Никакие приводимые другими доказательства Божия бытия не убедят человека, если он не хочет видеть присутствие Бога в мире или в событиях собственной жизни, отметил митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос зрителя программы «Церковь и мир», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
При этом архипастырь рассказал, что богословы и мыслители в разные времена в своих трудах приводили различные доказательства существования Бога. Например, латинский богослов Фома Аквинский находит пять таких доказательств. В частности, он указывает, что все в мире движется, а для того, чтобы что-то двигалось, должен быть некий перводвигатель — вот этим перводвигателем является Бог. Другое доказательство исходит из того, что у каждого предмета должна быть причина, а, соответственно, все предметы должны восходить к некой первопричине.
По мнению митрополита Илариона, самым сильным доказательством бытия Божия можно считать действие Бога в жизни человека. Порой даже неверующие люди оказываются в ситуации, когда они понимают, что Бог находится рядом, или что они без Бога не могут ничего сделать. «В качестве примера могу привести некоторых людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Эти люди не верили в Бога, они отрицали бытие Божие, но потом оказались в такой ситуации, когда поняли, что своими силами они не могут справиться с болезнью. И вот они себе сказали: я обращусь к Богу за помощью, я буду и сам бороться, но буду и Бога призывать в помощь. Исцелившись от своей зависимости, они одновременно исцелились и от неверия», — рассказал архипастырь.
Он подчеркнул, что такие события происходят с очень многими людьми в современности, происходили они и в евангельские времена. «Если мы прочитаем Евангелие, то увидим, что чудеса, которые совершал Иисус Христос, имели целью не столько физическое исцеление людей, сколько то, чтобы люди поверили в Бога, в Его присутствие в их жизни, в Его милосердие и в Его силу», — отметил владыка Иларион.
«Вера является некой тайной, — подчеркнул иерарх. — Эта тайна, которая существует между конкретным человеком и Богом. Мы никогда точно не знаем, почему два человека могут жить в одинаковых обстоятельствах, с ними происходят похожие вещи, но один за этими событиями видит присутствие Божие, а другой не видит. Есть люди, которые свое сердце закрывают от Бога. Они не хотят, чтобы Бог вошел в сердце, отказываются слышать проповедь о Нем. А есть и такие ситуации, когда Бог по каким-то одному Ему известным причинам не открывает Себя конкретному человеку».
Митрополит Иларион также упомянул о том, то сейчас многие не обретшие веры люди называются себя не атеистами, а агностиками (от приставки «а», означающей «не», и слова «гнозис», означающего «знание»). «Буквально агностик — это человек, который сознается в своем незнании того, есть Бог или нет. Такая позиция является честной, потому что мы действительно многого не знаем. Но когда человек агрессивно отрицает бытие Божие, когда он нападает на веру, на Церковь, когда он закрывает свое сердце для Бога, то это духовно опасная ситуация, которая вредит не только ему, но и окружающим людям», — резюмировал архипастырь.