Президент Молдовы Игорь Додон отстранён от власти по решению Конституционного суда республики, который счёл главу государства «неспособным исполнять свои обязанности».
Такое решение суд принял на основании того, что Игорь Додон
отказался назначать на пост министра обороны Евгения Стурзу,
рекомендованного премьер-министром Владимиром Филатом.
Евгений Стурзу является вице-председателем Народно-европейской
партии Молдовы - одной из политсил «правоевропейского» направления,
которые обладают большинством избранном в 2014 году парламенте Молдовы.
Этот же состав парламента назначил Владимира Филата премьер-министром.
Что же касается Игоря Додона, избранного на прямых выборах осенью 2016
года, то он, напротив, имеет репутацию пророссийского политика.
История
с назначением Стурзу, таким образом, является одним из этапов
противостояния «пророссийского» Додона с «проевропейским» большинством в
парламенте и представителем этого большинства Филатом. В Молдове,
являющейся парламентской республикой, полномочия президента весьма
ограничены, так что возможностей для борьбы со своими оппонентами у
Додона немного, и вопрос назначения министра обороны - один из первых в
этом списке. По Конституции Молдовы главу Минобороны назначает премьер,
однако президент, как верховный главнокомандующий, обязан утвердить это
назначение и принять присягу у нового министра. Это-то Додон делать и
отказался, причём дважды.
«Не
намерен принимать присягу господина Стурзы, даже если будет
соответствующее решение Конституционного суда, вследствие чего он не
сможет выполнять свои должностные обязанности», - заявил Додон.
В
итоге решение Конституционного суда оказалось несколько иным: вместо
того, чтобы обязать Додона принять у Стурзу присягу, он отстранил от
власти самого Додона.
Кризис вокруг этого поста отмечался еще во-время попыток Додона помешать
отправке молдавских войск на НАТОвские учения на Украине.
Данное
решение суда, демонстрирует аппаратную слабость Додона, который
стреножен действующим законодательством, оставляющим прозападному
правительству больше полномочий. В этом плане борьба России и НАТО за
влияние в Молдавии создает своеобразный клинч, который может быть
разрешен несколькими способами:
1. Одна из сторон побеждает
административным путем, ограничивая возможности оппонентов путем
судебных решений и существующих правовых процедур. Примерно так сейчас
пытаются давить Додона, на деле показывая, что его позиции весьма
уязвимы.
2. Организация конституционного кризиса с целью выхода на перевыборы для устранения двоевластия. Данный сценарий желателен Додону, но оппоненты на эту удочку не клюют, так как понимают, что на выборах про-додоновские силы имеют шансы склонить баланс сил в парламенте в свою пользу и организовать смену состава правительства, что приведет к поражению прозападных сил в Молдавии и уходу Молдавии в сферу влияния России.
3. Силовое разрешение кризиса, когда одна из сторон пытается
силой отстранить от власти другую. Например, организация массовых
протестов против парламента или президента под тем или иным предлогом, с
целью свержения через улицу. Альтернативный вариант - силовой переворот
с опорой на силовые структуры (МВД, армию, местное ГБ). На текущий
момент силовики скорее ориентированы на правительство, а Додон имеет
более сильные позиции на улице. По мере затягивания кризиса, вероятность
варианта №3 как способа преодоления двоевластия, будет нарастать.
Весь
этот кризис наглядно показывает всю остроту столкновения интересов
России и Запада на территории республик бывшего СССР, где попытки РФ
поддерживать пророссийские силы в бывших республиках, встречают очень
жесткое и организованное сопротивление со стороны стратегических
оппонентов. От разрешения кризиса вокруг Молдавии, зависит не только
судьба этой страны, но и Приднестровья.