Славянский вопрос и Россия во время Первой мировой войны в оценках первого президента Чехословакии Т.Г. Масарика 

0
54
Время на чтение 10 минут

Источник: Наука Вера Культура

https://rusidea.org/250929078

Начало Первой мировой войны в 1914 г. было встречено рядом славянских народов, особенно тех, кто не имел собственной государственности, не только с тревогой, но и с надеждами на победу России, с которой связывалась возможность обретения или восстановления ранее утраченной независимости. Например, накануне Первой мировой войны известный чешский политик Карел Крамарж, лидер партии младочехов и убеждённый русофил, не сомневаясь в грядущей победе России, составил проект Конституции Славянской империи. Данный проект предполагал объединение вокруг России других славянских народов в рамках широкой федерации. Подобные планы были созвучны с идеями ряда ведущих словацких политиков того времени. Однако этот проект Крамаржа не вызвал интереса у российской дипломатии, представители которой сочли его «достаточно фантастическим» (Серапионова 2006).[1]

С началом войны в полной мере обнаружилось отсутствие каких-либо серьезных планов или наработок в славянском вопросе со стороны российской политической элиты, действия которой в этой сфере являлись ситуативными и не очень умелыми импровизациями. Любопытные свидетельства по этому поводу оставил в своих мемуарах, опубликованных в 1925 г., первый президент Чехословацкой республики Т.Г. Масарик, который возглавил чехословацкую политическую эмиграцию во время войны и являлся хорошо информированным политиком с обширными контактами как на Западе, так и в России.

Масарик отмечал, что с началом войны многочисленная и влиятельная чешская диаспора в Российской империи связывала освобождение чешских земель и восстановление чешской национальной государственности исключительно с победой русского оружия. В еще большей степени это касалось живших в России словаков. Император Николай II в самом начале войны дважды принял представителей чешской диаспоры в России – 20 августа и 17 сентября 1914 г., при этом в ходе встречи и беседы 17 сентября 1914 г. чешские представители показали императору карту будущего Чешского королевства, в состав которого были включены Вена и территория Верхней Австрии. Как подчёркивал Масарик, реакция царя на данный план была в целом позитивной, но крайне неопределённой. Русский самодержец предпочёл ограничиться общей благодарностью за эту информацию и выражением надежды на то, что «с Божьей помощью Ваши пожелания исполнятся» (Masaryk 1925: 169).[2]

Подобная реакция российского императора, быстро ставшая широко известной, породила в чешском обществе, где в то время были популярны русофильские настроения, эйфорию и завышенные ожидания. «Политические дети, – не без сарказма комментировал данное событие Масарик, – давали увлечь себя словами политического дитя, которым и являлся царь» (Masaryk 1925: 169).[3]

Масарик полагал, что в окружении своего отца, императора Александра III, Николай II мог слышать немало о славянах и, судя по всему, больше всего интересовался лужицким сербами; однако, по словам чешского политика, «общеславянского плана он не имел и все его министры подобного плана также не имели» (Masaryk 1925: 169).[4] В этой связи Масарик выделял министра иностранных дел России Сазонова, которого он считал лично «порядочным человеком», но, как писал чешский политический деятель, Сазонов «был против войны, стремился избежать конфликта с Германией и поэтому у него не было такого славянского плана, который ему наши люди наивно приписывали» (Masaryk 1925: 170).[5]

Анализируя славянскую программу официальной России во время Первой мировой войны, Масарик констатировал, что по мере неудачного для России хода боевых действий «Россия в своих заявлениях по славянской тематике становилась всё более сдержанной. 29 мая 1916 г. в Думе Сазонов вспомнил о «братьях-славянах», но говорил только об их «будущей организации», обещая полякам саму широкую автономию. Трепов, говоря о целях войны в декабре 1916 г., о славянах уже не вспоминает, а царь в приказе армии и флоту повторяет тезис Трепова о том, что целью войны является Царьград и свободная Польша в тесной связи с Россией» (Masaryk 1925: 171).[6]

В своих воспоминаниях Масарик постоянно проявляет недовольство тем обстоятельством, что, с его точки зрения, единственными славянами, к которым Россия проявляла интерес, были православные славянские народы Балкан, прежде всего сербы, к которым чешский политик обнаруживал определённую ревность. Так, показательным в мемуарах Масарика является его выразительный пассаж о том, что «официальная Россия совершенно не понимает славянских проблем и помнит лишь о сербах как православном народе» (Masaryk 1925: 174).[7]

Ссылаясь на мемуары посла Франции в России М. Палеолога, Масарик констатировал, что тот 1 января 1915 года предложил Сазонову привлечь Австро-Венгрию на сторону Антанты, при этом, по мнению французского дипломата, Австро-Венгрия могла бы уступить России Галицию, а Сербии – Боснию и Герцеговину. На вопрос Сазонова о судьбе чехов и хорватов Палеолог ответил, что им было бы достаточно и «широкой автономии» в рамках Дунайской монархии. Сазонов, как писал Палеолог, допустил подобный сценарий. Комментируя данную информацию французского посла, Масарик упрекал российского министра иностранных дел в том, что он «не имел славянской программы», так как не вступил в полемику с Палеологом по поводу статуса чехов и хорватов. Столь обидная для Масарика незаинтересованность русского министра иностранных дел в судьбе чехов и хорватов вытекала из того, что, по его мнению, они не относились к числу православных народов (Masaryk 1925: 171).[8]

Истинные цели России в Первой мировой войне, как полагал Масарик, были в полной мере выражены в тайной договорённости с Францией и Великобританией, заключённой летом 1915 года, где главным требованием со стороны России было установление российского контроля над проливами и Константинополем. Кроме того, в ходе переговоров с Францией в 1916 г. была достигнута общая договорённость об исправлении западных границ России путём присоединения к ней Галиции и территории польской Познаньщины. Как упоминал в этой связи чешский политик, «в некоторых славянофильских кругах предполагали также включение в состав России Словакии, хотя бы её восточной и центральной части; при этом о чешских землях никакой речи вообще не шло и они оставлялись западу» (Masaryk 1925: 172).[9]

На основании всего изложенного чешский политик приходил к неутешительному выводу о том, что «царская Россия не имела продуманной славянской программы; более того, официальная Россия была даже антиславянской, поскольку без учёта интересов отдельных славянских народов стремилась округлить свою империю путём включения в неё прежде всего Константинополя» (Masaryk 1925: 172).[10] При этом Масарик снисходительно добавлял, что принесение значительной части славянских народов в жертву своим интересам со стороны России было результатом, как он выразился, «не злой воли, а слабости и неспособности».

Подобные мысли Масарика были, безусловно, продиктованы исключительно чешскими интересами, в тени которых постоянно оказывались интересы российские, о которых чешский политик не только частенько забывал, но и в праве на которые зачастую отказывал. По сути, Масарик временами требовал от России действовать в интересах тех или иных славян, но при этом в ущерб своим собственным интересам. Тем не менее, данные соображения Масарика содержат рациональное зерно и по этой причине заслуживают самого пристального внимания, тем более, что его критика в адрес славянской политики России нередко прямо перекликается с аналогичной критикой со стороны одного из ведущих славянофилов И.С. Аксакова, крайне критически отзывавшегося о политике официальной России в Сербии и в целом на Балканах и характеризовавшего её как «предательскую», «слабую» или как минимум непрофессиональную и недальновидную по отношению к славянским народам данного региона (Иван Сергеевич Аксаков 2006: 17).[11]

Забавно при этом, что многочисленные упрёки со стороны чешского политика в адрес официальной России за её геополитический эгоизм в отношении славян и за политическую «слабость и неспособность» в известной степени могут быть адресованы и самой Чехословакии в межвоенный период. Так, явную слабость и близорукость чешское политическое руководство в межвоенный продемонстрировало, в частности, в украинском вопросе, поддержав украинское движение, которое в конце 1930-х годов оказалось союзником гитлеровской Германии и сыграло существенную роль в ликвидации чехословацкого государства в 1939 году.

Литература

Серапионова Е.П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы. Москва: Наука, 2006.

Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Т. 3 (письма 1851-1860 годов) // Русские о Сербии и сербах. Санкт-Петербург: Алетейя, 2006.

Masaryk T.G. Světová revoluce. Za války a ve válce 1914-1918. V Praze, 1925.


[1] Серапионова Е.П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы. Москва: Наука, 2006.

[2] Masaryk T.G. Světová revoluce. Za války a ve válce 1914-1918. V Praze, 1925. S. 169.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же. S. 170.

[6] Там же. S. 171.

[7] Там же. S. 174.

[8] Там же. S. 171.

[9] Там же. S. 172.

[10] Там же.

[11] Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Т. 3 (письма 1851-1860 годов) // Русские о Сербии и сербах. Санкт-Петербург: Алетейя, 2006. С. 17.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Горняк
Все статьи Мирослав Горняк
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.05.2024 20:16
К 79-й годовщине Победы
Новый комментарий от Русский Иван
11.05.2024 20:03
Антисталинисты – враги Церкви
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2024 19:57
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
11.05.2024 18:20
Таджик за рулём, автобус – в Мойке
Новый комментарий от Сергей В.
11.05.2024 18:02