Норвежский «асимметричный экспансионизм» в Арктике

20.01.2014
Иллюстрация: newsday29.ru

10 января 2014 года в Архангельске в Музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки "Край земли. Европейская картография XV-XVII веков", сообщает ИА REGNUM.

На выставке представлены старинные европейские карты XV-XVII веков из частной коллекции норвежского мецената и коллекционера Эрлинга Валсё, в той или иной мере затрагивающие арктическую тематику. В экспозиции, в частности, представлена карта, начертанная по результатам трех арктических экспедиций, предпринятых в 1594-1597 годах в поисках "Северо-восточного прохода" в Азию - нынешнего Северного морского пути голландским мореплавателем Виллемом Баренцом (1550-1597). На выставке представлены и европейские книжные издания, описывающие северные и арктические территории. Всего экспозиция норвежской выставки "Край земли" содержит 97 экспонатов.

Формально выставка в Архангельске приурочена к 20-летнему юбилею норвежского Баренцева региона. Означенный выставочный проект смог состояться в Архангельске, поскольку был профинансирован норвежским Баренцевым секретариатом, штаб-квартира которого располагается в норвежском городе Киркенес.

Торжественное открытие выставки "Край земли" провел директор Баренцева информационного центра в Архангельске норвежский агент влияния Андрей Шалёв. На открытии выставки присутствовали и выступили с приветственным словом губернатор Архангельской области Игорь Орлов и министр культуры Архангельской области Лев Востряков. "Здесь в исторической ретроспективе мы наблюдаем эволюцию открытий, которая продолжалась в течение длительного периода времени. И мы даже видим, как менялся мир в понимании наших предков. Это удивительно, и это сродни искусству", - отметил в своем выступлении на открытии выставки архангельский губернатор Орлов, назвав совсем некстати "нашими предками" представителей Европы.

Итак, можно в очередной раз констатировать: норвежский полярный экспансионизм отличается терпением, упорством и изощренностью. Норвежцы продолжают свое культурное наступление в российском приарктическом регионе в рамках сформулированной ими в 2008 году стратегии, получившей название "Асимметричное соседство". Если раньше в центре культурного дискурса стояла идея общей северной идентичности, то теперь норвежцы стали стремиться к поиску асимметрии и выделению особого статуса Норвегии в полярных широтах, как европейской цивилизованной страны. Несмотря на дружественную риторику, сопровождающую норвежскую культурную политику в российском секторе Баренцева региона, есть серьезные основания утверждать, что Россия воспринимается в Норвегии, как в ее правящих кругах, так и в массовом сознании в качестве одного из главных "антиподов" Европы и Норвегии, в частности, в приарктическом регионе, как место, где для европейца все было отличным, иным, если не сказать - чуждым и "варварским". Подобный контраст на асимметрии помогал и помогает норвежцам укреплять свой собственный образ и самооценку как строителей цивилизации в Арктике и легитимировать экспансию, целью которой с ХIХ века являлись и являются сейчас ресурсы Русской Арктики.

Зачем Баренц-секретариат профинансировал означенное культурное мероприятие? Идеологическое воздействие выставки "Край земли. Европейская картография XV-XVII веков" связано, в первую очередь, с формой подачи материала. Использование зрительных образов, представленных в виде высокохудожественно выполненных географических карт, имеет огромное идеологическое воздействие на сознание именно в области геополитики. Об использовании карт для влияния на общественное сознание хорошо известно в современной социологии (2). Карта - иной альтернативный от знакового (цифра, буква) иконический (визуально образный) способ подачи информации. Карта как способ "свертывания" и соединения разнородной информации обладает бóльшей эффективностью воздействия на сознание, чем текст. Особо отметим то обстоятельство, что карта - это продукт, в том числе, художественного творчества, который зритель дополняет собственным знанием и чувствами. В подобной ситуации карта, мобилизуя пласты неявного знания, воздействует на подсознание человека, зачастую мобилизуя иррациональные установки и предрассудки. Здесь лишь надо умело подтолкнуть человека на нужный путь работы мысли и чувства. Возможности создания в воображении человека нужного идеологам образа у карты огромны. Ведь карта не является отражением видимой реальности. Это всего лишь визуальное выражение представления о реальности, переработанное в соответствии с той или иной теорией или идеологией. Одновременно карта воспринимается и продуктом науки, чем укрепляет свой авторитет у зрителя.

В этой связи, какое идеологическое значение имеет норвежская выставка "Край земли"? Демонстрируя лучшие образцы европейской картографии XV-XVII веков, норвежцы продвигают идею об европейском (а значит и норвежском) цивилизационном и культурном приоритете в Арктике. Досадно, что открывавший норвежскую выставку архангельский губернатор Игорь Орлов не понял норвежских смыслов и никак не отреагировал соответствующим образом на очередной норвежский культурный продукт "асимметричного соседства", продемонстрировав тем самым в очередной раз "баренцам", что российским государственным мужам в регионе не достает государственного смысла.

Что остается делать в возникшей ситуации русским? Предъявлять на аналогичных выставках собственную арктическую картографию от Семена Ремезова 1701 года или в виде карты Сибири 1667 года Петра Годунова? Нет. Совсем не нужно на вызов норвежского "асимметричного соседства" отвечать симметрично, - полагаем мы. Гораздо важнее подготовить общедоступные качественные и дешевые отечественные издания этих выдающихся образцов русской картографии наших "краев" и собственных "пределов" арктической земли и Сибири. Важней другое: ответить собственным вызовом в современной идеологической картографии, работающей на интересы русских, России и ее народов. Однако здесь мы фиксируем наличие существенной проблемы и именно в Архангельске - там, где норвежцы и проводят свою картографическую выставку. Размещенный в Архангельске Северный Арктический федеральный университет слаб и бессилен именно по означенном направлению.

Сейчас можно констатировать, что ни в Институте социально-гуманитарных и политических наук (ИСГиПН) САФУ, ни в аффилированном в его состав НОЦ "Международные отношения и арктическая политика России", ни в Арктическом центре стратегических исследований САФУ при всем желании не смогут приготовить даже простенький атлас исторической географии арктического региона, который содержательно идеологически смог бы отстаивать российские интересы в Арктике. Подтверждением этому является издаваемая в Архангельске с 2001 года сначала в Поморском университете, а теперь в САФУ т. н. "Поморская энциклопедия". Редактор вышедшего в 2001 году первого тома этого издания профессор Владимир Булатов прибег к научному мошенничеству при включении в энциклопедию исторического картографического материала. Издателями был отсканирован материал из одного изданного в начале 1970-х годов атласа для служебного пользования. Скопированные карты были помещены в приложении на цветной вкладке в 1-ом томе Поморской энциклопедии, как оригинальный материал без указания настоящего источника и подлинных его авторов. Означенное издание является характерным примером уровня научной компетенции в конкретной области "поморской профессуры" в Архангельске.


Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий