Литература и паралитературный процесс

0
144
Время на чтение 8 минут

Юрий Милославский интервьюИсточник: Украина.ру

© ruinformer.com

Мария Лихограй

Юрий Милославский — один из самых известных литераторов русского зарубежья — писатель, публицист и историк литературы, родом из Харькова. Защитил докторскую диссертацию "Лексико-стилистические и культурные характеристики частной переписки А. С. Пушкина"

— Юрий Георгиевич, давайте начнем с характеристики русской литературы в этот момент. Она по-прежнему делится на «либеральную» (здесь часто называют, например, Владимира Сорокина) и «патриотическую» (а здесь — Захара Прилепина)? Кто главные имена — прозаики, поэты? Что достойно, с вашей точки зрения, особого внимания?

— Я, если допустимо так выразиться, дважды специалист по истории литературы: сначала филологический факультет Харьковского университета, а затем, по прошествии немалых годов — знаменитый Мичиганский в городе Энн-Арбор, где я защищал свою докторскую диссертацию. В этой связи я рассуждаю об этом явлении чуть менее политически.

Для себя как исследователь и автор я разделяю так или иначе обсуждаемую нами материю на литературу и «паралитературу». Отсылаю заинтересованных к циклу статей «Паралитературный процесс», в свое время опубликованных мной в сетевом журнале «Камертон».

То, что вы назвали условно либеральной литературой, — в подавляющем большинстве своем принадлежит именно к «паралитератературе». Но и в условно державном, консервативном, патриотическом и тому подобном лагере присутствует крайне мало того, что относится подлинной литературе, притом делается все возможное, чтобы подлинное поменьше попадались на глаза читателю.

Паралитературный процесс — это явление рукотворное. Он сопряжен с формированием искусственного культурного контекста.

Если коснуться истории «паралитературы», то она начала создаваться/формироваться вслед за Крушением 1988–1993 годов.

Подготовка кадров и условий их деятельности была поручена покойному [главе администрации президента Бориса Ельцина Сергею] Филатову: скомпоновать, как бы это сказать помягче, некий пул из юрких литераторов, настроенных критически по отношению ко всему русскому. Обеспечить их всем потребным, включая премии, переводы на языки стран-победителей и проч.

Это так называемый проект «Липки».

И все получилось, да и почему бы этому не получиться?

Обыкновенно прилагаемое к паралитературе определение «либеральная» представляется мне неверным. «Паралитература» вполне может носить (и в последние годы нередко носит) облик псевдопатриотический. Тема это – интереснейшая, но яприберегаю еедля иного случая.

Обсуждать, осуждать, да еще поименно называть то и тех, что мне представляется скверным, — занятие унылое. Поэтому вернемся к подлинной русской прозе, а затем к поэзии. С ней у нас, богу нашему слава, совсем недурно. Но так обыкновенно бывает в периоды кризиса: поэзия сберегается и приумножается каким-то удивительным образом.

Из числа ныне действующих прозаиков назову недавно мне явленных Светлану Замлелову и Михаила Павлова.

Два прозаика на квадратный миллион километров — это вовсе не так мало, это даже вполне достаточно. К тому же Христос сказал: «У Бога все живы. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Все подлинные русские писатели никуда не делись — они с нами.

Есть понятие, которое ввел в научный обиход великий русский ученый, литературовед и писатель Юрий Тынянов — «теснота стихового ряда». Наилучшие слова в наилучшем порядке. Вот эта теснота и порождает явление, которое зовется «мерцание смыслов».

Слова во взаимосоприкосновении всякий раз, подобно калейдоскопу, порождают новые оттенки значений. Именно это позволяет нам перечитывать каждую хорошую книгу по несколько раз, потому что в ней действует этот механизм мерцания смыслов.

Мы сегодня читаем «Капитанскую дочку» [Александра Пушкина] и завтра будем читать, и наши дети будут, и наши прапрабабушки читали. Это мерцание смыслов существует во всех настоящих книгах настоящих писателей. Иначе — это провал, хлам.

— В поэзии, исходя из ваших слов, другая ситуация?

— Поэзия держится на плаву, причем работают все поколения одновременно. Особенно радуют наши поэтки, — применяю термин, введенный Юнной Мориц, — которые на ходу останавливают набитого «паралитературным» сором троянского коня.

Марина Кудимова и Ольга Старушко, Лаура Цаголова и Елена Буевич, Ирина Каренина и Ксения Першина и Наталья Лясковская, Ирина Белоколос и Светлана Кекова.

Мужики наши — Дмитрий Мельников, Юрий Воротнин, Олег Чухонцев, Игорь Панин, Валерий Котеленец, Станислав Минаков, Сергей Пагын, Андрей Дмитриев... Всея Великия, Малыя и Белыя Руси поэты мужеска и женска пола. А 18 октября в культпространстве «НигдеКроме», что на Калашном, будет выступать один из, на мой взгляд, наиболее значимых сегодня русских поэтов — Сергей Гонцов.

Я имею честь вести этот вечер.

— Как сейчас русская проза воспринимается за рубежом? Кого знают, читают, переводят, ставят в театрах?

— Нам следует уяснить для себя очень важную вещь, чтобы понять тайну, механизм всего этого дела: американский, в частности, читатель за последние сто лет отвык читать переводную литературу — не столь важно, русскую ли, любую.

Мы с вами, люди русской культуры, к примеру, знаем, что есть великая китайская литература, великая арабская... Нам внятно все: появись завтра литература с Луны или Сатурна — мы будем через три дня ее читать, критиковать, декламировать. Американцы этого не воспринимают, это особенность ментального кода.

— Что это значит?

— Они не воспринимают ничего внешнего, того, что не вызывает мгновенной бессознательной привязки — ассоциации с повседневным бытом.

— Вы упомянули китайскую литературу, а я как раз хотела задать вам вопрос: сейчас в целом и политически, и культурно принято говорить о повороте на Восток, но о восточных культурах, даже таких масштабных, как Китай или Индия, мы знаем ничтожно мало. Вы так не считаете? Что можно рассказать о взаимодействии, связи русской литературы и восточных? Ждет ли русскую культуру новый виток ориентализма, как чуть более ста лет назад?

— Многие и многие арабские, китайские, японские стихи в переводах у нас шли тем же речевым потоком, как и русские. Это связано с тем, что Россия — это культура-цивилизация.

Для нас усвоение внешнего является внутренним делом. Много лет назад я был в Оксфорде, встречался с профессором, который носил этакое стандартное имя — Джон Смит. Приятный университетский пейзаж, ухоженные домики, красивые студентки, и профессор завел меня в некое мемориальное место, где золотыми буквами на мраморных плитах выбиты имена лиц, закончивших Оксфорд.

«А вот это — Джон Голсуорси, — указал он мне на одну из плит. И добавил: — Знаменитый русский писатель».

Он правильно просек: весь этот бесконечный поток литературы разных эпох, разных стран — они все проходили у нас латентный процесс русификации. Герберт Уэллс — это русский писатель, Джек Лондон — русский писатель. Потому что мы культура-цивилизация.

— Кроме России есть другие культуры-цивилизации?

— Миновали, вымерли, но их и не было особенно много. Например, из наиболее известных: Россия — жива, Германия — мертва. Франция — мертва. Но могут возникнуть новые.

— А что с украинской литературой? Публично мы слышим чаще всего о Сергее Жадане, Оксане Забужко, Юрии Андруховиче. А что отметили бы вы?

— Мой второй родной язык — украинский, я свободно им владею, читаю, пишу.

Украинская литература — явление очень изящное, красивое, но оно может быть правильно воспринято только в сопоставлении со всем тем, что вызвало его появление. Это очень молодая культура: украинский язык начал формироваться к середине XIX века.

Были замечательные, весьма любопытные авторы, которых сейчас, может, не очень помнят: мой любимый [Иван] Нечуй-Левицкий, например, и другие.

В Харькове я застал еще живых, ходящих по улицам, матерящихся, пьющих да курящих прекрасных украинских поэтов: Станислава Розсоху, Игоря Муратова. Я, пожалуй, не очень хотел бы говорить об этом — сегодня все так смешно и страшно «заполитиканено».

Я могу назвать еще несколько имен, замечательных авторов, но вы заметили, что их почти никто не вспоминает? А знают все некую порнографическую скучную тетку…

— Забужко?

— Возможно. Так или иначе, важно помнить, что украинская литература — одна из крупнейших литератур Российской империи.

— Литература [Фёдора Михайловича] Достоевского исцеляющая, по вашему же определению. Сегодня есть авторы, способные быть таким же нравственно-моральным ориентиром? Возможно, не только в России.

— Люди в исцелении больше не нуждаются. Никто не признает себя больным и потому не нуждается в литературе. Бывают такие эпохи.

— Но сейчас, когда идут одновременно несколько кровопролитных военных конфликтов…

— Все потом. После. После войны. Вот сейчас еще немного — и разыграется большая серьезная война. Кто останется живой, конечно же, вспомнит.

— Появится антивоенная литература, такая, как после Первой мировой войны?

— А что такое антивоенная литература? Борьба против войны — это нечто вроде борьбы за отмену закона всемирного тяготения. Война — есть одна из форм существования. «Не мир, но меч». Делать вид, что это просто какое-то случайное зло, а завтра будет все хорошо, — надо ли так притворяться?

Кстати, в любой антивоенной литературе всегда скрыто или не слишком скрыто содержится романтика войны.

— Я могу спросить у вас про обострившийся конфликт между Израилем и Палестиной? Как вы можете объяснить, что происходит с точки зрения философии, истории, литературы?

— Когда-то я был специальным корреспондентом Радио «Свобода»* на Ближнем Востоке, достаточно долго.

По словам когда-то известного Абдурахмана Авторханова в тамошних краях господствуют взрывчатая эмоция и злопамятная месть. Мир там возможен только тогда, когда возникнет сбалансированная система взаимодействия между политическими механизмами, которые эту войну используют в своих интересах. То есть мира не будет никогда.

Мир, вообще, не продукт лирических умонастроений. В свое время, когда в 60-е был Карибский кризис, покойный президент [Джон] Кеннеди созвал совещание перед началом военных операций — комитет начальников штабов и прочую подобную публику, они пояснили, где ударят, что произойдет. Президент слушал больше часа, а потом спросил:

«Скажите, генерал, у нас есть какие-то шансы предотвратить удар советских ракет по нашим городам?» Тот ему ответил: «Мы не даем таких гарантий». Кеннеди сказал: «Я понял. Немедленно звоните в Москву к [Никите] Хрущеву, начинайте переговоры».

* СМИ, выполняющее функции иностранного агента.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Еще ничего не началось.
Игорь Бондарев / 16.12.2023, 17:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Милославский
Все статьи Юрий Милославский
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00