Левиафан и Мамона

0
1198
Время на чтение 7 минут

Буря, поднявшаяся вокруг звягинского «Левиафана», - несомненный знак того, что режиссер попал. В смысле - в больное место. Уколол, что называется, в «сердце вечности».  То есть сделал то, что и полагается делать настоящему художнику. Патриотическая общественность возмущена тем, как показаны в фильме служители церкви и власти. Общественность либеральная наоборот очень этим довольна и требует «прекратить травлю художника». И те и другие, кажется, не вполне поняли, с чем имеют дело.

Едва ли Звягинцев сказал своим фильмом нечто иное, чего уже не говорил бы в «Возвращении», «Изгнании» и «Елене». Он снова снял христианскую притчу. Только если в центре «Возвращения» и «Изгнания» были отношения человека с Богом, а «Елена» была сказанием о «пришествии варваров» (кажется, таким было первое название замысла), в «Левиафане» (который вообще представляется неким продолжением или переложением «Изгнания») режиссер двинулся дальше вглубь истории и символа и снял притчу о Кесаре и Христе...

Либеральной общественности фильм полюбился главным образом из-за портрета Путина над креслом коррумпированного мэра. Но странно, что никто, кажется, не обратил внимания на другой знак: помимо изображения Кесаря покои провинциального царька оживляет также ряд знамен, ближайшее из которых - белое с голубыми полосками - явно намекает на Иудею...

Эта деталь сразу дает нам ключ к глубинному уровню картины.

Еще одна деталь: сына главного героя зовут Рома (Ромул, Рэм, Рим).

Все это, конечно, не случайные моменты. И если не выпускать их из виду, не поддаваться раздражительным эмоциям (которые едва ли нарочно провоцирует фильм), за реалиями современной России начнет проявляться далекая заморская провинция империи Августа, только-только выходящей из смуты и хаоса затяжных гражданских войн, и ее вечная драма: царь Ирод, Первосвященник, невинная жертва...

Все прочие «живые картинки, показанные Иову Богом» (как скажет в конце фильма Николаю встречный священник), станут понятны, лишь будучи соотнесены с этими первосимволами.

Еще несколько кадров: подростки, сидя вокруг костра в разрушенной церкви, разговаривают и смеются, передавая друг другу пластиковую бутыль с пивом... Именно сюда ближе к концу фильма придет главный герой и взгляд его задержится на облупившейся фреске, которая откроет еще один глубинный ряд символов. Голова Иоанна Предтечи на блюде... Принесенный в жертву Предтеча Мессии... Как бы уже в ожидании нового, второго Пришествия... И эти подростки, чем-то похожие на первохристиан, только уже не античного, а пред-апокалипсического времени...

Рим, Иудея, Русь... Время и Пространство (как и полагается в апокалипсические времена) спрессованы, наползают одно на другое. И в этой освещенной неровным живым светом костра церкви, на которой еще раз на несколько мгновений остановится камера, можно кажется услышать вопрос, заданный две тысячи лет назад: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» - главный вопрос Христа и, пожалуй, главный вопрос «Левиафана»...

Фильм этот и сам, по сути, фреска, икона. Его действующие персонажи - символы. Зрителю остается лишь уловить узор этих символов, чтобы сложить из него свой ответ на главный вопрос: способен ли еще человек на надежду, веру и любовь в этом погруженном во мрак апокалипсическом мире, охраняемом со всех сторон чудовищем Левиафаном?

 

2. Храм на крови

Детали делают этот фильм. И чем больше всматриваешься в детали, тем менее однозначной кажется его реальность.  

Возьмем ведущую тему фильма: образ государства и власти, символизируемых чудовищем Левиафаном.

Вот милицейский полковник Степаныч предлагает пострелять в портреты вождей. Это, разумеется, еще один символ: оторванности высшей власти не только от народа, но даже от низших ее представителей. Однако (и на это, право, стоит обратить внимание) среди череды портретов (Ленин, Брежнев, Горбачев, Андропов, Ельцин) нет Сталина. Ясно, что если бы режиссер и захотел поместить его среди других, это стало бы фальшивой нотой. Потому что к Сталину отношение в народе другое. Это вождь, у которого есть харизма. Значит не всякая власть народу ненавистна? Не все связи порваны?

Другой пример. Наш провинциальный царь-ирод собирает свой «синедрион» (судья, прокурор и полицейский начальник), из обсуждений которого становится ясно, что он таки всерьез побаивается кесаря, высшей власти, которой могут стать известны его преступления. Стало быть и на царя-ирода есть проруха?

Более того, наш Ирод и сам не лишен совести. Он приходит со своими сомнениями к митрополиту, и лишь благословение последнего: «действуй своей силой» придает ему решимости. Итак, не все однозначно с властью.

А церковь? Митрополит - разумеется, типичный фарисей. Но есть и другое ее лицо: простой батюшка, отец Василий, рассказывающий Николаю притчу об Иове и  Левиафане. Есть белокаменная игрушечка-церковь с ожерельем лакированных лексусов; но есть разрушенная, но как будто живая...  

Да и сама эта игрушечка, возводимая на месте жертвы, «на крови»... Но разве не на месте свершения величайшего из человеческих преступлений возведен главный христианский храм - Гроба Господня? И разве не это величайшее преступление символически свершается раз за разом в священный момент Евхаристии?

 

3. Разлад, распад

Разрыв, разрушение связей - главное (может быть, единственное), что происходит в пространстве фильма. Он и начинается с того, что меж отношениями героев начинает бежать, разрастаясь, сеть мелких трещин. Скоро они обратятся в пропасти, в которые рухнут их жизни...

Практически всякий диалог, каждая сцена фильма несут в себе непонимание и разрыв. Два самых важных из них явно зарифмованы: жена Николая Лиля пытается открыть своему любовнику душу - тот ее отстраняет... Мэр города пытается донести свои сомнения до митрополита, тот его обрывает. После этих сцен герои не то чтобы начинают действовать, скорее их жизни окончательно обращаются в катастрофу: мэр пускается во все тяжкие, жена героя скоро решится на самоубийство...

А главный герой? Он, кажется, единственный здесь, кто впрямую обращается к Богу... Иов спрашивает: за что? И небо откликнется... Оно обернется Николаю случайно встреченным священником, который расскажет ему притчу о Левиафане... Разумеется, на доступном Николаю языке. Ведь чтобы понять «за что», он должен был бы вместить в себя все мироздание... Просто доверься Богу, прими то, что посылается от Него, - отвечает священник.  Но едва ли герой «Левиафана» слышит. И эта последняя связь рвется... И он продолжает падение в бездну Левиафана, в новые круги страстей и страданий.  

И так, все попытки (или не попытки) героев пробиться к Богу кончатся неудачей.

Катарсиса в этой трагедии не будет. Вопросы останутся без ответов. И Рома (Ром, Новый Рим), молча сидящий перед скелетом Левиафана (эдакий принц Гамлет нарождающегося «конца мира»), - целокупный символ всех этих неудач и этой безнадежности.

Значит ли это что фильм «беспросветен»? Как любит говорить Звягинцев: не только зритель смотрит фильм, но фильм смотрит зрителя. И главный вопрос фильма: «Найду ли веру на земле?» обращен к каждому: каждый сам должен найти свой ответ, свой выход из безысходности, свой катарсис.

Левиафан - образ не только государства. Остановится на Гоббсе в этой притче было бы слишком легкомысленно. Скорее, то, что мы видим, - образ целокупного мира в пасти Левиафана. Он караулит каждого изнутри и снаружи. Избегнуть его челюстей может лишь самое простое и непосредственное. Только зазор этот очень узок. Как в одном из акцентированных кадров фильма: вот хлеб для человека, а вот, всего полуметром ниже - рожки для свиней...

И, кажется, камера непрерывно ищет: есть ли хоть кто-то здесь, у кого хватит духа на простоту и непосредственность в этом ложью плененном мире?

Но, в конце концов, даже этот новенький храм на месте разрушенного дома героя все-таки построен. Храм на крови? Но..., может быть, в этом одном и была миссия нашего провинциального Ивана-Иова, данная ему Богом?

 

4. Бой Левиафана с Золотым Тельцом

А теперь о том, что мне кажется главной неудачей фильма. Формула: Государство + Церковь = Левиафан, на которой построен его сюжет, кажется, слишком упрощенной и неполной. В ней не учтена важнейшая «неизвестная». Имя этой неизвестной -  Мамона... Имя зверя, окольцевавшего весь мир, автор фильма разглядел, кажется, не до конца.

Мамона убивает быстрее и вернее, чем Левиафан. Он (в отличие от нашего провинциального царя-ирода) не знает мук совести, ему не требуется «благословения» Бога, его не сдержат никакие принципы и законы кесаря. Ему - все позволено. Он сам - бог.

«Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством», - эти слова скорее Мамоны, чем Левиафана. Вернее: эти слова принадлежат союзу Мамоны и Левиафана, сращенных в сверхгосударство Капитала, Золотого Тельца.

Мамона - вот настоящий Левиафан, вот точное имя апокалипсиса! И, право же, рядом с ним наш региональный, эпохи неразвитой НТР и апоплексическими вождями вскормленный Левиафан, показанный Звягинцевым, выглядит несколько старомодно, фанерно, точно драконы в старых фильмах...

То, что Звягинцев обошелся без узнаваемого образа Мамоны - олигарха, банкира, настоящего владыки современного мира, обеднило и сузило художественную правду его картины...

В одном из интервью режиссер вспоминает удивительную дилемму Достоевского: если бы мне предложили выбор между истиной и Христом, я предпочел бы остаться скорее с Христом, нежели с истиной.  Я бы предложил дилемму менее, конечно, выразительную, но тоже «опасную»: если бы у Спасителя была возможность вырвать человека из пасти Империи-Левиафана или жерновов Капитала-Мамоны, чтобы Он выбрал? Думаю, обратил бы свое оружие против Мамоны - самого циничного и безжалостного из инфернальных чудищ.

Так же в свое время поступила и Церковь, пойдя на союз с государством. Но не на союз с банкиром-ростовщиком. Ибо, мраморные стены империй холодны и бесчеловечны. Но мраморные стены банков еще более холодны и еще более бесчеловечны. Империя - это, во всяком случае, возможность построить Храм на крови. Право же, не самый плохой исход. Власть Мамоны не потерпит никаких иных храмов, кроме храмов себе. Мамона - ревнивый бог!

Возможно, Звягинцев как человек демократических убеждений обо всем этом просто не задумывался? Но после такого выдающегося успеха своего фильма, и не менее выдающейся (в реалиях гражданской войны) реакции на него у него есть для этого хороший повод.

Конечно, если бы в фильме появился такой узнаваемый образ Капитала - вряд ли он получил бы те награды, которые получил. Свободный мир не прощает покушений на свои святыни. Зато, поднявшись над эмпирической пылью, художник сохранил бы свою высшую свободу творца: зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно?

Увы, укол в сердце вечности вышел немного по касательной. Но, быть может, в следующий раз режиссер явит апокалипсическую реальность человеческого бытия в более всеобъемлющей и объективной картине? Мне бы, во всяком случае, хотелось посмотреть столь же глубокий и символичный фильм под названием, скажем, Мамона или Золотой Телец...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: Левиафан и Мамона

Разбор фильма Звягинцева А. «Левиафан» во свете святой Библии. 21 01.2015.Подробно о названии, сюжете, режиссёре. http://goo.gl/iv9Xdv
tkachevvv / 18.02.2015, 12:53

6. Ответ на 5., Андрей Карпов:

То есть ведет ли он к Богу или в противоположную сторону от Него. Видите вариативность?

Не вижу. Но обозначить надо.
Анатолий Пронин / 12.02.2015, 16:18

5. Ответ на 3., Анатолий Пронин:

То есть ведет ли он к Богу или в противоположную сторону от Него.

Видите вариативность?
Андрей Карпов / 12.02.2015, 16:09

4. Re: Левиафан и Мамона

...Но разве не на месте свершения величайшего из человеческих преступлений возведен главный христианский храм - Гроба Господня?

Обратите внимание на такой момент - как произнесено название храма. Не храм Воскресения Христова, а храм Гроба Господня. Никогда не задумывались почему в православной традиции этот храм называется храмом Воскресения Христова, а в латинской традиции храмом Гроба Господня. Это связано с тем, что по словам Апостола Павла: "...а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша." 1Кор.(15:14). И мы веруем, и повторяем это ежедневно в Символе Веры, в ..." воскресшаго в третий день по писанием." То есть Воскресение Христово - Пасха это Центральное событие нашей веры. А Иисус Христос по слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18). Если называть храм так как он называется, то исповедуются две вещи, что Глава Церкви Христос и что Он воскрес, т.е. Его Воскресение. Если называть храм Гробом Господним, то замалчивается и отодвигается из поля зрения основное, а на передний план выдвигается святая реликвия - Гроб Господень. Это облегчает коммуникацию людям, которым трудно произнести имя Господа нашего Иисуса Христа. Но это не о фильме, а о авторе данной статьи. Меня заинтересовали как бы его мировоззренческие координаты. Где автор находится, когда пытается посмотреть на фильм с позиций Священного Писания. Продолжим уже о Звягинцеве. Так же о его координатах В одном из интервью режиссер вспоминает удивительную дилемму Достоевского: если бы мне предложили выбор между истиной и Христом, я предпочел бы остаться скорее с Христом, нежели с истиной.

Странно, что человек, который в своем творчестве пытается опереться на Священное Писание не понимает такой простой вещи, что Христос это и есть Истина и выбирающий Христа всегда выбирает Истину и никакой дилеммы тут нет, потому, что Сам Христос сказал: "Аз есмь Путь и Истина и Живот..." (Иоанна, 14, 6). Конечно, Достоевский прекрасно понимал, что Христос больше, чем любая наша маленькая известная нам истина, поэтому он и выбирает Христа. Звягинцев не Достоевский, ему это (неограниченность Христа-Богочеловека) неизвестно, и поэтому для него существует дилемма там. где ее нет и быть не может. Я бы предложил дилемму менее, конечно, выразительную, но тоже «опасную»: если бы у Спасителя была возможность вырвать человека из пасти Империи-Левиафана или жерновов Капитала-Мамоны, чтобы Он выбрал?

Христос всемогущ ибо Он «пантократор», что в переводе с греческого языка означает «властитель всего». Он может все, в том числе и вырвать человека из любой пасти. Главное, что бы сам человек делал свой выбор каждую минуту своей скоротечной жизни в пользу Христа, а не дьявола. Опять дилеммы тут нет никакой - в обоих случаях здесь гибель человеческой души по выбору самого человека. У Христа сила и милость, у человека свобода выбора.
Анатолий Пронин / 12.02.2015, 15:51

3. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Звягинцев - умелый мастер деконструкции (см. Дерриду). И именно этим опасен. Он умеет деконструировать, но не созидать. В результате трудов таких как он, мы получим деконструированный мир, в котором просто не на что будет опереться... И эта деконструкция выставляется как диалог человека и вечности, человека и Бога. Расчленение как богоискательство....

Наконец-то по своей специальности высказались. Только не сказали плодотворно ли такое богоискательство или нет. То есть ведет ли он к Богу или в противоположную сторону от Него. Нужна определенность.
Анатолий Пронин / 12.02.2015, 15:03

2. Re: Левиафан и Мамона

Звягинцев - умелый мастер деконструкции (см. Дерриду). И именно этим опасен. Он умеет деконструировать, но не созидать. В результате трудов таких как он, мы получим деконструированный мир, в котором просто не на что будет опереться... И эта деконструкция выставляется как диалог человека и вечности, человека и Бога. Расчленение как богоискательство....
Андрей Карпов / 12.02.2015, 12:06

1. автору

Очень хочется быть умным... прозорливым... убедительным... тонким... Не беда, что не получается, понять-то можно. Пока не остыло - пользуйся!
Берест / 12.02.2015, 11:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Психопат, самозванец, колдун, чернокнижник…
Есть все основания считать Джордано Бруно зловещим магом эпохи Ренессанса
14.10.2024
Революция против Царства
Миф об Исходе в свете политической теологии и метафизики истории
30.09.2024
Что осталось в Стамбуле от Константинополя?
В поисках утраченной столицы
30.08.2024
Вудсток: эпитафия шестидесятых
Прощальный салют эпохи
26.08.2024
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
22.11.2024 17:34
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 17:18
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11