Моцарты и Сальери церковно-исторической науки

0
625
Время на чтение 8 минут

Отклик на статью «Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения».

При очевидных достоинствах работы Алексея Владимировича Виноградова в плане академической полноты охвата темы не стоит спешить соглашаться с ее основным посылом. Структура статьи - противопоставление «упрощенно-традиционного» взгляда (как идеологически обусловленного) на церковную реформу XVII века и на раскол и взгляда «научного» (как ни от ничего не зависимого, кроме документальных фактов). На наш взгляд, такое противопоставление является произвольным, а принципиальная граница проходит совсем по другой оси.

Если даже негуманитарная наука, по последним данным, «человекоцентрична» (Ср.: «Начиная с середины прошлого века исследователи науки предлагают много вариантов понимания субъекта научной деятельности в его соотнесенности с научным знанием, и это свидетельствует о признании "законности " этой проблемы. В эпоху классической науки такой проблемы не возникало. <...> Все, связанное с культурой, историей, социумом, отделялось четкой границей от науки как от совокупности логически упорядоченных, систематизированных знаний. В середине прошлого века в социологии науки представители школы Р.Мертона перенесли эту границу внутрь науки <...> наука понимается как социальный институт, встроенный в общество <...> В книге Т.Куна "Структура научных революций " (1962г.) закладываются основания принципиальной новой социологии науки <...> на передний план выдвигается понятие научного сообщества. <...> смены парадигм в ходе научной революции. Чтобы развитие науки пошло по новому пути, необходимо, чтобы большинство членов научного сообщества приняло новую парадигму, выдвинутую в ходе последней научной революции. <...> При разрешении революционного кризиса речь идет о выборе "между альтернативными способами научного исследования, причем в таких обстоятельствах. Когда решение должно опираться больше на перспективы в будущем, чем на прошлые достижения. <...> Принятие решения такого типа может быть основано только на вере "» (Маркова А.А. Философия из хаоса. М., «Канон», 2004. С.230-233), то тем более не бывает идеологически не мотивированной исторической науки и истории Церкви - особенно. Разумеется, по-своему детерминированы извне и «научно-исторические исследования» Н.Ф.Каптерева, С.А.Зеньковского и др., а именно, они обусловлены либеральной мыслью того революционного времени и потому инстинктивно симпатизирующей «смелому протесту» раскольников против «бесчеловечности самодержавия» и нестроений официальной Церкви. Это накладывает оттенок соответствующей идеологии («нарытого компромата») на подачу обнаруженных этими исследователями в архивах ранее неизвестных исторических подробностей реформы и раскола.

Иначе говоря, вопрос не в том, зависеть богослову или историографу от идеологии или нет, но лишь в том, от какой именно идеологии зависеть: от ортодоксальной (от догматов и канонов Церкви, что для автора часть «упрощенно-традиционного» подхода) или от вольнодумно-прогрессивной (как подхода «научного», который интеллектуально «осложнен» высокой софистикой, либеральным релятивизмом). На наш взгляд (опирающийся на ортодоксальный), последнее не более чем сублимированный нигилизм, тот же «исторический материализм» («передовой подход»), только одетый «овчиной», перенесенный в церковно-историческую науку. Поэтому для нас, разумеется, прав свт. Филарет (недостаточно «научный» у автора и менее «выдающийся деятель», чем прогрессивная профессура), который «применение научно-критических методов в богословии считал опасным признаком неверия» (не потому, что одно обязательно предполагает другое, но потому что для его времени это правило практически не имело исключений). И побежденному (и даже посрамленному), по общему теперь мнению, Каптеревым проф. Н.И.Субботину, отстаивавшему традиционную антираскольническую позицию, поначалу не хватило аргументов только потому, что нужно было не голословно (тем более - основываясь на непроверенных данных) обвинять хорошо подкованного фактами оппонента, но идти в те же архивы, куда ходил Каптерев, и благополучно находить там нужные документы, подтверждающие прежнюю точку зрения на вопрос. Что впоследствии и сделал Субботин, издав девять томов «Материалов по истории раскола за первое время его существования» (1874-1894 гг.), на которые непринято ссылаться по уже сложившемуся предубеждению, что Каптерев - это Моцарт, а Субботин - Сальери (хотя мне лично, к слову сказать, еще в молодости гораздо больше нравилась традиционная барочная полифония второго, чем революционная гомофонная трескотня «венских классиков», эти бесконечные повторения на все лады куцей и легкомысленной музыкальной фразы).

Вот это, например, чтó у автора? Разве не тенденциозная интерпретация фактов, некритически воспринятая от «научных» историков Церкви, которые сами были лишь вольными или невольными выразителями умонастроений «передовой общественности»: «Но в Православной Церкви всегда существовало конкретное различие между ересью, расколом и самочинным сборищем, а явление, именуемое расколом старообрядчества, до сих пор не подходит ни под одно из определений Кормчей». В Церкви существуют различные чины приема из этих отпавших от нее сообществ как различных степеней одно и того же (отпадения от Церкви), о чем, на самом деле, и гласит всем известное правило свт. Василия (которое, опять же, толкуют кому как вздумается): «Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание». Это значит, что между ересью и расколом разнится не только вероучительная (и потому могущая быть прослеженной сравнительно-богословским анализом), но еще и хронологическая (длительное упорство даже в незначительном заблуждении способно сделать раскольника «равночестным» еретику по отчуждению от Церкви). Следовательно, старообрядческий раскол, которому уже 350 лет и он до сих пор не уврачеван (кроме Единоверия, и то искреннего в нем участия), уже давным-давно, по сути, является ересью, а не расколом. Тем более все умершие в расколе (любом и по любому поводу) - не раскольники, но еретики (как «совершенно отторгшиеся»). «Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа».

Поэтому даже не подпадая буквально «ни под одно из определений Кормчей» (что, опять же, не более чем «корпоративно желаемое», выдаваемое за «научно достоверное»), раскол старообрядчества является тем же самым, чем и любой другой, а именно, типичным расколом, который, будучи своевременно не уврачеванным покаянием в нем как в расколе, необходимым образом переходит в безысходные еретические секты (толки). То, что смысл второго канонического правила свт. Василия Великого именно таков, подтверждается не только теми «древними» Отцами, на которых он ссылается, но и шестым правилом II-ого Вселенского Собора («Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов»), что не оставляет места для дальнейших «исследований» и «изысканий» в этом вопросе. Руководствуясь этой церковной нормой, Московский собор 1666-1667 гг. и осудил расколоучителей старообрядчества именно как еретиков. То есть здесь дело вовсе не в несторианстве, которое, разумеется, не содержится в двуперстии самом по себе. Само научение расколу и упорство в расколе (вражда против Церкви) - это экклезиологическая ересь, что даже хуже, чем христологическая. Попытка же старообрядческой и сочувствующей ей демократичной научной полемики свести все дело к древности обряда или правильности перевода - это софистическая подмена понятий, уводящая проблему с главного на второстепенное.

Другой пример идеологической аберрации под видом научно-исторической достоверности. В статье проводится такой силлогизм: не патриарх Никон, на самом деле, начал реформы (как неопровержимо доказали лучшие научные умы), но царь Алексей. Поэтому и цель реформ - более политическая, чем церковная. Царь невежда в богословии (подросток на тот момент), потому и реформы получились соответствующие. Что на это можно возразить? - Институт Единоверия то же, по сути, Екатерина II инициировала со своими политическими намерениями. Однако Святая Церковь, «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», сумела придать этому проекту собственное, подлинно христианское содержание (а именно, содержание икономии, пастырского снисхождения, домостроения спасения погибших). То же самое с реформою Петра I: каким бы очевидным ущербом это не было для нормальной жизни церковного организма, Церковь и в умалении синодального управления и подчинения государству сумела сохранить свое содержание неповрежденным, наполнила навязанную ей форму своим Духом. То же - и с реформами Алексея Михайловича, ставшими делом патриарха Никона, результаты которого (каких бы «второсортных» греков тогда ни навезли в Россию для справы) освящены каноническим Собором.

Если предметом научного церковно-исторического исследования является установление истины, а Истина есть Христос и Дух Истины, то благодатный духовный опыт преподобного или святителя - это несравненно более надежный гарант достоверности, чем количество перелопаченных в архиве летописей и первоисточников. Подтверждением чему является приводимая автором цитата из С.А.Зеньковского: «Раскол не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви...» В Церкви, которая есть Тело Христово, не бывает «внутренних разрывов» (это-то уже точно нет и никогда не было ни в одной Кормчей). Только последней степенью идеологической зависимости и можно объяснить такие дефиниции, пытающиеся поколебать незыблемые истины Церкви.

Но вот что отрадно. Несмотря на непрекращающийся натиск «передовой научной методологии» (с ее не-, а по сути, анти-церковной идеологией) на массовое церковное сознание, Церковь, тем не менее, на уровне соборного и синодального уровня решений по этому вопросу до сих его, в целом, его успешно сдерживает (как и во всех предыдущих навязанных ей извне светских проектах). И если кто внимательно прочитает Деяние собора 1971 г. «Об отмене клятв» и последний Проект документа «О дальнейших мер по уврачеванию», то в них доминирующей остается «устаревший», как на нас пытаются убедить, подход синодального периода и свт. Филарета, в частности, на которого приводятся прямые ссылки (а вовсе не на проф. Каптерева и других «отцов-патриархов» прогрессивной науки). Иными словами, какое бы «многотомье» научных трудов ни издавалось (за счет старообрядцев - в том числе, известных «благотворителей науки и культуры», потому что, как все фарисеи, «миллионщиков»), как медицинский факт транслирующую в мозг православного одну и ту же идею, что раскол 17в. - это не обычный раскол, но уникальное «внутреннее разделение», что у раскольников «были все основания» (а у Московского Собора, соответственно, «не было никакого права») и т.д. и т.п., «упрощенно-традиционный» подход, как ни в чем не было, остается господствующим в Церкви, потому что в христианстве вообще все просто: одни на право, другие налево.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:15
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от РомКа
10.05.2024 22:08
«Сталин был другим…»
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.05.2024 20:49
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Могилев на Днепре
10.05.2024 19:33
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 19:04