«Не читал, но осуждаю!» - по разным сведениям, часть фразы, прозвучавшей в 1958 году на заседании правления Союза писателей СССР при рассмотрении дела Бориса Пастернака, которого обвиняли в публикации за границей «антисоветского» романа «Доктор Живаго»...
На днях вышел в прокат фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», который сопровождается мощной рекламной поддержкой на телевидении и в прессе, и, по-видимому, создатели фильма рассчитывают на большие кассовые сборы. Казалось бы, ничего особенного, обычная практика последних лет, сколько уже таких фильмов вышло и сколько ещё выйдет. Но в данном случае фильм не совсем обычный, режиссер взвалил на себя большую ответственность - смело взялся за освещение некоторых эпизодов героической эпопеи обороны Севастополя.
Не стану причислять себя к «прожженным» кинокритикам или специалистам в области производства кино, но в этой ситуации меня смущает ряд серьёзных обстоятельств, на которые хотелось бы обратить внимание потенциальных зрителей. Как привередливый покупатель не сразу глотает конфетку из супермаркета, предпочитая ознакомиться с её составом - не принесёт ли она ему вред, так и искушенный зритель тоже старается познакомиться с составом киногруппы, отзывами о фильме и т.д. прежде, чем окунуться в его атмосферу. Ну, чтоб не плеваться потом, выходя из кинозала. В качестве примера можно вспомнить советский фильм про Шерлока Холмса и доктора Ватсона и сравнить его с современным голливудским. Увидев видеоролик с кадрами из того «кино-шедевра», многие просто не стали его смотреть - не захотели заслонять образы, созданные Василием Ливановым и Виталием Соломиным, голливудской халтурой.
Первое, что меня смутило и очень насторожило, - это то, что картина украинская. На Украине она уже выпущена в прокат и имеет название «Незламна». Так и просится аналогия с «Нескореним», вышедшим в 2000 году. Ну, да Бог с ним, с названием. Интересны также и отзывы посмотревших картину. На Украине создали целую группу ВК, где делятся впечатлениями о фильме. В России тоже многие журналисты высказались по поводу картины. Например, Анастасия Гладильщикова пишет: «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого вроде бы должна вписываться в ряд российских военно-патриотических блокбастеров последнего времени. Но притушите скепсис, если подобное кино у вас его вызывает. «Битва за Севастополь» - в первую очередь человеческая история, и совсем не ура-патриотическая. Несмотря на название, «Битва за Севастополь» не показывает оборону города во всех деталях. Да, в картине есть эффектные батальные сцены, но в первую очередь это байопик - фильм-биография, рассказывающий о самых важных эпизодах из жизни советского снайпера Людмилы Павличенко...» . То есть можно сделать первый вывод - это украино-голливудский («Двадцатый век Фокс») «блокбастер-байопик».
Во-вторых, не стоит забывать, что сейчас на Украине запрещены к показу многие российские фильмы, прославляющие советское прошлое и современную российскую армию. Украино-голливудский фильм украинская хунта без проблем одобрила к прокату. Может, потому что он не «ура-патриотический»? Интересно, а какие это «ура-патриотические» фильмы в понимании автора статьи? Может быть, «А зори здесь тихие...», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»...? И почему фильм с таким громким названием, как «Битва за Севастополь» должен быть лишен идеологической, патриотической составляющей? Ведь та война, прежде всего, была войной идей - человеконенавистнической фашисткой (идеей расового превосходства одной нации над другой) и идеей интернационализма (построения справедливого общества для всех, независимо от национальности). Тогда пусть фильм и в российском прокате называется «Незламна». Такое название будет больше соответствовать содержанию, если он не «ура-патриотический». Нельзя для увеличения кассовых сборов в России прикрываться святыми для многих россиян именами и названиями.
В-третьих, просмотр рекламного ролика фильма сразу резанул слух голосом Славика Вакарчука, который писал музыку к фильму. То есть нам предлагается проникнуться атмосферой героической битвы за Севастополь под мурлыкание законченного бандеровца и русофоба, плясавшего сначала на оранжевом майдане, а потом в Раде, против концертов которого крымчане в своё время устраивали акции протеста, а чучело его отца (министра-русофоба) сжигали на площади? Если в фильме «Брат-2» в чикагском украинском кабаке музыка Славика звучит органично, и за Севастополь там те, кто заслужил, ответили, то для картины про оборону Севастополя - это явный моветон. К тому же, на что потратит украинский «спивак» часть своего гонорара, полученного за работу над картиной, легко можно догадаться, ведь он часто в последнее время собирает денежки для поддержание карательной операции на Донбассе.
А какие ещё из не ура-патриотических фильмов выпустили на Украине за годы незалежности? «Нескорений» про гауптштурмфюрера Шухевича, «Молитва о гетмане Мазепе» или «интеровский» «Аджимушкай. Подземелье смерти», после просмотра которого у ветеранов войны из Керчи чуть инфаркт не случился от «вольных трактовок» режиссера событий тех лет.
Хочу, чтоб меня правильно поняли. У меня нет каких-либо претензий к исполнительнице главной роли, возможно, она талантлива и гениальна и снимется ещё в сотне замечательных фильмов. Я также не против того, чтобы снимались фильмы про войну, и считаю что, некоторые современные кинокартины весьма достойные. К примеру, фильм «Брестская крепость» или «Мы из будущего», который несет огромный положительный заряд, показывая современному поколению молодых людей, что нельзя стрелять в своё прошлое, нужно чтить и помнить подвиги своих дедов, потому что они смогли выстоять и победить самого сильного врага, которому покорилась вся Европа. И неизвестно ещё, как каждый из нас повел бы себя в бою, когда нельзя отсидеться в окопе, а нужно под пулями и взрывами идти вперед... Но если кто-то берёт на себя смелость снимать кино про настоящих невымышленных героев Великой Отечественной войны, то его создатели должны сразу исключить все нежелательные вопросы. Недаром ведь в советское время на роли Сталина, Жукова и других государственных деятелей отбирали актеров с безупречной репутацией, сценарий исторических художественных фильмов тщательно выверялся военными историками-консультантами и никаких вольных трактовок или, тем более, пастельных сцен не допускалось. Образ Людмилы Павличенко (Беловой) стоит рядом с такими известными защитниками Севастополя как Петр Кошка, Даша Севастопольская, Иван Заика... Её имя навечно вписано в пантеон героев нашей Родины. Поэтому я не пойду смотреть это кино, не хочу заменять сложившееся представление о славной защитнице земли Русской навязанным Голливудом стереотипом.
P.S. Каждый зритель всегда голосует рублём не только за то кино, которое он выбрал сегодня, но одновременно и за то, которое он хочет видеть в будущем. Есть желание смотреть фильмы с участием махрового бандеровца Богдана Бенюка в главной роли, и невольно спонсировать украинскую националистическую партию «Свобода», - поддержит «Кандагар». Захочет в будущем услышать новые саунд-треки к не «ура-патриотическим» фильмам от украинского «соловейки», спонсора АТО, Славика Вакарчука, - пойдет на «Незламну». Посмотреть этот фильм, в данном случае означает оплатить Вакарчуку его услуги. Поэтому я лучше подожду, когда появятся фильмы, к которым у меня не будет вопросов.
Николай Орлов, г. Ялта, Республика Крым