Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции

Людям старшего поколения хорошо известен заголовок критической статьи В.И.Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции», которая впервые была опубликована в газете «Пролетарий» 11 сентября 1908 года - эта статья не только изучалась в системе политического образования для членов ВЛКСМ и КПСС, но об этой статье упоминалось даже в курсе истории для средней школы. А так как эту статью читали очень немногие, а с взглядами Толстого знакомых было еще меньше, то большинство из нас считало Льва Николаевича либеральным революционером - и в Церкви, и в государстве - неким предтечей будущих советских коммунистов.

6 февраля 2015 года в моем родном городе Мценске состоялись очередные традиционные краеведческие Потанинские чтения, на которых выступил и профессор Академии геополитики Ю.Н.Савинов.

Юрий Николаевич познакомил нас с интереснейшим интервью Л.Н. Толстого, данным им англичанину Лонгу и опубликованным лишь однажды в журнале «Гражданин» в конце 1903 года. Это интервью сегодня звучит настолько современно, что многие из нас с радостью подпишутся под каждым его словом.

Итак, Лев Николаевич Толстой англичанину Лонгу, год 1903-й:

«Образцы западных учреждений и реформ всегда были и будут гнойным нарывом на политическом теле России. Ваша всегдашняя ошибка заключается в том, что западные учреждения вам кажутся какой-то стереотипной моделью, по которой должны производиться всякие преобразования. Это и есть именно то самообольщение, которое лежит в основе войн и разбойнических нападений европейцев на иноплеменные народы. Россия нуждается в реформах, но это не восточные и не западные реформы, а просто меры, нужные народу, и притом именно русскому народу. Мнения, что так называемые реформы должны свершаться по западным шаблонам, являются результатом западного самомнения...

Ни на одно мгновение не допускаю, чтобы европейская политика более подходила к европейским народам, чем русская политика к России. Западная жизнь богаче русской во внешних проявлениях, политических, гражданских и художественных. Для такой жизни закон необходим; на Западе смотрят на закон, как на венец и охрану существования; жизнь же русского народа экспансивна, и поэтому русские не считают закон за действующее начало...

Русские подчиняются им (законам), но не руководствуются ими. Народные массы, пренебрегая всякими внешними ограничениями, руководствуются в своей жизни совестью. Если я говорю, что русские руководятся в своей жизни совестью, то я не хочу сказать, что у нас меньше нищеты и преступлений, чем в Европе. Я хочу этим сказать только то, что совесть занимает у нас то место, которое на Западе принадлежит закону.

Признав, что между Россией и Европой нет ничего общего, нет основания производить опыты в России над западными реформами; западная система не сумела обеспечить истинной нравственности на самом Западе, почему же она должна дать лучшие результаты в стране, для которой она предназначена не была?

Я же могу лишь повторить, что для России, как и повсюду, единственным средством улучшения положения вещей является развитие совести и морального чувства населения» (Черняев Н.И. «Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия», М., 1998, с.300-301).
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции

Лев Толстой, действительно,как зеркало,отражал умонастроения крестьянства,в том числе- религиозные. Именно по этой причине, Л.Н.Толстому, было отказано в присуждении Нобелевской Премии. "За пропаганду "крестьянского" образа жизни". К слову сказать, западная знать, почитала Л.Н.Толстого-"мужиком",даром что граф. Но вот с Кропоткиным,носилась,как с "писаной торбой". Настоящий западный аристократ. Анархист. Толстой, отражал веру в Бога,такой,какой веровало,на самом деле, подавляющее большинство крестьян, считавшихся православными,иное дело,что сам Толстой,увы,отражением этой веры, не ограничился. Впрочем,"богостроительство" Толстого,отдельная тема,как и его- "непротивление злу насилием" как и его- "не убий никого". Все это,по сути дела,предложения по решению крестьянского вопроса,однако, негожими средствами,в целях предупреждения революции. То,что это действительно так,подтверждают письма, Л.Н.к Столыпину,с которым, Л.Н.,были не просто знакомыми,но товарищами по оружию-вместе защищали Севастополь, в Крымскую войну. Как видим, опыт общения с западом, у обоих, был одинаков,но сколь различны выводы из этого опыта.

Писарь / 02.04.2015

2. Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции

Что первично: знание или вера? Вера. Из веры исходит знание. То есть вера априори, а знание апостериори. Следовательно, говоря, что совесть лежит в основании нашего народа, следует признать, что для его счастливой жизни, русскому народу недостает Критики чистого Запада, подобно кантовской Критике чистого разума. Значит, тот, кто отвергает Запад в России, - отвергает развитие самого народа.А кто признает "чистый" Запад в России достаточным, тот отвергает синтез знаний в Идеале веры. И, следовательно, так же отвергает развитие суть народа. И тогда Народ сам, как вечный зов, решает эти вопросы. Например, Октябрь 1917, массовый зов, равный такому же массовому героическому зову воли в Великой Отечественной войне. Ибо в этих двух (одной по сути) битвах сам Народ поднялся против духа антихриста. И победил. А наше сознание лишь рефлексирует апостериори. И выводит теории. Так что сегодня нам не нужна борьба с Западом, а нужна теория Критики чистого Запада. Потому, что у нас уже есть Побед Веры в апостеориори. А осознания этого как не было, так и нет: нет теории в которой дана феноменология победы над духом антихриста. Не определено - кто такой антихрист, в чем его суть и так далее. А это вопрос мировоззрения, в первую очередь философский.

1. Re: Лев Толстой как зеркало русской контрреволюции

Если следовать Толстому, то и государства в России быть не должно. Ведь государство опирается на закон. А МОЖЕТ ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЕТСЯ ? Надо ВСЕГО ЛИШЬ иметь совесть настолько развитую, чтоб не нарушать закон, именуемый Уголовным Кодексом. Собственно, а что в УК Российской Империи или РСФСР конкретно было "против совести народа" ? То, что воровать нельзя ? ЧТО КАСАЕМО "ЗЕРКАЛА", то как я понял, этой работы Ленина автор никогда не читал. Знает только название. А по тексту следует так:" Толстой сумел с замечательной силой (т.е. им-но КАК ЗЕРКАЛО) передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования». Если же автор думает, что крестьяне в 1905 году пели фимиамы начальникам, а "бес революции их искушал"- то это его личные проблемы. Не имеющие отношения к подлинным историческим событиям.

ortodox / 01.04.2015
Евгений Алтухов:
Смерть на Пасху
Рассказ христианина
24.04.2018
Отличные парни отличной страны
Размышления Евгения Алтухова после просмотра х/ф «Движение вверх»
04.01.2018
Гимн Святой Руси
Отклик на статью Виктора Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"»
14.12.2017
И навел Господь на Русь поганых…
Враги помогут нам возродить наш массовый спорт, и опять Спартакиада России будет самым любимым нашим спортивным праздником
11.12.2017
Все статьи автора