Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции

Евгений  Алтухов, Русская народная линия

01.04.2015

Людям старшего поколения хорошо известен заголовок критической статьи В.И.Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции», которая впервые была опубликована в газете «Пролетарий» 11 сентября 1908 года - эта статья не только изучалась в системе политического образования для членов ВЛКСМ и КПСС, но об этой статье упоминалось даже в курсе истории для средней школы. А так как эту статью читали очень немногие, а с взглядами Толстого знакомых было еще меньше, то большинство из нас считало Льва Николаевича либеральным революционером - и в Церкви, и в государстве - неким предтечей будущих советских коммунистов.

6 февраля 2015 года в моем родном городе Мценске состоялись очередные традиционные краеведческие Потанинские чтения, на которых выступил и профессор Академии геополитики Ю.Н.Савинов.

Юрий Николаевич познакомил нас с интереснейшим интервью Л.Н. Толстого, данным им англичанину Лонгу и опубликованным лишь однажды в журнале «Гражданин» в конце 1903 года. Это интервью сегодня звучит настолько современно, что многие из нас с радостью подпишутся под каждым его словом.

Итак, Лев Николаевич Толстой англичанину Лонгу, год 1903-й:

«Образцы западных учреждений и реформ всегда были и будут гнойным нарывом на политическом теле России. Ваша всегдашняя ошибка заключается в том, что западные учреждения вам кажутся какой-то стереотипной моделью, по которой должны производиться всякие преобразования. Это и есть именно то самообольщение, которое лежит в основе войн и разбойнических нападений европейцев на иноплеменные народы. Россия нуждается в реформах, но это не восточные и не западные реформы, а просто меры, нужные народу, и притом именно русскому народу. Мнения, что так называемые реформы должны свершаться по западным шаблонам, являются результатом западного самомнения...

Ни на одно мгновение не допускаю, чтобы европейская политика более подходила к европейским народам, чем русская политика к России. Западная жизнь богаче русской во внешних проявлениях, политических, гражданских и художественных. Для такой жизни закон необходим; на Западе смотрят на закон, как на венец и охрану существования; жизнь же русского народа экспансивна, и поэтому русские не считают закон за действующее начало...

Русские подчиняются им (законам), но не руководствуются ими. Народные массы, пренебрегая всякими внешними ограничениями, руководствуются в своей жизни совестью. Если я говорю, что русские руководятся в своей жизни совестью, то я не хочу сказать, что у нас меньше нищеты и преступлений, чем в Европе. Я хочу этим сказать только то, что совесть занимает у нас то место, которое на Западе принадлежит закону.

Признав, что между Россией и Европой нет ничего общего, нет основания производить опыты в России над западными реформами; западная система не сумела обеспечить истинной нравственности на самом Западе, почему же она должна дать лучшие результаты в стране, для которой она предназначена не была?

Я же могу лишь повторить, что для России, как и повсюду, единственным средством улучшения положения вещей является развитие совести и морального чувства населения» (Черняев Н.И. «Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия», М., 1998, с.300-301).


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Писарь : Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции
2015-04-02 в 15:19

Лев Толстой, действительно,как зеркало,отражал умонастроения крестьянства,в том числе- религиозные.
Именно по этой причине, Л.Н.Толстому, было отказано в присуждении Нобелевской Премии.
"За пропаганду "крестьянского" образа жизни".
К слову сказать, западная знать, почитала Л.Н.Толстого-"мужиком",даром что граф.
Но вот с Кропоткиным,носилась,как с "писаной торбой".
Настоящий западный аристократ.
Анархист.

Толстой, отражал веру в Бога,такой,какой веровало,на самом деле, подавляющее большинство крестьян, считавшихся православными,иное дело,что сам Толстой,увы,отражением этой веры, не ограничился.
Впрочем,"богостроительство" Толстого,отдельная тема,как и его- "непротивление злу насилием" как и его- "не убий никого".
Все это,по сути дела,предложения по решению крестьянского вопроса,однако, негожими средствами,в целях предупреждения революции.
То,что это действительно так,подтверждают письма, Л.Н.к Столыпину,с которым, Л.Н.,были не просто знакомыми,но товарищами по оружию-вместе защищали Севастополь, в Крымскую войну.
Как видим, опыт общения с западом, у обоих, был одинаков,но сколь различны выводы из этого опыта.
2. Бондарев Игорь : Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции
2015-04-02 в 11:43

Что первично: знание или вера?
Вера. Из веры исходит знание. То есть вера априори, а знание апостериори.
Следовательно, говоря, что совесть лежит в основании нашего народа, следует признать, что для его счастливой жизни, русскому народу недостает Критики чистого Запада, подобно кантовской Критике чистого разума.
Значит, тот, кто отвергает Запад в России, - отвергает развитие самого народа.А кто признает "чистый" Запад в России достаточным, тот отвергает синтез знаний в Идеале веры. И, следовательно, так же отвергает развитие суть народа.
И тогда Народ сам, как вечный зов, решает эти вопросы. Например, Октябрь 1917, массовый зов, равный такому же массовому героическому зову воли в Великой Отечественной войне. Ибо в этих двух (одной по сути) битвах сам Народ поднялся против духа антихриста. И победил. А наше сознание лишь рефлексирует апостериори. И выводит теории.
Так что сегодня нам не нужна борьба с Западом, а нужна теория Критики чистого Запада. Потому, что у нас уже есть Побед Веры в апостеориори. А осознания этого как не было, так и нет: нет теории в которой дана феноменология победы над духом антихриста. Не определено - кто такой антихрист, в чем его суть и так далее. А это вопрос мировоззрения, в первую очередь философский.
1. ortodox : Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции
2015-04-01 в 21:02

Если следовать Толстому, то и государства в России быть не должно. Ведь государство опирается на закон.
А МОЖЕТ ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЕТСЯ ?
Надо ВСЕГО ЛИШЬ иметь совесть настолько развитую, чтоб не нарушать закон, именуемый Уголовным Кодексом. Собственно, а что в УК Российской Империи или РСФСР конкретно было "против совести народа" ?
То, что воровать нельзя ?

ЧТО КАСАЕМО "ЗЕРКАЛА", то как я понял, этой работы Ленина автор никогда не читал. Знает только название.
А по тексту следует так:" Толстой сумел с замечательной силой (т.е. им-но КАК ЗЕРКАЛО) передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования».
Если же автор думает, что крестьяне в 1905 году пели фимиамы начальникам, а "бес революции их искушал"- то это его личные проблемы. Не имеющие отношения к подлинным историческим событиям.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме