29

19. Ответ на 15., рудовский:

Да, вижу идею. Одну. Удивить и довести до беспредельной простоты художественные поиски. С тем же успехом он мог бы поставить черную точку на белый лист, но это уже было бы чуть сложнее (все-таки два цвета (черный и белый) и целых 2 понятия (плоскость и точка)).

Продукт Малевича, который мы знаем как Черный квадрат, сочетает в себе 2 цвета. Квадрат расположен на белом фоне. Этим создается эффект погружения... И. Языкова тут также видит параллель-противопоставление с иконой: икона также есть сочетание темного и светлого, только темный периметр иконы погружает нас в свет, а тут эффект обратный. Квадрат, кстати, неквадратный, все его стороны - не параллельны... Будь он классическим квадратом, визуально он смотрелся более бы тривиально... Так что по-своему, это довольно сложное произведение...
Андрей Карпов / 13.04.2015, 17:30

18. Re: Несколько слов о Малевиче

Черный квадрат - это антиикона. Идея «Квадрата», по словам Малевича, появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. «Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Малевич писал: «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога». Возможно, что Квадрат - просто замазанная неудавшаяся картина, а все эти слова - только пиар. Однако, Малевич разыграл Квадрат очень хорошо. И на выставке "0,10", где он впервые был выставлен, картина висела в углу, в самом верху, как обычно вешали иконы... Дело не в возврате к язычеству... "Квадрат" - это постхристианство. Не откат назад, а отвержение смыслов, которые дало человеку Христианство. Выход в мистическое ничто. Деконструкция бытия. Язычество такими вещами не баловалось... Кстати, работами Малевича очень легко иллюстрировать современные технологии обесчеловечивания... Он - своего рода предтеча этого духа. Современная цивилизация - это мир, который строится по Малевичу. И цель этого строительства - Черный квадрат.
Андрей Карпов / 13.04.2015, 17:20

17. Ответ на 15., рудовский:

15. рудовский : Re: Несколько слов о Малевиче 2015-04-13 в 14:56 @,,,Нет, серьёзно, Рудовский, вы что - в самом деле видите в квадрате черного цвета высокие смыслы и идеи?.. (с) Да, вижу идею. Одну. Удивить и довести до беспредельной простоты художественные поиски. С тем же успехом он мог бы поставить черную точку на белый лист, но это уже было бы чуть сложнее (все-таки два цвета (черный и белый) и целых 2 понятия (плоскость и точка)). Малевич успешно доказал, что даже самый простое произведение, которое может выйти из-под кисти, может удивлять и вызывать дискуссию." Ну, всё-таки, если уж говорть о том, что точка и плоскость несут эдакий "философический" оттенок, то, пожалуй, больший смысл несёт запятая, ага... Две запятых, но разного цвета, в каждой по точке - тоже противоположного цвета - под это дело весьма сложная философская система подогнана! Вы, Рудовский, сколь угодно долго можете "растекаться мыслью по древу", доказывая гениальность, но статья-то не совсем о том, вернее - совсем не о том, что вы тут расписываете... И Бенуа, ("...используя, кстати, хорошую словесность...") пишет о том же, пусть и другими словами. Так что оставьте свои изыски. Спорить с вами - занятие неблагодарное, вязко цепляясь не к одному, так к другому, вы, Рудовский, пустословите зачастую просто из духа противоречия. И в этом уже берегов не видите, цитаты из статьи приписывая мне лично. Перечитайте свой же текст. Впрочем,вы и раньше весьма вольно обращались с высказываниями других людей, когда собственные домыслы "закавычивали", придавая им вид прямой речи человека, но при этом изменяя смысл его слов на прямо противоположный. Адью, Рудовский!.. Возможно, вам стоит написать свою статью о творчестве Малевича и разместить её здесь, на сайте. Рискнёте? Думается, что нет: одно дело словоблудить в комментариях, другое - попытаться объяснить... нечто необъяснимое в виде аргументированной статьи.

16. Re: Несколько слов о Малевиче

С черным квадратом давно все скучно - это метка - локоть-на-локоть величиной, которую ставили евреи на свои дома в ночь перед исходом из Египта. Якобы, чтобы "ангелы" не спутали их рабские дома с домами богатых эксплуататоров. Так нынче лгуны, переписавшие многие страницы истории и продолжающие этим заниматься, - устраивают перекличку. Вы сейчас в ней участвуете.
РодЕлена / 13.04.2015, 16:23

15. Re: Несколько слов о Малевиче

Сергей Владимирович, Кто б сомневался, что критика такого "шедеврального" полотна для вас (с) Я не считаю ЧК шедевральным полотном. для вас конкретно, Рудовский, обязательно окажется "примитивной". (с) Она не для меня примитивна - она вообще примитивна. Чего вообще было писать такую статью, достаточно было ограничиться одним словом ("ерунда", например, или что-то более грубое). Должно быть вы целиком и полностью согласны с авторами эдаких, упомянутых в статье авторов: "...по определению искусствоведа Сарабьянова (о "Чёрном квадрате"), «концентрирует, в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. (с) Скорее, согласен. Во Вселенной действительно темно и она действительно о-о-очень большая. И дыры, которые притягивают все, но почти ничего не отпускают, мы называем "черными". Иное дело, что едва ли Малевич думал об астрофизике, открывая тюбик с черной краской. Или ещё, там же: "...Чёрный квадрат... захватывает, вбирает в себя и беспокоит, и даёт ощущение достигнутого. (с) Меня не захватывает. Но если кого-то захватывает, то я не против. Хотя, безусловно, держит в напряжении. (с) Меня не держит. Картина Малевича... оставляя его в то же время абсолютно свободным в рефлексии. (с) Согласен. Поэтому рефлексия может пойти самым неожиданным путем. (с) И с этим тоже. Вы можете восторгаться, можете ругаться, можете копировать, можете пожимать плечами. Полная свобода. А ведь эти "восторги" недвусмысленно подтверждают мнение автора: "...Чтобы расшевелить тёмные умы, художник и его соратники взялись не только за кисть, но и за перо, дабы писать объяснения к своим, так сказать, полотнам. (с) Ну и что? Захотел - пояснил. Не захотел - оставил без объяснения. Из-под кистей «художников» вырастали художественные стили. Один другого мудренее - лучизм, супрематизм, аналитическое искусство. Ведь все их «художества» требовали обоснования. (с) А почему художества в кавычках?.. Но очень сложно обосновать то, что в принципе и сам не можешь сформулировать. (с) Несложно. Автору же удалось! Выход один - с еще большей энергией пудрить мозги, например, так: «самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего"(Малевич)". (с) А где пудру-то нашли? Черных квадратов в природе действительно нет. Нет, серьёзно, Рудовский, вы что - в самом деле видите в квадрате черного цвета высокие смыслы и идеи?.. (с) Да, вижу идею. Одну. Удивить и довести до беспредельной простоты художественные поиски. С тем же успехом он мог бы поставить черную точку на белый лист, но это уже было бы чуть сложнее (все-таки два цвета (черный и белый) и целых 2 понятия (плоскость и точка)). Малевич успешно доказал, что даже самый простое произведение, которое может выйти из-под кисти, может удивлять и вызывать дискуссию. Зачем он это доказывал - я не знаю. Случайно ли или осознанно он это делал - я не знаю, да и мне все равно вообще-то. Символы же, которые с незапамятных времен сопровождают деятельность некоторых сообществ (об этом довольно много писал в своих книгах Г. Климов) неизменны на протяжении тысячелетий. Воздействие же их на умы нам далеко не всегда известно. Недаром писал Бенуа... Думаю, что основная масса людей согласится с Бенуа. (с) Я не возражаю. Бенуа-то свою точку зрения обосновывал (используя, кстати, хорошую словесность), да и сам был определенной величиной. Да... Страшно подумать, что будет, если картину нечаянно кто-то перевернёт вверх ногами!.. Этим же совершенно нарушится весь авторский замысел, совершенно по-другому её увидят "знатоки" и прочие мастера инсталляций и т. п. :-) (с) Может быть, нарушится. А может быть, и нет. Скорее всего, нет. Вы свободны в вашем творчестве. Можете переворачивать, а люди пусть оценивают. Пусть оценивают по-разному, со свободной волей, а не так, как кто-то им приказал.
рудовский / 13.04.2015, 14:56

14. Ответ на 13., рудовский:

Сергей Владимировичпримитивная статья. Да еще и автор не указан.Ну вы присмотритесь к аргументам:- рос на юге Украины...- не получил специального худ.образования- сказка Андерсена.О-о-очень сильная, качественная критика, да, да-а-а...

Наше вам, Рудовский!.. Кто б сомневался, что критика такого "шедеврального" полотна для вас, для вас конкретно, Рудовский, обязательно окажется "примитивной". Должно быть вы целиком и полностью согласны с авторами эдаких, упомянутых в статье авторов: "...по определению искусствоведа Сарабьянова (о "Чёрном квадрате"), «концентрирует, в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности". Или ещё, там же: "...Чёрный квадрат... захватывает, вбирает в себя и беспокоит, и даёт ощущение достигнутого. Хотя, безусловно, держит в напряжении. Картина Малевича целокупно, не расчленяя, проецирует в себя зрителя, оставляя его в то же время абсолютно свободным в рефлексии. Поэтому рефлексия может пойти самым неожиданным путем. И определяться она будет сугубо личностью зрителя. И на вопрос, что такое «Чёрный Квадрат», можно получить, вероятно, только необъективный ответ»." А ведь эти "восторги" недвусмысленно подтверждают мнение автора: "...Чтобы расшевелить тёмные умы, художник и его соратники взялись не только за кисть, но и за перо, дабы писать объяснения к своим, так сказать, полотнам. Из-под кистей «художников» вырастали художественные стили. Один другого мудренее - лучизм, супрематизм, аналитическое искусство. Ведь все их «художества» требовали обоснования. Но очень сложно обосновать то, что в принципе и сам не можешь сформулировать. Выход один - с еще большей энергией пудрить мозги, например, так: «самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего"(Малевич)". Нет, серьёзно, Рудовский, вы что - в самом деле видите в квадрате черного цвета высокие смыслы и идеи?.. Символы же, которые с незапамятных времен сопровождают деятельность некоторых сообществ (об этом довольно много писал в своих книгах Г. Климов) неизменны на протяжении тысячелетий. Воздействие же их на умы нам далеко не всегда известно. Недаром писал Бенуа: "...это очень хорошо почувствовал А. Бенуа: «Черный квадрат», та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен «мадонн и бесстыжих венер». «Чёрный квадрат» в белом окладе - это не простая штука, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели»." Как видите, две прямо противоположные точки зрения на "шедевр". Думаю, что основная масса людей согласится с Бенуа. Да... Страшно подумать, что будет, если картину нечаянно кто-то перевернёт вверх ногами!.. Этим же совершенно нарушится весь авторский замысел, совершенно по-другому её увидят "знатоки" и прочие мастера инсталляций и т. п. :-)
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Якеменко
Все статьи Борис Якеменко
Бывший СССР
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44