3 октября люди, не чуждые русской культуре, вспоминали 150-летний юбилей нашего писателя И.С. Шмелёва. Естественно, активизировались и наши соотечественники, исповедующие идеи «красного патриотизма».
Используя (теперь уже широко известные) цитаты из личной переписки Шмелёва с Ильиным, а также фрагменты (не менее теперь уже небезызвестной) статьи Ильина, некоторые лидеры общественного мнения вбросили в массовое сознание следующие тезисы: «Шмелёв и Ильин – антисоветчики, фашисты; ничего полезного в их наследии нет и быть не может; нужно их запретить».
Ну, что тут скажешь. Могут и запретить.
Тогда и обсуждать будет чревато.
А пока не запретили, попробую максимально сжато по существу вопроса.
Первое. Да, Ильин и Шмелёв были антисоветчиками. Оба они были глубоко убеждены в том, что наше Отечество захвачено враждебными Православию и русской культуре силами, и поэтому внешний – по отношению к этим силам – неприятель является косвенным союзником тех, кто чает освобождения России.
Мы теперь, задним числом, можем рассуждать о «красном бонапартизме» Сталина, который в силу ряда причин осуществил фактически реакцию, однако в 1941 году все это было, мягко говоря, не очевидно для представителей Русского Рассеяния.
Ошибкой русских эмигрантов было то, что в Гитлере они видели просто очередного кайзера, который, конечно, несть gut, но в любом случае является меньшим злом по сравнению с теми бесами, с которыми герои нашего повествования соприкасались во время революций и Гражданской войны.
Ошибались не только русские писатели и философы, но и люди, которые вели святую жизнь аскетов. Например, святитель Николай (Велимирович) в 1935–37 годах высказывался с осторожной надеждой о фюрере германского народа. То было – позволю себе напомнить – время, когда ни о каких лагерях смерти и речи не шло, зато много чего было как в коммунистическом, так и либерально-рыночном мире такого, что воспринималось любым человеком, воспитанным в духе традиционных ценностей как нечто, абсолютно неприемлемое. Если читатель задумается над этим, попробует принять эту логику, то можно продолжать.
Итак, «фашизм» Шмелёва и Ильина заключался именно в том, что тоталитарные режимы межвоенной Европы показались им меньшим злом по сравнению с Совдепом и Миром ростовщиков. Другое дело, что Ильин в своей работе, которую «красные патриоты» цитируют фрагментарно, специально оговаривается, что, несмотря на то что правоконсервативная реакция была совершенно природной, вскоре эта реакция приняла формы, совершенно неприемлемые для любого честного христианина. Полагаю, что этим все сказано о «фашизме» героев нашего повествования, кто захочет разобраться глубже, разберется. Кто не захочет разбираться – продолжать нет смысла.
В чём ошибался Ильин.
Если И.С. Шмелёв, будучи человеком искусства, мог в своих оценках оперировать субъективным отношением к советской власти, то И.А. Ильин, будучи философом-гегельянцем, по всей вероятности, должен был все-таки оценивать происходящее в России при Сталине диалектически. Тем более что определенные аналогии между процессами в советской России 1940-х и ситуацией в революционной Франции рубежа XVIII–XIX веков были недвусмысленны. И ошибочно было уповать на то, что все в Советской России рухнет до основания и именно поэтому понадобится своего рода «Орден меченосцев», братья которого возьмут управление погрузившейся в хаос республики в свои руки. То есть выдающийся наш мыслитель ставил задачи именно исходя из такого контекста. Поэтому далеко не все из его теоретического наследия может быть применимо в нашей ситуации. С одной стороны, он недооценил тот факт, что советская цивилизация все-таки во многом была вовсе не проявлением марксистско-ленинской догматики (об этом сказано много, не будем останавливаться), а с другой – он недооценил цепкость рук представителей иудео-англосаксонского мира, которые и после краха коммунистического проекта не позволят России стать самой собой. В этом смысле Ильин ошибался.
Что же касается того, что слишком «красные патриоты» желали бы вымарать имя певца Православной Руси и заменить книги И.С. Шмелёва произведениями советских литераторов, то тут у них ничего не получится. Оба мыслителя всегда были и навсегда останутся христианами - русскими патриотами.
П.С.
Те, кто читает книги, смогут по достоинству оценить и то, ЧТО сказано было нашим национальным писателем, и то, КАК это было сказано. В искусстве это – самое важное.
И Иван Сергеевич Шмелёв умел писать так, что лира его пробуждала в наших сердцах самые добрые чувства.
Павел ТИХОМИРОВ, помощник главного редактора «Русской народной линии», специально для «Русского Вестника»
81. Алекс. Алёшин
80.
https://www.youtube.com/watch?v=sIbhUk9HBGY
По поводу пресловутой "ленинской гвардии", якобы расстрелянной Сталиным в 1937 году: в 1937 году поплатились жизнями те члены партии, которые не разделяли сталинский курс, а, следовательно, создавали реальную угрозу безопасности страны на том историческом отрезке (подготовка к войне) и строительству социализма в СССР. В 1917 году они были такими же соратниками Ленина, как, например, те же Сталин или Молотов. Выделение их в какую-то отдельную "ленинскую гвардию" - лукавый приём антисоветчиков, имеющий целью противопоставление Ленина и Сталина, как бОльшего и меньшего злодеев, либо как губителя России и её спасителя.
79. Ответ на 78, Наблюдатель:
P.S. Может правда все-таки регистрацию проводить через Госуслуги? По крайне мере, иереев...
Наблюдатель не только ариец (нордический русский, по одной фамилии определяющий генетические свойства человека), но и "истинно православный", духом ведающий, какой иерей "правильный", а какой - нет. У Наблюдателя 2 в 1 - расовая чистота и "истинная православность".
78. Ответ на 73, иерей Илья Мотыка: с убедительным доказательством от Захара
P.S. Может правда все-таки регистрацию проводить через Госуслуги? По крайне мере, иереев...
77. Ответ на 74, Алекс. Алёшин: просто петросян
76. Ответ на 72, Наблюдатель:
Значит, про абрамовичей и фридманов у Наблюдателя вопросов нет.
Заглянул в википедию - Молотов и Ленин подружились на десяток лет позже.
В 1906 году Молотов стал членом РСДРП. Вообще-то, ленинцем стал.
75. Ответ на 73, иерей Илья Мотыка:
Захар Прилепин, помнится, говорил, буквально следующее:
.«Вообще, о Соловках до меня не писали. Разве что в житиях, но художественных текстов не было. Я открываю новое».
Коробкова Е. «Сюжет новой книги родился после того, как мы с Велединским съездили на Соловки» // Вечерняя Москва. 2014. 8 апр.
Уж лучше бы Прилепин катал стёбы в духе Ильфа/Петрова, чем прикасаться к Русской Трагедии.
74. Ответ на 70, Наблюдатель:
И Сталина Ленин приблизил, потому что он был нерусским и прибандиченным. Не разглядел Ильич русофильства Сталина, который свой состав уже формировал совсем по другому, в его ближайшем окружении сразу оказалось два русских: Молотов и Ворошилов.
Именно так оно и было. Ленин был отъявленный русофоб, русских терпеть не мог, но очень сильно любил евреев и целью жизни его было сдать русский народ под управление жидов. Он даже вечерами, после работы, ходил по улицам с объявлением на груди: Приму на работу в ЦК ВКПб лиц еврейской национальности, желательно с криминальным прошлым и со связями на Уолл-стрит. А то, что Ленин Сталина приблизил так это всё враньё. До революции, да, он его действительно держал при себе, но исключительно из-за того, что Сталин награбленное в банках отдавал целиком Ленину, а тот уже переправлял на свой счёт в швейцарском банке. А так он его терпеть не мог и после революции, когда надобность в грабежах отпала, всё и так уже стало ленинским, он Сталина, при первой же возможности отсылал от себя куда подальше, то в Царицын, то на Урал, то в Украину, с тайной надеждой, что тот обратно уже не вернётся. Поэтому все утверждения о близости Ленина и Сталина яйца выеденного не стоят. Всё было проще и циничнее.
73.
72. Ответ на 71, Потомок подданных Императора Николая II: подгоняйте яхту