В комментариях к нашумевшему фильму «Левиафан» говорится, что это авторская интерпретация истории библейского Иова. И впрямь, амбициозный режиссёр фильма Андрей Звягинцев задумал и осуществил постановку не просто социально-психологической драмы, а некого жуткого шоу с экзистенциальным подтекстом.
Мифологическое чудовище Левиафан представлено в фильме государственной машиной, безжалостно давящей главного героя Николая Сергеева, который на участке земли близ моря вместе с покойным отцом выстроил добротный красивый дом и трудится в собственной автомастерской. Участок приглянулся Вадиму Шевелят, мэру города Прибрежный, и он без труда нашёл «правовую» основу для отнятия его у Николая вместе с домом. Завязкой фильма является приезд к Николаю его старого армейского друга Дмитрия Селезнёва, ныне члена Московской коллегии адвокатов. Москвич знакомится со второй женой ранее овдовевшего Николая - очаровательной Лилей - в талантливом исполнении актрисы Елены Лядовой, гордо потрясает папкой со стопроцентным компроматом на мэра, пьёт водку с другом и грязно матерится, убеждая Николая не горячиться до окончательной победы.
Действие фильма основано на приёме градации - усиления и нагнетания страшных потерь, предстоящих Николая (артист Алексей Серебряков). В кафкианском духе и манере театра абсурда представлена сцена суда, где женщина-судья скороговоркой объявляет об отклонении жалобы главного героя и изъятии у него участка с домом. В качестве компенсации предложена ничтожная сумма. Друг-адвокат (артист Владимир Вдовиченков) отыграв первый раунд при помощи папки с компроматом, предложил мэру выплатить Николаю за дом три с половиной миллиона в качестве компромисса. Однако, местный пахан - именно таким сыграл роль мэра артист Роман Мадянов - оказался крепким орешком. Итогом его оперативки с верхушкой местной прокуратуры и полиции стало решение найти ответный компромат на дошлого адвоката. Примечательной художественной деталью является тут портрет президента Владимира Путина, висящий на стене кабинета, где творится вопиющее беззаконие.
Фильм выдвинут был на самые престижные награды в области кино и уже получил несколько призов на кинофестивалях за рубежом. Режиссёрская работа А.Звягинцева, действительно, талантлива, но какие цели преследовал этот талант? У посмотревших «Левиафана» зрителей западных стран и Америки сложилось однозначно негативное представление о властных структурах в России, а за это иностранным мэтрам кино, право, не жаль призов...
Стоит особо упомянуть сцену празднования дня рождения подполковника ДСП Ивана Дегтярёва (артист Сергей Бачурский). Уехавшим за город гостям, в числе которых оказываются Николай, Дмитрий и Лиля, предложено вначале пострелять по пустым бутылкам, а потом в качестве мишеней вытаскиваются из мешка портреты Ленина, Брежнева, Горбачёва и прочих правителей советской эпохи. Иван поясняет гостям, что Ельцин мелковат, а до нынешних дело пока не дошло... До какой степени надо ненавидеть собственную страну, чтобы придумать подобный эпизод в насквозь русофобском фильме?! К счастью, стрельба по этим «мишеням» не показана: внимание героев отвлечено фактом измены Лили со столичным адвокатом.
Фильм А.Звягинцева предельно безбожен. Советником и покровителем мэра во всех его махинациях становится местный архиерей (артист Валерий Гришко). Дмитрий Селезнёв заверяет Лилю, что в Бога он не верит, а верит только фактам. Одним из таких фактов вскоре послужил фингал - синяк, что поставил Николай под глазом своего уже бывшего друга. Это развязало руки пахану-мэру для жестокого избиения москвича с последующим позорным отъездом Дмитрия. В безбожной художественной системе фильма Николая в тяжёлый момент жизни предают друг Дмитрий и жена Лиля, казалось бы, самые близкие ему люди. Измена мачехи жестоко травмирует душу отрока - сына Николая. Кульминацией фильма становится внезапное исчезновение Лили, за которым следует трагическая развязка.
Как же воспринимает Николай череду несчастий, что обрушиваются на него одно за другим? Он запоем пьёт и сквернословит. Надо сказать, что на протяжении всего фильма водка льётся рекой: такими - спившимися, матерящимися, алчущими денег либо раздавленными нечеловеческой властью - предстали русские люди перед иностранными и отечественными зрителями. По мысли режиссёра, идея фильма заключена в эпизоде встречи пьяного Николая со священником, отцом Василием. Отчаявшийся герой вопрошает батюшку, почему же не помог ему Бог, и слышит в ответ легенду-притчу о Иове. Бог разрешил Сатане подвергнуть благочестивого Иова тяжелейшим несчастьям, дабы испытать прочность его веры. Иов выдержал это испытание, и дал Бог ему вдвое больше того, что он имел прежде. Но в фильме эта притча абсолютно не работает: Николай не верит в Бога, не ходит в церковь, не исповедуется, курит, пьёт, сквернословит. И всё же в системе образов фильма он выглядит намного лучше прочих: честно работает да стремится помочь людям. Развязкой становится обвинение Николая в убийстве жены, найденной мёртвой на берегу моря, и абсурдный приговор суда - пятнадцать лет тюрьмы.
По воле архиерея на месте снесённого дома Николая воздвигнута была церковь, под сводами которой пахан-мэр с семьёй слушает насквозь лживые слова «владыки» о необходимости следования истине. Слушают «проповедь» и другие прихожане, и дети с чистыми глазами, не ведая, какая чреда преступлений заложена была в самом основании церкви. Подобная пародия на служителей РПЦ ничем не хуже пляски «пусек» в Храме Христа Спасителя. Огромный скелет кита в прибрежных водах, очевидно, признан был символизировать всевластие государственного Левиафана и в море, и на суше.
Андрей Звягинцев своим фильмом явно хотел стяжать лавры Андрея Тарковского, но, если во всех кинолентах Тарковского человеку была дана надежда на лучшую, достойную жизнь, то «Левиафан» порождает в душе мрак, несмотря на очень хорошую режиссуру и талантливую игру всего актёрского состава. Более русофобского фильма я не видела за всю свою жизнь и надеюсь не увидеть. Невольно вспоминаются слова Ивана Солоневича о «кривом зеркале» в русской культуре. Когда корабль опасно кренится на один бок, его необходимо выпрямлять, иначе - угроза потопления. Для осуществления эпохи духовно-нравственной и экономически сильной России нам нужно иное искусство, воспевающее святых, подвижников, героев. И время для такого искусства настало!
24. Ответ на 23., Сергей Швецов:
23. Ответ на 22., вода:
22. Ответ на 20., Сергей Швецов:
21. 20. Сергей Швецов
20. Ответ на 19., вода:
19. Ответ на 16., Сергей Швецов:
18. Re: Фильм «Левиафан» как вершина русофобии в кино
17. 9. рудовский :
16. Re: Фильм «Левиафан» как вершина русофобии в кино
15. Re: Фильм «Левиафан» как вершина русофобии в кино