Святейший Патриарх Кирилл: Несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед
28 июля отмечается общий государственный праздник России, Белоруссии и Украины – День Крещения Руси и день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Поздравляю всех с этим великим праздником!
Глядя на то, что творится сейчас на Украине, хочется вспомнить события двухлетней давности в Киеве и не просто вспомнить, а помолиться св. князю Владимиру о том, чтобы на этой многострадальной земле вновь воцарился мир.
28 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию на Соборной площади перед Успенским собором Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. На установленном под сенью престоле находился ковчег с частицей честных мощей св. князя Владимира.
А 27 июля, в канун праздника, Его Святейшество совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве.
«У этого величественного памятника с дивным видом на Днепр невольно представляешь себе все величие подвига, который совершил благоверный и равноапостольный князь, – сказал тогда Патриарх. – Из всего многообразия… предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимая веру православную. А поелику крещение князя не было только его личным делом,.. то его выбор стал выбором всего народа. Мы не можем даже представить себе, насколько трудным был этот шаг святого князя Владимира… Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала человеческие инстинкты, она сопровождалась бурными застольями, как и кровавыми жертвоприношениями… великий благоверный и равноапостольный князь делает решительный шаг в другую сторону… совершилось историческое деяние: вместе с Крещением Русь сделала свой цивилизационный выбор и на протяжении веков сохраняла верность этому выбору. В наше непростое время мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир…. Наверняка то же самое говорили древние киевляне: зачем он делает этот выбор? Зачем возлагает на нас новые бремена? Зачем требует от нас того, что не требовала старая вера? Но ведь и сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым. Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, по голосу плоти. Действительно, христианство, в отличие от языческого образа жизни… требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горЕ. А идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Вот это требование к каждому человеку и ко всему народу становиться лучше и лучше, духовно и нравственно укрепляться, многие и сегодня воспринимают как бремена неудобоносимые, повторяя ропот язычников-киевлян.
Но победил князь Владимир, определив цивилизационное развитие своего народа, включив его через Таинство Крещения в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников. И сегодня мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед, будем стремиться горЕ, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем нам, Украинской державе, народу Украины, всем народам исторической Святой Руси сохранять верность тому выбору, который совершил равноапостольный и благоверный великий князь Владимир… помолимся ему о приобщении новых и новых поколений людей к тому духовному выбору, который он совершил дерзновенно и мужественно, еще будучи язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия. Аминь».
До крещения князь Владимир носил в себе все хвори народной души
Прежде чем стать равноапостольным и благоверным, до своего крещения князь Владимир очень напоминал тех, кто сейчас беснуется на Украине. По словам протоиерея Андрея Ткачева, он носил в себе все хвори народной души: «В похоти ненасытен, к хмельному неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитер. Это портрет подлинного язычника, сына страстей и служителя демонов». «Владимир крестил Русь, но вначале крестился сам… прежде нежели менять жизнь других, он меняется сам». «Редка та святость, при которой человек чист от младенчества до старости. Гораздо чаще жизнь людей рассекается надвое – на «до» и «после». Рассекающим лезвием является Христова благодать, воспринятая человеком. И здесь уже важно понимать, что подлинно свят не тот, кто с детства безупречен, а тот, кто после принятия благодати не позволил себе вернуться к тому, что было «до». Владимир назад не возвращался. Владимир свят». «Князь важен для нас тем, что он сам поменялся. …неочищенный человек других очищать не способен. Поэтому нужно как на учителя смотреть на Владимира, смирившегося и познавшего Бога прежде, нежели начавшего приводить простой люд к Днепру ради крещения. …Владимир поменялся! Мы ведь так редко и так плохо поддаемся благим переменам. Мы все откладываем свое исправление… И уж кого нельзя упрекнуть в нашей бесплодности, так это Бога. Он подает благодать, и не отказывается приходить на помощь, и всем верующим говорит: «воззовет ко Мне и услышу его» (Пс. 90).
Видимо, мы в большинстве своем двоедушны и слабовольны, а князь-креститель наш не таков. Владимир вышел из купели крещения иным человеком. Похоть увяла, жестокость сменилась желанием голодных кормить, гордые и хитросплетенные помыслы вытеснила из души евангельская простота. Вот в этом стоит подражать князю.
Тот, кто способен понять неоценимую важность благого изменения, совершившегося в человеке раз и навсегда, тот никогда не будет сомневаться в святости изменившегося человека. И неважно, какими грехами был покрыт этот человек ранее.
Крестный ход
28 июля 2012 года Киев особенно запомнился мне впечатляющим Крестным ходом. Я стояла в центре людской реки, а справа и слева от меня нескончаемым потоком шли священнослужители в золотых облачениях. Необыкновенная благодать «омывала» меня. Молитва разливалась в воздухе. В душе была такая радость! Вот оно – Торжество Православия! На память остались фотографии того потрясающего по красоте и масштабу крестного хода. Позже из СМИ я узнала, что в нем участвовали митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), митрополит Аксумский Петр (Александрийский Патриархат), архиепископ Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), архиепископ Иорданский Феофилакт (Иерусалимский Патриархат), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинский Патриархат), епископ Бачский Ириней (Сербский Патриархат), митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарский Патриархат), митрополит Констанцский и Аммохостский Василий (Кипрская Православная Церковь), митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), епископ Годонинский Иоаким (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), архиепископ Толедский Александр (Православная Церковь в Америке).
Это святой равноапостольный князь Владимир собрал сонм духовенства в Киеве.
Десятинный монастырь
27 июля вместе с волонтерами школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», организованной Фондом Андрея Первозванного, мы впервые посетили Десятинный монастырь. По словам студента-историка из Смоленска Дмитрия Комарова, здесь он второй раз в жизни испытал необыкновенное чувство душевной гармонии, спокойствия, умиротворения. Дима тут же купил и надел на себя крестик, т.к. свой забыл дома.
Отец Гавриил рассказал нам о том, что Десятинная церковь Пречистой Богородицы особо почитается киевлянами. На этом месте святой князь Владимир построил в Киеве первый каменный православный храм в Древней Руси, которую он крестил. В «Повести временных лет» говорится о том, что «Владимир, живя в законе христианском, решил построить церковь Пресвятой Богородицы. И позвал для этого мастеров из Греции, и начал ее возводить…» Вместе с Софийским собором, возведенным при сыне Владимира Ярославе Мудром, Десятинная церковь была одной из главных святынь Руси. Большинство летописей вспоминают, что храм был освящен в 996 году. Войдя тогда в храм, святой Владимир сказал: «Господи Боже! Посмотри с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть люди новые, сердце которых повернул Ты, смогли познать Тебя, Бога Истинного!». В тот же день князь выдал приказ: «Вот, даю церкви этой Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину». Поэтому церковь и называется Десятинной.
Никогда не забуду и свои молитвы у иконы Божией Матери в Десятинном монастыре, и посещение Киево-Печерской лавры с ребятами-волонтерами. С ними мне удалось побывать в ближних пещерах, а вечером 28 июля мы с Татьяной Головановой перед самым закрытием пришли в дальние пещеры и боялись, что нас туда не пустят. И вдруг, напротив, для нас двоих открыли почти все мощи святых, так что мы смогли приложиться к ним не через стекло! Это было настоящее чудо! Да еще мы успели потрудиться там во славу Божию – подметали огромную лестницу.
Помню и дневную прогулку по городу с телевизионщиками, и ночную речную прогулку с ребятами и девчонками на небольшом суденушке с ласковым названием «Ласточка». Ночной Киев в разноцветных огнях, отраженных в реке, казался сказочным. Я влюбилась тогда в этот город-праздник…
А зимой 2014 г., когда моя дочь вдруг уехала в Киев, я день и ночь молилась, чтобы ее не занесло на майдан. Иеромонах Мелхиседек из Десятинного монастыря разместил в те дни в Фейсбуке фотографию и небольшой текст, который привожу полностью: «Мы убогие монахи Десятинного монастыря, знающие силу молитвы, и потому ставшие на молитвенное стояние между противоборствующими сторонами братоубийственного конфликта, свидетельствуем о том, что там с нами был невидимо сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь Пресвятая Богородица. Это понимали, ощущали и чувствовали все те, кто не побоялся стать с нами плечом к плечу там на молитву. Господь остановил на время братоубийственное противостояние. Дорогие братья и сестры! Только молитва является сегодня залогом благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Залогом того, что не будет больше убитых и раненных, не будет ненависти и зла в сердцах людей. Залогом приобщения к главному и вечному. Спасению души каждого человека. Будем молить и просить Господа остановить кровавый конфликт через взаимное прощение ради мирного будущего Украины. Милостей Божией бездна и нет ей числа! Иеромонах Мелхиседек, монах Гавриил, монах Ефрем. Киев, 25 января 2014 года».
А накануне, 24 января, в Киев прибыли Дары волхвов, а вместе с ними многотысячный «шлейф» людских молитв – тихих и пронзительных, слабых и сильных. Киев встретил святыню, у которой мне посчастливилось провести много часов в московском храме Христа Спасителя. Я слышала там душераздирающие крики, вопли, рычания… Это было страшно. Бесноватых женщин и мужчин родственники приводили к привезенным со Святой Горы Афон Дарам волхвов. Охранники насчитали, что таких больных за день было от 8 до 15 человек, если не больше.
На Украине сейчас беснуются уже не десятки, а сотни людей, вернее нелюдей, убивающих своих ни в чем не повинных братьев, сестер и даже детей. Помолимся же святому равноапостольному князю Владимиру, чтобы помог прекратить братоубийственную войну, чтобы вновь по улицам Киева и других украинских городов крестным ходом шли мирные люди с иконами и хоругвями… Господи, спаси и сохрани нас, грешных!
Ирина Ахундова, член Союза журналистов Москвы
Фото из архива Фонда Андрея Первозванного